Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:14, реферат
Целью настоящей работы является исследование оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить задачи и функции оперативных подразделений ОВД;
2) проанализировать структуру оперативных подразделений ОВД;
3) охарактеризовать права и обязанности оперативных подразделений ОВД.
Закон не устанавливает конкретных сроков исполнения поручений, указаний и решений. Думается, это вполне оправдано, поскольку некоторые ОРМ проводятся достаточно быстро, другие требуют длительной подготовки и привлечения значительных сил и средств.
Российская Федерация является страной-участницей Интерпола и ряда многосторонних международных договоров по вопросам борьбы с преступностью. Кроме этого, Россия заключила ряд двухсторонних договоров с другими государствами о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, причем как на уровне правительств, так и на уровне правоохранительных органов. В этой связи принятые на себя обязательства, вытекающие из содержания договоров, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, запросы международных и иностранных правоохранительных организаций являются правовыми основаниями для осуществления ОРД на территории России. Организация, процедура и сроки исполнения настоящих запросов, а также обеспечение неразглашения сведений, полученных в процессе проведения по ним ОРМ, регламентируются специальными нормативными актами.
Как справедливо отмечают некоторые авторы, ОРД присущи специфические отношения – оперативно-розыскные, характерной чертой которых является особый правовой статус субъектов, специфика реализации их прав и обязанностей, использования ими специальных средств и методов борьбы с преступностью. Действительно, оперативно-розыскное законодательство устанавливает специфические права участников оперативно-розыскной деятельности, а также способы их осуществления и защиты.
Права есть круг предоставленных
законодателем оперативно-
1. Проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 Закона об ОРД, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных ОРМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных ОРМ изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.
3. Использовать в ходе
проведения ОРМ по договору
или устному соглашению
4. Использовать в целях
конспирации документы,
5. Создавать в установленном
законодательством Российской
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приведенный перечень прав субъектов ОРД не следует считать исчерпывающим. Он отражает наиболее общие права, характерные для всех субъектов ОРД. Вместе с тем каждый из органов, осуществляющих ОРД, наделен специальными, присущими только ему, полномочиями, закрепленными в ведомственных нормативных актах.
В ч. 2 ст. 4 Закона об ОРД предусмотрена возможность для органов, осуществляющих ОРД, разрабатывать и принимать специальные правоприменительные акты (положения, инструкции и т.п.), устанавливающие порядок (процедуру) реализации предписаний закона.
Полномочия органов, осуществляющих ОРД, по ее нормативно-правовому регулированию ведомственными актами вытекают из Закона об ОРД, а именно:
– ч. 2 ст. 4, согласно которой органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ;
– ч. 5 ст. 10, предусматривающей, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД;
– ч. 3 ст. 11, закрепившей положение о том, что представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами;
– ч. 3 ст. 13, в соответствии с которой руководители органов, осуществляющих ОРД, определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы;
– ч. 1 ст. 19, устанавливающей, что обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.
Итак, закон весьма обстоятельно регламентирует права и обязанности органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД. При этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечению конспирации этой деятельности.
Заключение
ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Перечень органов, осуществляющих ОРД в Российской Федерации в полном и ограниченном объеме, дан в ст. 13 Закона об ОРД. Данный перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В свою очередь, руководители указанных органов самостоятельно определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.
К органам, уполномоченным Законом об ОРД на осуществление ОРД, относятся, в частности, органы внутренних дел.
Оперативные подразделения ОВД, как субъекты ОРД, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами.
Обязанности органов, осуществляющих ОРД, определены ст. 14 Закона об ОРД, а их права – ст. 15 Закона об ОРД.
Опыт ОВД может быть перенят другими органами исполнительной власти, наделенными Законом об ОРД правом на осуществление ОРД, при организации своих функциональных задач и целей с учетом собственной специфики. Кроме того, оперативные подразделения многих из них изначально нуждаются в организации и налаживании тесного взаимодействия, прежде всего, с оперативными подразделениями ОВД. Это положение не исключается и в отношении межведомственных связей с другими оперативными и неоперативными органами государственной власти.
Современный период политической и экономической нестабильности обязывает не только ОВД, но и другие органы, осуществляющие ОРД, уделять внимание повышению эффективности не только отдельных ОРМ, но и накопительному арсеналу методов и средств, предназначенных для их полноценного обеспечения. Целесообразно, чтобы полученный одними оперативными службами передовой опыт в достижении цели и решении той или иной сложной задачи при осуществлении ОРД периодически доводился до других оперативных органов, а также взаимодействующих служб.
Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время реализация законодательных, политических, социально-экономических и иных мер борьбы с преступностью должна поддерживаться если не опережающим, то, как минимум, синхронным развитием оперативно-розыскных подразделений.
Список использованной литературы