Общие положения и условия предварительного следствия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 01:14, контрольная работа
Краткое описание
Общие условия предварительного расследования — правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины. В уголовно-процессуальном законе речь идет об общих условиях предварительного следствия. Однако в подавляющем большинстве случаев они распространяют свое действие и на дознание в силу ст. 120 УПК, указывающей на то, что при производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия.
Содержание
1. Общие положения и условия предварительного следствия.........................3 2. Сроки предварительного следствия...............................................................10 3. Процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания.12. 4. Очная ставка......................................................................................................22 5. Получение образцов сравнительного исследования...........26 Задача............................................................................. ... 33 Список используемых источников и литературы .............
7. В случае необходимости
продления срока предварительного
следствия следователь выносит
соответствующее постановление
и представляет его руководителю
следственного органа не позднее
5 суток до дня истечения срока
предварительного следствия.
8. Следователь в письменном
виде уведомляет обвиняемого
и его защитника, а также потерпевшего
и его представителя о продлении
срока предварительного следствия.
3. Процессуальные
формы взаимодействия следователя с органами
дознания
В соответствии с внутриведомственными
нормативными актами взаимодействие между
следователем, оперативным работником
и дежурной частью начинается, как правило,
с момента поступления в дежурную часть
сообщения о преступлении, подследственном
следователю. В органах внутренних дел
сложилась четкая система дежурных частей,
деятельность которых регламентируется
ведомственными нормативными актами.
Дежурная часть призвана по
поступлении сообщения о совершении или
готовящемся преступлении немедленно
на него реагировать, организовывать на
этой стадии четкое взаимодействие следователя,
оперативных работников, эксперта-криминалиста
и др. Специалистов и их незамедлительный
выезд для осмотра места происшествия,
раскрытия преступления по горячим следам
и задержании преступника.
При непосредственном
обращении граждан в дежурную
часть, каждое заявление о преступлении
заносится в книгу учета №
1 заявлений и сообщений о преступлении,
в которой отмечается число, время,
от кого и о чем поступили
(в органах прокуратуры также
имеются журналы учета заявлений
и сообщений о преступлениях,
в которые заносятся сведения,
поступившие к следователям и
прокурорам). При этом в обязательном
порядке оформляется протокол
в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства,
а заявителю выдается уведомление
о принятии заявления. Как только
заявление или сообщение будет подтверждено
следственно-оперативной группой с места
происшествия. Оно регистрируется в Журнале
о совершенных преступлениях. Зарегистрированные
заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который
дает соответствующие направления возбуждать
уголовное дело, провести проверку. Провести
досудебную подготовку материалов. В книге
учета заявлений и сообщений об этом делается
пометка. В ней же указывается номер и
дата возбуждения уголовного дела. При
отказе в возбуждении уголовного дела
указывается номер проверочного материала.
Материалы об отказе в возбуждении уголовного
дела регистрируются в Журнале учета материалов,
по которым вынесены постановления об
отказе в возбуждении уголовного дела.
Каждому из материалов присваивается
очередной порядковый номер. По поступившему
заявлению или сообщению о преступлении
в срок не более трех суток со дня его получения,
а в исключительных случаях в срок не более
десяти суток должно быть принято решение
о возбуждении уголовного дела, об отказе
в возбуждении уголовного дела или о производстве
по делу.
Возбуждение
уголовного дела – первая стадия уголовного
процесса, которая создает необходимые
основания для дальнейших следственных
действий. Сам факт возбуждения уголовного
дела указывает на то, что правоохранительные
органы установили признаки состава преступления
в том или ином деянии и начали действия,
в которые по мере продвижения вовлекается
множество государственных служб и граждан.
С выявлением повода орган дознания, следователь,
прокурор или суд принимают меры для установления
оснований возбуждения уголовного дела.
Наука уголовного процесса трактует их
как фактические данные о наличии в деянии
признаков состава преступления и отсутствию
обстоятельств, исключающих производство
по делу.
Следовательно, своевременность
и обоснованность возбуждения уголовного
дела зависят от проверки обстоятельств
происшествия, которые предшествует вынесению
постановления о возбуждении уголовного
дела. Таким образом, установление оснований
возбуждения уголовного дела можно назвать
предварительной проверкой повода к этому,
будь то заявление гражданина или непосредственное
обнаружение признаков преступления.
УПК РФ определяет, что единственным
следственным действием, проведение которого
возможно до возбуждения уголовного дела
является осмотр места происшествия. При
этом одной из предпосылок успешного раскрытия
преступления по горячим следам по получении
сообщения о нем является быстрая и четкая
организация выезда следственно-оперативной
группы для осмотра места происшествия
и принятия всех необходимых мер для задержания
преступника.
Первостепенная и неотложная
задача дежурного при поступлении сообщения
о преступлении – пресечь преступление
и принять меры к сохранению его следов
и задержанию преступника. Успех в таких
случаях, независимо от способа и формы
поступления информации о преступлении,
зависит от инициативы и знания сотрудниками
дежурных частей своих обязанностей, определенных
ведомственными нормативными актами.
Правильная и своевременная
организация выезда на место происшествия,
его квалифицированный осмотр следователем
– непременное условие успешного раскрытия
преступления. Осмотр места преступления
и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных
мер является одним из наиболее эффективных
способов собирания информации о преступлении
и преступнике, умелое использование которой
обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление,
а нередко способствует и раскрытию преступления
по «горячим следам».
Существует тесная взаимосвязь
между данными, полученными при осмотре
места преступления и содержанием проводимых
мероприятий, характер, цели и направленность
которых зависят от полноты и качества
осмотра. Изучение практики показывает,
что отсутствие надлежащей информационной
базы именно в начале расследования, неквалифицированный
осмотр места совершения преступления
и неумелое составление протокола осмотра,
затрудняют раскрытие и расследование
преступлений. Поскольку успех работы
на месте совершения преступления во многом
зависит не только от усилий самого следователя,
но и других лиц, выезжающих на место преступления,
а так как основной организационной формой
взаимодействия является следственно-оперативная
группа, то поэтому важным вопросом является
проблема комплектования этой группы,
налаживание взаимодействия входящих
в нее лиц и управления их деятельностью.
Ведомственными нормативными актами закреплено,
что следователь является руководителем
СОГ, выезжающей на место происшествия.
Он осуществляет руководство в период
осмотра, определяет порядок ее работы,
обеспечивает согласованную деятельность
всех ее членов. Указания и поручения следователя
являются обязательными для всех участников
осмотра, как в процессе подготовки, так
и при его проведении. Перед осмотром,
в зависимости от категории совершенного
преступления, его особенностей, наступивших
последствий и т.п. следователь должен
проверить, соответствует ли состав группы
объекту и особенности предстоящей работы,
и при необходимости по согласованию с
дежурной частью может привлечь к осмотру
помимо оперативных работников и экспертов,
работников других служб и специалистов.
Так, при осмотре дорожно-транспортного
происшествия, в группу включается работник
ГИБДД, экспетрт-автотехник, а при осмотре
места пожара в следственно-оперативную
группу должны входить сотрудники государственной
противопожарной службы и специалисты-электрики,
химики, строители и т.п. В ходе осмотра,
следователь определяет его границы, составляет
протокол осмотра, дает указания оперативному
работнику, эксперту-криминалисту, специалисту
в области судебной медицины, кинологу
и другим. Это обеспечивает необходимую
координацию следственных и оперативных
действий, позволяет наиболее эффективно
использовать в следственной и оперативно-розыскной
работе материальные следы преступления,
выявленные и изъятые на месте происшествия.
Таким образом, при осмотре места происшествия
большое значение имеет правильное распределение
обязанностей среди лиц, участвовавших
в его проведении, четкое определение
характера их действий, своевременное
взаимное информирование. Тактические
особенности места осмотра состоят в том,
что место происшествия исследуется членами
следственно-оперативной группы с разных
точек зрения и с применением различной
методики. Иными словами, это исследование
носит комплексный характер. В осмотре
места происшествия специфическая роль
отводится специалисту-криминалисту.
В соответствии с ведомственными нормативными
актами он оказывает содействие следователю
в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных
доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую
специальных познаний. Содействует полному
и правильному отражению в протоколе осмотра
полученной криминалистической информации,
а также данных о применении криминалистических
средств и методов. Специалист-криминалист
осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему
указания о проведении тех или иных действий.
Однако эти указания носят ограниченный
характер. Касаясь лишь исследования.
Методику, тактику исследования и применения
научно-технических средств при выявлении
и фиксации материальных следов преступления
определяет сам специалист.
Члены группы первоначальную
информацию о совершенном преступлении
получают от участников инспектора. Ведомственными
нормативными актами закреплено, что участковый
уполномоченный полиции прибывает первым
на место происшествия, он обязан обеспечить
его охрану до приезда следственно-оперативной
группы и собрать предварительную информацию
о происшествии, причастных к нему лицах,
а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах.
Он информирует следователя и оперативных
работников и характере и месте совершения
преступления, о пострадавших и лицах,
представляющих оперативный интерес;
исполняет поручения руководителя СОГ.
Участковый уполномоченный, не будучи
специалистом, как правило в осмотре участия
не принимает. За исключением случаев,
когда он знаком с местом, где совершено
преступление и может помочь восстановлению
обстановки. Обязанность следователя
собрать воедино разнообразные данные
осмотра, проанализировать их в связи
с полученными результатами решить вопрос
о дальнейшем направлении работы. Он должен
быстро и оперативно определить обстоятельства,
при которых было совершено преступление.
Следователь обязан решить
и другую задачу – в зависимости от результатов
осмотра места происшествия и оперативных
данных принимать меры к установлению
и задержанию преступника. В связи с этим,
он еще до окончанию осмотра дает поручение
участникам группы о проведении необходимых
оперативно-розыскных мероприятий. Основная
работа по установлению и розыску преступников
возлагается на оперативного работника
и взаимодействующую с ними дежурную часть.
Согласно ведомственным нормативным актам
он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные
мероприятия по обнаружению и задержанию
лиц, совершивших преступления; установлению
очевидцев, способных дать показания об
обстоятельствах преступления и о преступнике,
организует розыск преступника по горячим
следам. По поручению следователя производит
следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия. В соответствии с ведомственными
нормативными актами взаимодействие с
дежурной частью в период осмотра возглавляется
на оперативного работника. Он должен
сообщить в дежурную часть сведения о
характере преступления. Приметах подозреваемых,
похищенного, а также другие данные, имеющие
значение для поиска и задержания преступников.
Таким образом, в ходе осмотра,
следователь взаимодействует с дежурной
частью опосредованно – через оперативного
работника. Это имеет большое практическое
значение, поскольку его внимание, сосредоточенное
на осмотре места происшествия, не должно
отвлекаться чисто технической стороной
взаимодействия.
В соответствии с ведомственными
нормативными актами, дежурный по органу
внутренних дел информирует о происшествии
патрульных, постовых, сотрудников ГИБДД,
участковых уполномоченных, а также сотрудников
ОВД на транспорте и при необходимости
информируются дежурные части других
горрайорганов. Дежурная часть принимает
все сообщения о приметах преступника,
маршруте его движения и возможном месте
нахождения, организует перекрытие путей
отхода и задержание преступника, высылает
группы немедленного реагирования.
В ходе осмотра следователь,
оперативный работник, эксперт-криминалист
и участковый уполномоченный информируют
друг друга и дежурную часть о данных,
имеющих значение для выявления подозреваемого
и установления обстоятельств совершенного
преступления.
Центральным элементом
этой работы является совместная
организованная деятельность дежурного
по органу внутренних дел, следователя
и следственно-оперативной группы. Итогом
взаимодействия следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного
дела является принятие следователем
одного из следующих решений: о возбуждении
уголовного дела; об отказе в возбуждении
уголовного дела; о передаче заявления
или сообщения по посредственности или
подсудности. О каждом принятом решении
в книгах учета делается соответствующая
запись.
Все документы согласовываются
с непосредственным начальником опер-работника
и докладываются руководителю, имеющему
право давать разрешение на заведение
дела. Последний изучает и анализирует
представленные ему материалы, после чего
утверждает либо не утверждает постановление
о заведении оперативно-поискового дела
и план дальнейших мероприятий. Согласно
п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» органы, ее осуществляющие
правомочны проводить разведовательно-поисковую
работу, включающую добывание и оценку
информации о планируемых и осуществляемых
объектами оперативно-розыскной деятельности
действиях, предпринимаемых для достижения
преступных целей.
В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» сказано, что в распоряжении
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, в результате разведывательно-поисковой
работы может оказаться информация о криминальных
фактах, допускающих двоякое толкование,
т.е. не являющаяся полной. В соответствии
со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы
безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на указанную
спецслужбу возложена обязанность добывать
информацию о событиях или действиях,
создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности
РФ. Однако данные сведения могут быть
обнаружены и оперативными подразделениями
органов внутренних дел в процессе осуществляемой
ими разведывательно-поисковой работы.
Оперативного обслуживания различных
объектов в пределах своей компетенции.
В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности»
эти данные должны быть переданы в соответствующие
подразделения ФСБ. Если результат разведывательно-поисковой
работы в сфере и инфраструктуре уголовных
преступлений имеют форму криминальной
информации. То проводятся оперативно-розыскные
мероприятия, направленные на установление
достоверности указанной информации,
сбор дополнительных сведений о лицах
и фактах. Как правило, получив в процессе
оперативно-розыскной деятельности информацию,
сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих
оперативный интерес, сотрудник оперативного
подразделения проверяет ее. Решая вопрос
о необходимости проведения дознания,
предварительного следствия, разбирательства
по факту административного правонарушения,
а в ИУ – пенитенциарного проступка. В
связи с этим, все поступающие к опер-персоналу
данные по ходу их обнаружения перепроверяются
за счет дублирования источников, а также
соотносятся между собой для определения
взаимосвязи сведений, касающихся одного
и того же объекта. В зависимости от содержания
информации, общественной опасности лиц
и фактов, а также необходимого объема
работы оперативный работник определяет
виды оперативно-розыскных мероприятий.
Подлежащих проведению в этом случае.
По общему правилу опер. работник,
осуществляющий предварительную оперативную
проверку, обязан в письменной форме зафиксировать
информацию, на основании которой начато
производство по рассматриваемому делу,
а также излагать в соответствующих оперативно-служебных
документах результаты проведенных или
проверочных мероприятий. Эти документы
и иные материалы, получаемые в ходе этой
работы, подлежат сосредоточению в деле
предварительной оперативной проверки.
Производство по делу предварительной
оперативной проверки сотрудник завершает
рапортом, где указывает, достигнута ли
цель проверки (предупреждено, пресечено
или раскрыто преступление; задержан ли
скрывавшийся преступник или обнаружено
ли лицо, без вести пропавшее; решены ли
иные оперативно-тактические задачи).
Если цель достигнута и получено разрешение
непосредственного руководителя опер.
работника по прекращению рассматриваемого
дела, то по письменному указанию этого
начальника оно сдается в архив. Предварительная
оперативная проверка может завершаться
использованием собранных материалов
для профилактики противоправного поведения
объектов ОРД, а также для нейтрализации
преступных замыслов, подготовительных
к преступлению действий. Возможно использование
собранных материалов, отражающих реальные
признаки правонарушения, путем их легализации
в интересах привлечения.
Содействие органа дознания
следователю в производстве отдельных
следственных действий представляет собой
помощь, которая оказывается ему работниками
этих органов в процессуальных действиях,
выполняемых самим следователем. Потребность
в оказании следователю такой помощи возникает
тогда, когда одному ему фактически трудно
(а подчас и не возможно) осуществить данное
следственное действие, а также когда
в связи с таким действием возникает необходимость
осуществить функции, присущие органам
дознания.
В соответствии с ведомственными
актами содействие органа дознания следователю
может выражаться;
1. в обеспечении
условий успешного проведения
отдельных следственных действий;
2. в непосредственном
участии оперработника в производстве
следователем отдельного следственного
действия;
3. в выделении
органам дознания специалистов
для участия в производстве
отдельных следственных действий;
4. в предоставлении
органом дознания следователю
научных и технических средств,
необходимых для надлежащего выполнения
отдельных следственных действий;
5. в применении
органом дознания принудительных
мер в целях обеспечения следователю
возможности производства отдельных
следственных действий;