Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

2. Прокурор не вправе  своим указанием отстранить сотрудника  оперативно-розыскного подразделения  от выполнения им своих должностных  обязанностей в связи с нарушением  требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых  актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся  его некомпетентности).

3. Прокурор не вправе  своим решением отменить незаконные  или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД.

4. Прокурор не может  опротестовать судебное решение  о производстве оперативно-розыскных  мероприятий.

5. Сведения о лицах, внедренных  в организованные преступные  группы, о штатных негласных сотрудниках  органов, осуществляющих ОРД, а также  о лицах, оказывающих содействие  этим органам на конфиденциальной  основе, предоставляются прокурору  только на основании письменного  согласия перечисленных лиц, за  исключением случаев, требующих  их привлечения к уголовной  ответственности.

6. Оперативно-служебные документы  об осуществлении контрразведывательной  деятельности органами Федеральной  службы безопасности РФ и Службы  внешней разведки РФ прокурор  может истребовать только исключительно  в случаях проведения проверок  в порядке надзора по поступившим  в прокуратуру материалам, информации  и обращениям граждан, свидетельствующим  о нарушениях этими органами  законодательства РФ.

7. В ходе проведения  надзорных мероприятий в органах  внешней разведки Министерства  обороны РФ прокурор должен  изучать только те оперативно-служебные  документы, которые заведены в  связи с обеспечением собственной  безопасности указанных органов.

Таким образом, исполнение законодательства органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность с одной стороны и исполнение законодательства должностными лицами органов проводящих ОРД составляет сущность прокурорского надзора в сфере неукоснительного исполнения законов органами которые осуществляют ОРД, результатом данного надзора является конституционно-правовая охрана прав и свобод человека в России и способствует борьбе с преступностью на основании закона.

1.2 Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов в оперативно-розыскной  деятельности

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.

Это положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.

Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.

По мнению В.Н. Григорьева, с которым мы полностью согласны прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.

Допуск для работы с документами оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.

Работа с такими документами обязывает прокуроров не разглашать полученную в ходе выполнения своих функций информацию. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" (далее – Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.

Проверки исполнения законодательства об ОРД проводят только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций.

Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.

Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.2002 № 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности" у прокурора должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным нормативным документам.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Соглашаясь с мнением В.Н. Чуева, отметим, что уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:

- знакомиться с подлинными  оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного  учета, материалы о проведении  оперативно-розыскных мероприятий  с использованием оперативно-технических  средств, учетно-регистрационную документацию  и ведомственные нормативные  правовые акты, которые регламентируют  порядок проведения ОРД, а также  с иными оперативно-служебными  материалами, необходимыми для осуществления  надзора за исполнением Закона  об ОРД;

- требовать письменные  объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших  при этом нарушения закона;

- опротестовывать незаконные  и необоснованные постановления  руководителей органов, осуществляющих  ОРД;

- давать письменные указания  об осуществлении тех или иных  оперативно-розыскных мероприятий  либо их прекращении;

- отменять незаконные  и необоснованные постановления  следователя (органа дознания) о  возбуждении уголовного дела, вынесенные  в порядке реализации результатов  ОРД;

- опротестовывать противоречащие  закону ведомственные правовые  акты, принятые руководителями органов, осуществляющих ОРД;

- требовать от руководителей  органов, осуществляющих ОРД, отстранения  подчиненных им оперативных работников  от дальнейшего ведения оперативных  проверок в случае нарушения  ими закона;

- вносить представления  об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами  органов, осуществляющих ОРД;

- проводить проверку при  обнаружении признаков преступления  в соответствии с требованиями  уголовно-процессуального законодательства;

- направлять в суд жалобы, проверка которых относится к  исключительной компетенции судей.

При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств, надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

Таким образом, используя предоставленные полномочия, надзирающие за законностью ОРД прокуроры обязаны пресекать нарушения прав и свобод физических и законных интересов юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Прокуроры обязаны принять своевременные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека, а так же меры по возмещению причиненного вреда. В случае наличия оснований уголовной или административной ответственности привлечь виновных должностных лиц к ответственности. В обязанность руководителя прокуратуры входит обеспечение тайны информации, представленной в материалах и документах оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов. Персональную ответственность за несоблюдение определенных ограничений и запретов по ознакомлению с информацией, содержащей государственную тайну несут уполномоченные прокуроры.

1.3 Организация  работы и особенности надзора  за исполнением законов в оперативно-розыскной  деятельности

Оперативно-розыскная деятельность в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" основана на конституционных принципах законности, соблюдения прав и свобод личности человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принципы оперативно-розыскной деятельности – это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов один принцип не может противоречить другому принципу.

Строгое соблюдение этих принципов обеспечивает гарантии прав и интересов тех лиц, в отношении которых эти меры применяются.

Ранее действовавший приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 августа 1996 г. № 48 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определял, что проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений необходимо осуществлять по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших. Проверки также следует осуществлять по информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в производстве, а также на указания прокурора. В других случаях проверки необходимо проводить с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. Таким образом, приказ не ограничивал пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, такими поводами к проведению проверки, как, например, поступление жалоб. Исключение касалось проведения проверок дел оперативного учета органов Федеральной службы безопасности, осуществляющих контрразведывательную деятельность.

Затем был приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. №56 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность".

В настоящее время действующим является приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2007 г. №140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия". Этот приказ определил, что проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений могут осуществляться также в плановом порядке и по жалобам граждан. Приказ сохраняет ранее установленные основания проведения проверок и определяет, что оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности и Службой внешней разведки России могут быть истребованы только в порядке надзора в связи с поступлением в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан, свидетельствующих о нарушении этими органами законодательства Российской Федерации. В органах внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации прокурор вправе изучать только те оперативно- служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Соглашаясь с мнением Е.Р. Егаршева, отметим, что при определении пределов прокурорского надзора, следует также учитывать, что прокурор не должен подменять руководителя государственного правоохранительного органа, оперативные подразделения которого наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Исходя из этого, в предмет прокурорского надзора не включаются те вопросы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности (например, вопросы рационального использования сил и средств), которые не входят в понятие "исполнение закона".

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет существенные особенности в сравнении с организацией прокурорского надзора по иным направлениям деятельности прокуратуры. Во-первых, это связано со спецификой деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов. Во-вторых, ст. 3 Федерального закона "Об оперативно- розыскной деятельности" в числе принципов этой деятельности называет конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств, что также необходимо брать во внимание при организации прокурорского надзора.

Специфика деятельности оперативных подразделений различных ведомств учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности. Так, территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в этой сфере оперативными подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. На прокуроров субъектов Российской Федерации и подчиненных им прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях возложен прокурорский надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие