Производство по делам несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях

несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных,

психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц

не достигших совершеннолетнего возраста.

Включение в УПК главы об особенностях производства по делам

несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам

России.

Содержание

|I |Введение……………………………………………………………………………. |3 |

|II |Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………. |4 |

| |1. |Общая характеристика…………………………………………………….. |4 |

| | |Понятие несовершеннолетнего………………………………………………… |4 |

| | |Подследственность по делам несовершеннолетних………………………….. |4 |

| | |Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство| |

| | |по делам несовершеннолетних…………………………………………………….. |6 |

| |2. |Предмет доказывания по делам о преступлениях | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |8 |

| | |Возраст несовершеннолетнего…………………………………………………. |8 |

| | |Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего………………… |10 |

| | |Причины и условия способствовавшие совершению преступления………… |12 |

| | |Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников |13 |

| | |преступления….. |15 |

| | |Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего…………………... | |

| |3. |Предварительное (досудебное) производство по делам о | |

| | |преступлениях несовершеннолетних…………………………………….. |18 |

| | |Арест несовершеннолетнего…………………………………………………… |18 |

| | |Отдача несовершеннолетнего под присмотр………………………………….. |20 |

| | |Особый порядок вызова несовершеннолетнего………………………………. |22 |

| | |Участие адвоката (защитника) при производстве по делам | |

| | |несовершеннолетнего…………………………………………………………… |23 |

| | |Участие законных представителей в производстве по делам | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………………. |24 |

| | |Участие педагога в допросе несовершеннолетнего…………………………... |25 |

| | |Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………|26 |

| | | | |

| | |Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего |27 |

| | |обвиняемого с материалами дела производство………………………………. | |

| |4. |Судебное разбирательство по делам о преступлениях | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |28 |

| | |Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….|28 |

| | | |30 |

| | |Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного | |

| | |заседания.. |31 |

| | |Участие в судебном заседании законных представителей | |

| | |несовершеннолетнего подсудимого…………………………………………… |33 |

| | |Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних | |

| | |представителей предприятий, учреждений и организаций…………………... |34 |

| | |Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора | |

| | |несовершеннолетнему…………………………………………………………... |37 |

| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |

| | |применением принудительных мер воспитательного |40 |

| | |воздействия………………………….. | |

| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |

| | |направлением в специальное воспитательное или | |

| | |лечебно-воспитательное учреждение……. | |

| |5. |Семейные суды по делам несовершеннолетних………………………… |42 |

|III|Заключение………………………………………………………………………... |45 |

| |Список использованной литературы…………………………………………... |46 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 67.50 Кб (Скачать файл)

> имеет ли обвиняемый  имущество или самостоятельный   заработок  и  в  каком

   размере;

> каковы взаимоотношения  между родителями и членами  семьи.

«Установление  этих  обстоятельств  необходимо,  так  как  именно  в   семье

формируется  мировоззрение  ребенка,  его  характер,   жизненные   принципы,

отношение к труду»[9].

       При  выяснении  условий   учебы   или   работы   следователь   и   суд

устанавливают:

> в какой школе  (обычной или вспомогательной)  учится несовершеннолетний;

> в каком классе  и какова успеваемость, поведение;

> принимал ли  участие в общественной жизни  школы;

> с кем дружит;

> применялись ли  к обвиняемому меры воспитательного  характера  и  за  какие

   проступки.

Если подросток  в момент совершения преступления  не  учился  и  не  работал,

выясняется, когда  и по каким причинам он оставил  учебу или работу,  было  ли

это известно семье, а  также было ли его увольнение согласовано с  комиссией

по делам несовершеннолетних.

      В  целях установления интересов   обвиняемого  необходимо  выяснить  его

связи,  времяпрепровождение,  круг   знакомых   отрицательно   влияющих   на

подростка. Для полного  представления о  личности  несовершеннолетнего  важно

знать употребляет  ли он спиртные напитки и психотропные вещества,  с  какого

времени и в каком  количестве, кто приучил  его  к  ним,  а  так  же  где  он

добывал деньги и  совершал ли он в таком состоянии  правонарушения.

       Также  исследованию   подлежит   поведение   подростка   в   прошлом.

Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

> совершал ли  он раннее преступления, когда  и какие;

> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз  и на какой срок  был

   осужден;

> где отбывал  наказание и как долго, как  вел себя в местах лишения  свободы;

> находился ли  в специальных воспитательных  учреждениях, за что  и   сколько

   времени;

> состоит ли  на учете в инспекции по  делам несовершеннолетних;

> привлекался ли  к административной ответственности. 

      ПРИЧИНЫ  И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

      Для   выяснения   причин   и   условий,   способствовавших   совершению

преступления, собираются данные относительно:

> источников возникновения  у подростка антиобщественных  взглядов и привычек

   (отрицательный   пример,  неправильное  воспитание   в   семье,   злостное

   нарушение  родительских обязанностей, влияние  антиобщественных элементов и

   т.д.);

> обстоятельств,  которые  привели  к  формированию  преступного  умысла  и

   непосредственно  толкнули на преступление;

>  обстоятельств,  создавших  благоприятную   обстановку  для  подготовки  и

   совершения  преступления,  а  также   способствовавшие   к   формированию

   преступных  групп и их антиобщественной  деятельности.

> устанавливаются  источники  приобретения  спиртных  напитков,  наркотиков,

   других   одурманивающих   веществ,   обстоятельства,   связанные   с   их

   употреблением;

> источники приобретения  и изготовления оружия и орудий  преступления;

> выясняются мотивы  преступления,  в  том  числе   специфические  возрастные

   мотивы (кража,  угон машины для того, чтобы  "показать себя", и  т.д.)  или

   мотивы, связанные  с тяжкими жизненными обстоятельствами.

      Должны  быть специально исследованы  причины и условия, способствовавшие

рецидиву в частности  недостатки в деятельности правоохранительных органов  и

общественности.   «Так,   если   несовершеннолетний    совершил    повторное

преступление,  вернувшись  на  прежнее  место   жительства   после   отбытия

наказания или пребывания в  воспитательном  учреждении,  выясняется,  каковы

были условия его  жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты  меры

по  его  устройству  и  контролю  за  поведением  и  почему  они   не   дали

результатов; если он  был  осужден  условно  и  т.п.  -  был  ли  установлен

своевременный контроль за  поведением  и  выполнением  возложенных  на  него

обязанностей, принимались  ли другие меры исправления, причины  ненадлежащего

осуществления контроля»[10].

      Выясняется,   нет   ли   других   несовершеннолетних,   попавших   под

отрицательное влияние  обвиняемого или находящихся  под  воздействием  тех  же

причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.

      При  назначении  судебного  заседания   и  рассмотрении  в  суде  первой

инстанции проверяются:

> выполнение следователем  требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;

> что сделано  для устранения причин и условий,  способствовавших  совершению

   преступления. 

      ДАННЫЕ  О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И  ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

      Эти  данные составляют самостоятельную  группу обстоятельств, подлежащих

доказыванию по делам  несовершеннолетних.  Учитывая  общественную  опасность

подобных  деяний  взрослых,  необходимо  тщательно  исследовать  их  роль  в

вовлечении  несовершеннолетних  в  преступную  или   иную   антиобщественную

деятельность.

      В  соответствии с п.4 ст.392 УПК   РСФСР,  по  делам  несовершеннолетних

проверяется версия о подстрекательстве  или  соучастии  взрослого,  а  также

выясняется, не имело  ли места со стороны родителей  или других лиц:

> заранее не  обещанное укрывательство;

> приобретение  имущества, заведомо добытого  преступным путем;

> вовлечение несовершеннолетних  в занятие попрошайничеством,  проституцией,

   азартными  играми, пьянством и употреблением  наркотиков;

> небрежное хранение  оружия, создавшее условие для   использования  его  при

   совершении  преступления;

> формирование  условий для преступлений несовершеннолетних  в результате  их

   развращения;

>  содержание   притонов,   распространение   предметов   порнографического

   характера,   истязание   несовершеннолетнего,   злостное   уклонение   от

   содержания  детей и т.п.

      «Верховный  Суд РФ уделяет особое внимание  вопросам выполнения органами

расследования и  судами требований п. 4 комментируемой  статьи,  подчеркивая,

что оценка полноты  материалов  дела,  обоснованности  приговора  связана  с

качеством проверки версии о наличии взрослых,  вовлекших  несовершеннолетних

в   преступления   или    иные    антиобщественные    действия.    Неполнота

предварительного  следствия, если она не может  быть  восполнена  в  судебном

заседании по этому  вопросу, является  основанием  для  возвращения  дела  на

дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11]

      При  проверке версии о вовлечении  или  соучастии  со  стороны   взрослых

необходимо выяснить, имели ли место с их стороны  любые виды физического  или

психического     воздействия,     направленного     на     возбуждение     у

несовершеннолетнего   желания,   стремления   участвовать    в    совершении

преступления.

      Лица, создавшие своим поведением или  отношением к  несовершеннолетнему

условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных  привычек  и

совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие  своих  должностных

обязанностей,  должны  привлекаться   к   дисциплинарной,   административной

ответственности, если  их  действия  или  бездействие  не  влекут  уголовной

ответственности. 
 

      ВЫЯВЛЕНИЕ  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 

      В   ходе   производства    по    делам    несовершеннолетних    органы

предварительного  следствия и суды в соответствии с требованием ч.2  ст.  392

УПК РСФСР, обязаны  обращать внимание на выявление  умственной  отсталости  у

несовершеннолетнего.

        «Умственная   отсталость   несовершеннолетнего,   не   связанная   с

психическим заболеванием, - это значительное отставание от  нормального  для

данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной  деятельности,

запаса  знаний  и  представлений,  развития  эмоционально-волевой  сферы   и

т.д.»[12].  Для  получения  сведений  о  возможной   умственной   отсталости

необходимо  допросить  родителей,  опекунов,   педагогов   и   других   лиц;

истребовать выписки  из истории болезни,  карту  развития  ребенка  и  другие

документы, в  которых  могут содержаться данные об  уровне  интеллектуального

и волевого развития обвиняемого. Если имеются  данные  об  этом,  необходимо

выяснить уровень (степень) умственной  отсталости  несовершеннолетнего,  мог

ли он полностью  осознавать значение своих действий и руководить ими.

      При  выяснении  способности  несовершеннолетнего   полностью  осознавать

значение своих  действий, следует назначать в  зависимости обстоятельств  дела

психологическую,   психолого-психиатрическую   или    медико-психологическую

экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:

1. Соответствует  ли уровень интеллектуального   развития  несовершеннолетнего

   обвиняемого  (подозреваемого) его возрасту?

2. Уровню развития, какого возраста соответствует  фактически (психический  и

   физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого  (подозреваемого)?

3. Имеются ли у  несовершеннолетнего  обвиняемого  (подозреваемого)  признаки

   отставания  в психическом развитии и в  чем конкретно они выражаются?

4.  Если  у   обвиняемого  (подозреваемого)   имеются   признаки   умственной

   отсталости, то мог ли он полностью сознавать  значение  своих  общественно

   опасных действий  и в какой мере мог руководить  ими?

5.  Какие  конкретно   психические  аномалии  (недостатки),  не   исключающие

   вменяемости  обвиняемого,  имеются  у   несовершеннолетнего  и  в   чем  они

   характеризуются?

6. Нуждается ли  обвиняемый при наличии психических   аномалий  в  медицинском

   наблюдении?

7.  Соответствуют   ли   данные   о   психических   аномалиях   обвиняемого,

Информация о работе Производство по делам несовершеннолетних