Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

- осуществлять контроль  и профилактическую работу с  несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;

- осуществлять взаимодействие  с образовательными, религиозными, спортивными и другими организациями  и учреждениями в целях оказания  воспитательного воздействия на  детей и подростков с девиантным поведением и профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- информировать начальника  и заинтересованные подразделения  органа внутренних дел о выявленных  нарушениях и принимать меры  к их устранению.

Правонарушения, совершаемые  несовершеннолетними, являются фактором, в значительной мере определяющим состояние криминогенной ситуации в Российской Федерации. Известно, что нарушение принципа не от соответствующих подразделений органов внутренних дел, как правило, не достигает своей цели.

2.2 Административно-юрисдикционные  полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних

Занимая специфическое  место в системе государственного аппарата, органы внутренних дел осуществляют различные виды правоохранительной деятельности, в том числе и административно-юрисдикционную. Правильное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние не состояние общественного порядка и общественной безопасности. Административная юрисдикция представляет собой деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц по разрешению дел об административных правонарушениях и применению соответствующих юридических санкций. [2.10, с.13]

Административная юрисдикция является разновидностью право применения. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения. Компетентный орган устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение (совершение определенного правонарушения). При этом требуется выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, имеются ли обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб и др.

Таким образом, административная юрисдикция обладает всеми признаками, которые присущи юрисдикции в целом. К их числу относятся: наличие правонарушения, определенная процедура рассмотрения дела, обязательность принятия юрисдикционного акта. Являясь одним из видов правоохранительной деятельности, административная юрисдикция осуществляется многими органами государства, в том числе и органами внутренних дел, в частности, участковыми уполномоченными полиции. В этой связи служба УУП наделена широким кругом полномочий, в рамках которых она реализуют принадлежащее ей право привлечения к административной Ответственности ,,за правонарушения, совершаемые несовершеннолетними лицами. При этом юрисдикция участковых уполномоченных полиции имеет свои особенности по сравнению с другими административно-юрисдикционными органами.

1. Основные юрисдикционные полномочия органы внутренних дел реализуют в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Такое положение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед органами внутренних дел (милицией).

2. Широта охраняемых  ОВД общественных отношений обусловливает  больший по сравнению с другими  органами объем юрисдикционных  полномочий. Если другие административно-юрисдикционные органы отраслевой компетенции рассматривают, как правило, небольшую группу однородных административных правонарушений, то участковые уполномоченные полиции разрешают дела по наибольшему количеству административных правонарушений

3. Особенностью административно-юрисдикционной деятельноти участковых уполномоченных полиции является и то, что кроме рассмотрении и разрешения дел об административных правонарушениях, на них возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений, подведомственных другим органам административной юрисдикции.

4. Административную юрисдикцию УУП отличает также использование упрощенного порядка рассмотрения ‘и разрешения дел’ об административных проступках, который характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается УУП на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел.

В соответствии с инструкцией  по организации деятельности Участкового  уполномоченного полиции, последний праве осуществлять административно- юрисдикционную деятельность в пределах, установленных законодательством РФ.

Производство по делам об административных правонарушениях как процессуальная деятельность складывается из действий целого ряда органов и лиц, которые, выступая от своего имени, могут влиять на исход дела. К их числу относятся лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, их представители (по закону и по договору), свидетели, эксперт, специалист, переводчик и др.

Интересы лица, в отношении  которого ведется производство по делу, а также потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут реализовать свои права в производстве по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные Представители: родители, усыновители, опекуны, попечители (ст. 25.3 КРФ об АП).

Решение задач производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, осуществляётся посредством доказывания, включающего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств. доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Производство по делам  об административных правонарушениях  представляет собой совокупность основанных на законе процессуальных действий, совершаемых  в определенной последовательности (по стадиям).

Традиционно выделяется четыре стадии производства по делам  об административных правонарушениях

1)возбуждение дела  об административном правонарушении,

2)рассмотрение дела  об административном правонарушении,

3)пересмотр постановлений  и решений по делам об административных  правонарушениях,

4)исполнение постановления  по делу об административном правонарушении.

Следует отметить, что  к подведомственности УУП относятся только первая стадия- возбуждение дела об административном правонарушении.

Закон подробно регламентирует лишь содержание протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2 КРФ об АП). Его форма может быть произвольной. Протокол об административном правонарушении, составленный УУП на чистом листе бумаги своевременно и с указанием всех предусмотренных КРФ об АП сведений, влечет необходимые процессуальные последствия. В соответствии с п. 1 ч.2 ст.28.3 КРФ об АП, должностные лица ОВД, в том числе участковые уполномоченные полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по широкому кругу дел.

К примеру, УУП вправе составить протоколы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, если в их действиях содержаться составы ст. 20.3 «Пропаганда и демонстрация нацистской атрибутики или символики», ст. 20.5 «Нарушение требований режима чрезвычайного положения», ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и другие составы.

Согласно ст. 28.5 КРФ об АП протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуются дополнительные разбирательства — в течение двух суток с момента выявления правонарушения (если проводилось административное расследование, то по его окончании).

Сведения, требующие отражения  в протоколе, могут быть подразделены на три группы:

1. Первая группа сведений  связана с закреплением обстоятельств  совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место,  время совершения проступка, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самого противоправного действия. Эти данные необходимы для правильной квалификации правонарушения.

2. Вторую группу составляют  сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Это фамилия, имя, отчество лица, возраст, род занятий, место жительства, фамилия, имя, отчество родителей несовершеннолетнего. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать применение мер наказания.

Обязательным условием составления прокола об административном правонарушении является точное установление личности субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку нередки случаи, когда нарушители в целях уклонения от ответственности выдают себя за других известных им граждан, протокол об административном правонарушении должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Обязательным условием составления протокола на несовершеннолетнее лицо, является присутствие при составлении протокола родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего. Следует отметить, что объяснение у несовершеннолетнего отбирается так же в присутствии родителя или иного законного представителя.

Протокол составляется на лицо, совершившее административный проступок. Однако при появлении  подростка в возрасте до 16 лет  в общественных местах в пьяном виде либо распивающего спиртные напитки, в протоколе указываются сведения о его родителях или лицах, их заменяющих, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание.

З. К третьей группе сведений относятся дата и место  составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как неизвестно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или нет.

Протокол подписывается  его составителем, несовершеннолетним лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а так же родителем или законным представителем несовершеннолетнего, а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.

Указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КРФ об АП, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на «отдельном листе» и приложены к протоколу.

В случае отказа несовершеннолетнего  лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Существенным процессуальным нарушением является опрос и составление  протокола в то время, когда несовершеннолетний, привлекаемый к административной ответственности, находится в состоянии опьянения, то есть когда он не может дать объяснения по существу дела, понять содержание протокола и дать подписать его. В этом случае протокол должен составляться после вытрезвления указанного лица.

В случае если правонарушение совершено группой несовершеннолетних лиц, протокол составляется на каждого  нарушителя отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.

Согласно ст. 28.2 КРФ об АП копия протокола вручается несовершеннолетнему лицу (законному представителю), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему. В целях обеспечения явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствующие органы для рассмотрения дела об административном правонарушении в протоколе либо определении о направлении материалов дела по подведомственности, делается отметка под роспись об извещении лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Итак, административно-юрисдикционные полномочия участкового уполномоченного полиции в отношении несовершеннолетних завершаются составлением административного материала на последнего.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение.

Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место  его совершения. В случае совершения административного проступка несовершеннолетним, а равно правонарушения, предусмотренного статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КРФ об АП, дело рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних