Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  вышеперечисленные правовые акты составляют нормативно - правовую основу деятельности по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним и это не исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере.

Таким образом, подводя итог по вопросу административной ответственности несовершеннолетних, можно сделать следующий вывод:

1.2 Общая характеристика  административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

Фактическим основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, которым в соответствии со ст. 2.1 КРФ об АП признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Итак, административное правонарушение - это вариант юридической  патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму любого действия или бездействия. Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее шестнадцати лет[2.1]

Нельзя не остановиться на характеристике элементов юридического состава административного правонарушения, выступающих в качестве оснований освобождения от административной ответственности.

Во-первых, субъектная характеристика - возраст лица от 16 до 18 лет, совершившего административное правонарушение, - с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам  несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения  потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.22 КРФ об АП). Однако ответственность за совершение данного правонарушения несут родители или иные законные представители несовершеннолетних, хотя высок уровень информированности, достаточно широко развита пропаганда здорового образа жизни и уже с раннего возраста подросток имеет представление о пагубности данных пристрастий.

К сожалению, в законодательстве существует пробел относительно соблюдения правил паспортной системы РФ. По общему правилу паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Однако ответственность лиц данной категории за проживание без паспорта, за умышленную порчу или утрату паспорта по небрежности отсутствует. Таким образом, привлечь к административной ответственности за совершение указанных правонарушений можно только по достижении 16 лет. В данном случае логика законодателя не совсем ясна и обоснована.

В случае достижения установленного по закону возраста административной ответственности, несовершеннолетний несёт последнюю в соответствии с нормами действующего КРФ об АП.

Представляется необходимым  дать общую характеристику административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Данная характеристика будет строиться  по признаку объекта противоправного посягательства.

Наиболее характерными объектами противоправного посягательства несовершеннолетних являются:

- во-первых, отношения  по обеспечению правил безопасности  движения на железнодорожном,  водном транспорте; безопасности  полётов на воздушном транспорте; эксплуатации, охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений; а также отношения в сфере международных автомобильных перевозок;

- во-вторых, отношения,  возникающие в области обеспечения  правил безопасности дорожного  движения на транспорте;

- и, наконец, в третьих, отношения, складывающиеся по поводу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в РФ.

К первой группе правонарушений, совершаемых  несовершеннолетними на транспорте, относятся такие как:

- ст. 11.18 КРФ об АП «Безбилетный проезд»;

- ст. 11.17 КРФ об АП «Нарушения правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте», например, курение, выбрасывание мусора за борт и т.д.

Ко второй группе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними  в области дорожного движения, относятся такие как:

- ст. 12.2 КРФ об АП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нём государственных регистрационных знаков»;

- ст. 12.6 КРФ об АП «Нарушение правил применения ремней безопасности и мотошлемов»;

- ст. 12.7 КРФ об АП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством»;

- ст. 12.13 КРФ об АП «Нарушение правил проезда перекрёстков»;

- ст. 12.28 КРФ об АП «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах» и многие другие.

К третьей группе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними  в области обеспечения общественного  порядка и общественной безопасности, относятся такие как:

- ст. 20.1 КРФ об АП «Мелкое хулиганство»;

- ст. 20.2 ч. 2 КРФ об АП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»;

- ст. 20.3 КРФ об АП «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»;

- ст. 20.20.ч.1,2 КРФ об АП «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо...»

- ст. 20.21 КРФ об АП «Появление в общественных местах в состоянии опьянения»;

- ст. 20.22 КРФ об АП «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков...» [1.1]

Так, на примере деятельности МВД по Республике Бурятия, анализ статистических данных официальной статистики за 2004-2008 гг. позволяет говорить о наметившейся в последние годы тенденции повышения общей криминальной активности несовершеннолетних. Так, в 2009 г. на территории РБ несовершеннолетними было совершено 1517 преступлений. По итогам 2010 г. эта цифра составила уже 1986 преступлений, т.е. рост преступности несовершеннолетних на территории района составил (30%). За 2011 год 1728 преступлений (снижение). Одной из острейших проблем снижения криминальной активности лиц, не достигших совершеннолетия является противодействие их повторной преступности. [3.3]

Анализ практики применения к несовершеннолетним, виновным в совершении правонарушений, административно-правовых мер, свидетельствует о наличии серьезных недостатков в этой сфере.

Существуют противоречия между отдельными положениями федеральных  законов. Так, по смыслу ст.ст. 20.20, 20.21 КРФ об АП для определения факта употребления спиртных напитков несовершеннолетним необходимо проведение медицинского освидетельствования. В соответствии с подходом, регламентированным семейным законодательством, в отношении несовершеннолетнего правонарушителя освидетельствование возможно только с согласия родителей[1.1]

В последние годы в  мотивации правонарушающего поведения  несовершеннолетних все более значимую роль играют социально обусловленные  мотивы, порожденные бедностью, нищетой, бездомностью, безработицей, беспризорностью, вынуждающими детей искать любые источники средств существования, включая противоправные. Из-за экономических факторов появились мотивы, отнесенные к биологическим, обеспечивающие физиологическое выживание организма. Криминологические исследования зафиксировали, что непосредственно по мотивам абсолютной нужды, ради приобретения жизненно необходимых продуктов и предметов одежды совершается 20,5% корыстных преступлений, а, по мнению экспертов-практиков, эта цифра доходит до 48% [3.1]

 Безусловно, данное обстоятельство должно оказывать существенное влияние на административную практику в отношении несовершеннолетних. Поскольку достаточно распространены случаи, когда несовершеннолетние совершают мелкие хищения, находясь в состоянии, близком к крайней необходимости. Данным обстоятельством, как известно из опыта отечественного законодательства, «... наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма отставляется».

Несмотря на возросшую  эффективность деятельности сотрудников ПДН по выявлению подростков, совершивших административные правонарушения, следует отметить тот факт, что при конструировании норм действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся несовершеннолетних, были допущены серьезные просчеты. Так, в КРФ об АП не определена административная ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за совершение несовершеннолетним правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Вследствие этого профилактическая деятельность соответствующих подразделений органов внутренних дел, как правило, не достигает своей цели.

Таким образом, можно  сформулировать вывод о том, что  фактическим основанием наступления  административной ответственности  несовершеннолетних является совершение ими административных правонарушений. Следует так же отметить, что криминогенная обстановка, сложившаяся на сегодняшний день на территории нашей страны, показывает, что наиболее часто несовершеннолетние правонарушители совершают административные правонарушения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в сфере обеспечения дорожного движения, на транспорте, и реже в других сферах. 

1.3 Полномочия ОВД по исполнению  законодательства РФ об административной  ответственности несовершеннолетних

Административная ответственность  — это сложный правовой институт, требующий от правоприменителя надлежащей юридической подготовки, опыта борьбы с административными правонарушениями, умения их квалифицировать, избрать  справедливое и эффективное наказание для виновного. Названные требования в полной мере относятся к сотрудникам органов внутренних дел, уполномоченным применять законодательство об административной ответственности.

Исполнение законодательства об административной ответственности  несовершеннолетних означает осуществление, проведение в жизнь тех задач, которые обозначены в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, задачами законодательства об административных правонарушениях, как это установлено в ст. 1.2 КРФ об АП, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Подчеркнем последнее особо, потому что нередко административные правонарушения - это начало криминальной деятельности, причина совершения потом преступлений. [1.1, 1.4].

Состояние административно-правовой деятельности органов внутренних дел  по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних находится в настоящее время на недостаточно высоком уровне, но не в полной мере используются возможности административно-правовых мер воздействия, в том числе мер административного принуждения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. [1.6]

Необходимо заметить, что органы внутренних дел входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция органов  внутренних дел (полиции) в применении законодательства об административной ответственности несовершеннолетних характеризуется совокупностью установленных законодательством РФ полномочий, которые различаются как по объему конкретных прав и обязанностей, кругу должностных лиц — их носителей, так и целям, набору используемых правоограничений и т.д. [2.9]. В общем виде полномочия органов внутренних дел (полиции) в рассматриваемой сфере определены в Законе РФ от 2011 года «О полиции», в котором прямо указана обязанность осуществления деятельности по предупреждению преступлений и административных правонарушений. [1.2]

Службы и подразделения  отделов внутренних дел, осуществляющие предупреждение правонарушений несовершеннолетних, можно разделить на три группы:

- службы и подразделения, осуществляющие предупреждение правонарушений несовершеннолетних попутно с основными функциональными обязанностями. К таковым можно отнести, например, патрульно-постовую службу (ППС), Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБдд), службу участковых уполномоченных полиции;

- службы и подразделения, для которых предупреждение правонарушений несовершеннолетних является одним из основных направлений деятельности, например уголовный розыск и следственные подразделения;

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних