Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:05, курсовая работа
Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях
несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных,
психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц
не достигших совершеннолетнего возраста.
Включение в УПК главы об особенностях производства по делам
несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам
России.
|I |Введение……………………………………………………………………………. |3 |
|II |Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………. |4 |
| |1. |Общая характеристика…………………………………………………….. |4 |
| | |Понятие несовершеннолетнего………………………………………………… |4 |
| | |Подследственность по делам несовершеннолетних………………………….. |4 |
| | |Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство| |
| | |по делам несовершеннолетних…………………………………………………….. |6 |
| |2. |Предмет доказывания по делам о преступлениях | |
| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |8 |
| | |Возраст несовершеннолетнего…………………………………………………. |8 |
| | |Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего………………… |10 |
| | |Причины и условия способствовавшие совершению преступления………… |12 |
| | |Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников |13 |
| | |преступления….. |15 |
| | |Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего…………………... | |
| |3. |Предварительное (досудебное) производство по делам о | |
| | |преступлениях несовершеннолетних…………………………………….. |18 |
| | |Арест несовершеннолетнего…………………………………………………… |18 |
| | |Отдача несовершеннолетнего под присмотр………………………………….. |20 |
| | |Особый порядок вызова несовершеннолетнего………………………………. |22 |
| | |Участие адвоката (защитника) при производстве по делам | |
| | |несовершеннолетнего…………………………………………………………… |23 |
| | |Участие законных представителей в производстве по делам | |
| | |несовершеннолетних……………………………………………………………. |24 |
| | |Участие педагога в допросе несовершеннолетнего…………………………... |25 |
| | |Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………|26 |
| | | | |
| | |Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего |27 |
| | |обвиняемого с материалами дела производство………………………………. | |
| |4. |Судебное разбирательство по делам о преступлениях | |
| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |28 |
| | |Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….|28 |
| | | |30 |
| | |Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного | |
| | |заседания.. |31 |
| | |Участие в судебном заседании законных представителей | |
| | |несовершеннолетнего подсудимого…………………………………………… |33 |
| | |Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних | |
| | |представителей предприятий, учреждений и организаций…………………... |34 |
| | |Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора | |
| | |несовершеннолетнему…………………………………………………………... |37 |
| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |
| | |применением принудительных мер воспитательного |40 |
| | |воздействия………………………….. | |
| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |
| | |направлением в специальное воспитательное или | |
| | |лечебно-воспитательное учреждение……. | |
| |5. |Семейные суды по делам несовершеннолетних………………………… |42 |
|III|Заключение………………………………………………………………………... |45 |
| |Список использованной литературы…………………………………………... |46 |
> имеет ли обвиняемый
имущество или самостоятельный
размере;
> каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.
«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье
формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,
отношение к труду»[9].
При выяснении условий учебы или работы следователь и суд
устанавливают:
> в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;
> в каком классе и какова успеваемость, поведение;
> принимал ли участие в общественной жизни школы;
> с кем дружит;
> применялись ли
к обвиняемому меры
проступки.
Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,
выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли
это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией
по делам несовершеннолетних.
В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его
связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на
подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно
знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого
времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он
добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.
Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.
Существенное значение
имеют следующие
> совершал ли он раннее преступления, когда и какие;
> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был
осужден;
> где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;
> находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько
времени;
> состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
> привлекался ли
к административной
ПРИЧИНЫ
И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ
Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению
преступления, собираются данные относительно:
> источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек
(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное
нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и
т.д.);
> обстоятельств,
которые привели к
непосредственно толкнули на преступление;
> обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и
совершения преступления, а также способствовавшие к формированию
преступных групп и их антиобщественной деятельности.
> устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков,
других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их
употреблением;
> источники приобретения
и изготовления оружия и
> выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные
мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или
мотивы, связанные
с тяжкими жизненными
Должны
быть специально исследованы
причины и условия,
рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и
общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное
преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия
наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы
были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры
по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали
результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен
своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него
обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего
осуществления контроля»[10].
Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под
отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же
причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.
При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой
инстанции проверяются:
> выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;
> что сделано
для устранения причин и
преступления.
ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Эти
данные составляют
доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность
подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в
вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную
деятельность.
В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних
проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также
выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:
> заранее не обещанное укрывательство;
> приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем;
> вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией,
азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;
> небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при
совершении преступления;
> формирование
условий для преступлений
развращения;
> содержание притонов, распространение предметов порнографического
характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от
содержания детей и т.п.
«Верховный
Суд РФ уделяет особое
расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая,
что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с
качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних
в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота
предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном
заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на
дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11]
При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых
необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или
психического воздействия, направленного на возбуждение у
несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении
преступления.
Лица,
создавшие своим поведением
условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и
совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных
обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной
ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной
ответственности.
ВЫЯВЛЕНИЕ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
В ходе производства по делам несовершеннолетних органы
предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392
УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у
несовершеннолетнего.
«Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с
психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для
данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности,
запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и
т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости
необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц;
истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие
документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального
и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо
выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог
ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.
При
выяснении способности
значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела
психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую
экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:
1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего
обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и
физический)
статус несовершеннолетнего
3. Имеются ли у
несовершеннолетнего
отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?
4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной
отсталости,
то мог ли он полностью
опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие
вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они
характеризуются?
6. Нуждается ли
обвиняемый при наличии
наблюдении?
7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого,
Информация о работе Производство по делам несовершеннолетних