Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

а) уголовное преследование (т.е. процессуальную деятельность в целях изобличения подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, ст. 5 УПК) в ходе уголовного судопроизводства;

б) надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия независимо от ведомственной принадлежности. Предметом надзора является в частности соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного УПК порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных (либо готовящихся) преступлениях, выполнения ОРД, проведения расследования уголовного дела, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие.

В ходе производства по пересмотру судебных актов, необходимо также учитывать положения ст. 10 Закона №77 о том, что до 1 января 2004 г. прокурор принимал решения по вопросам, связанным с:

- производством осмотра  жилища при отсутствии согласия  проживающих в нем лиц;

- производством обыска  и (или) выемки в жилище;

- производством выемки  предметов, документов, содержащих  сведения о вкладах и счетах  в банках и иных кредитных  организациях.

Правила ч. 2 ст. 37 УПК РФ посвящены полномочиям прокурора, которыми он наделен в ходе досудебного производства по уголовному делу. Однако в пунктах 1-16 части 2 ст. 37 УПК они перечислены неисчерпывающим образом: в ряде норм УПК предусмотрены и другие полномочия прокурора например, ст. 40.1 УПК о полномочиях в отношении начальника подразделения дознания; к ст. 66 УПК о полномочиях прокурора при отводе нижестоящего прокурора. При пересмотре судебных актов нужно учитывать, что Законом №92 полномочия прокурора (после 11 июля 2003 г.) были несколько расширены. В частности в период с 11.07.03 по 07.09.07 прокурор вправе был не только самостоятельно принимать участие в предварительном расследовании, но и давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и других процессуальных действиях. Кроме того, прокурор после 11 июля 2003 г. получил право непосредственно передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому следователю прокуратуры. Если же уголовное дело подлежало передаче следователю другого органа предварительного следствия например, следователю ФСБ, то дело передавалось прокурором не конкретному следователю, а в "другой" орган предварительного расследования. И, наконец, прокурор вправе был изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры.

После вступления в силу изменений внесенных в ст. 37 УПК Законом №87, то есть после 07.09.07 круг полномочий прокурора существенно изменен. Эти изменения касаются:

- взаимоотношений прокурора  с руководителем следственного  органа;

- распределения полномочий  в ходе досудебного производства  между прокурором и следователем;

- концентрации полномочий  прокурора в области контроля  и надзора за органами дознания;

- того, что ряд полномочий, которые прокурор осуществлял  в области контроля и надзора  за деятельностью органов предварительного  следствия – перешли к руководителю  следственного органа;

- полномочий по передаче  уголовного дела от одного  органа предварительного расследования  другому, а также по изъятию  уголовного дела из органов  предварительного расследования  МВД, ФСБ и т.д. и передаче его  следователю СКП.

По всем упомянутым в ч. 2 ст. 37 УПК вопросам прокурор принимает постановления. Кроме того, он утверждает, а обвинительное заключение и обвинительный акт по уголовному делу. Он же утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

Характеризуя нормы ст. 37 УПК, нужно учесть, что:

- прокурор вправе давать  органу дознания, дознавателю, начальнику  органа дознания, начальнику подразделения  дознания:

а) устные указания по ходу расследования уголовного дела, в т.ч. месте проведения отдельных процессуальных действий;

б) письменные указания в форме постановлений, распоряжений, поручений и в иной форме о направлении расследования, о совершении процессуальных действий. Порядок их вынесения регулируется УПК, и прокурор должен неукоснительно соблюдать его положения;

- письменные указания  прокурора, упомянутые в ч. 2 ст. 37 УПК, обязательны для органа дознания, дознавателя, начальника подразделения  дознания, а также начальника  органа дознания, хотя в данной  статье последние и не упомянуты. При их игнорировании виновное  должностное лицо может быть  привлечено к дисциплинарной, административной, а в ряде случаев – и к  уголовной ответственности, например, по ст. 293 УК "Халатность" или  по ст. 294 УК "Воспрепятствование  осуществлению правосудия и производству  предварительного расследования". Следователю прокурор после 07.09.07 вправе давать лишь письменные  указания о производстве дополнительного  расследования (при возвращении  уголовного дела следователю), об  изменении объема обвинения, квалификации  действий обвиняемого; для пересоставления  обвинительного заключения; для  устранения выявленных недостатков.

- письменные указания, упомянутые  в ч. 2 ст. 37 УПК РФ:

а) могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, а в ряде случаев – в судебном порядке;

б) будучи обжалованы, должны до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором и принятия решения по ней исполняться. Исполнение обжалованных письменных указаний приостанавливается впредь до принятия соответствующего решения вышестоящим прокурором только в случае, если например, дознаватель представил уголовное дело с письменным изложением своих возражений вышестоящему прокурору в случае несогласия с письменными указаниями прокурора. В практике возник вопрос: вправе ли (после 07.09.07) следователь обжаловать письменные указания прокурора (упомянутые выше) непосредственно вышестоящему прокурору в случаях, когда следователь либо не получил предварительного согласия на такое обжалование со стороны руководителя следственного органа, либо даже вопреки решению руководителя следственного орган, который поддержал указания прокурора? Систематический анализ ст. 37 и ст. 38, 39 УПК не позволяет однозначно ответить на это вопрос. Дело в том, что в ст. 38 и 39 УПК говорится, что руководитель следственного орган уполномочен давать согласие на такое обжалование. Но нет в них ответа, на вопрос о том, что делать следователю при отсутствии такого согласия? Налицо пробел в этих статьях и его следует устранить. Впредь до этого следует исходить из буквального текста ч. 4 ст. 38 УПК;

- письменные указания  прокурора, а также жалобы на  них и решения, принятые по  жалобам, приобщаются к делу.

Следует обратить внимание на то, что с 16.12.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 37 УПК Законом № 226 от 02.12.08) прокурор утратил полномочия осуществлять передачу уголовного дела внутри системы одного и того же органа предварительного расследования, например, внутри системы СКП.

Часть 2.1 введена в ст. 37 УПК Законом № 226 от 02.12.08 и вступила в силу с 16.12.08. Законодатель учел возникшие (после 07.09.07) дискуссии о полномочиях прокурора в ходе досудебного производства и установил, что по мотивированному, с указанием конкретных причин и обстоятельств, послуживших основанием запроса и со ссылкой на соответствующие нормы закона письменному запросу, который может составляться в произвольной форме, прокурора ему предоставляется возможность (т.е. это обязанность, а не право руководителя следственного орган или следователя) ознакомиться например, в помещении прокуратуры, в кабинете следователя и т.д., с материалами, в т.ч. и добытыми в результате осуществления ОРД, уголовного дела, находящегося в производстве. В практике возник вопрос, распространяются ли положения ч. 2.1. ст. 37 УПК на случаи, когда уголовное дело уже прекращено? На это вопрос следует дать отрицательный ответ: иной вывод противоречил бы буквальному содержанию ч. 2.1 ст. 37 УПК.

Таким образом, согласно приказу Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007г. №189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" прокуратура обеспечивает на всех стадиях уголовного судопроизводства действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, своевременное предупреждение, выявление и пресечение преступлений, быстрое реагирование направленное на восстановление нарушенных прав. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, особое внимание прокуроры уделяют правовому и фактическому положению потерпевших.

2.3 Организация  работы и особенности надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное  следствие

Необходимо отметить, что в условиях резкого роста тяжких и особо тяжких преступлений, особенно корыстно-насильственных, распространенности организованных форм преступности значительно осложнилась работа органов дознания, следователей по раскрытию, всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений, выявлению и изобличению лиц, их совершивших, реализации прав и законных интересов жертв преступлений.

Соглашаясь с мнением В.И. Баскова, отметим, что это требует повышения уровня организации прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве. Прокурору необходимо принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, созданию следственных групп, должному взаимодействию следователей и органов дознания.

Для выполнения поставленных задач прокурор должен владеть оперативной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты досудебного производства, располагать сведениями о характере расследуемых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный период, т.е. иметь "банк данных". В настоящее время в ряде прокуратур в этих целях используется автоматизированная система информационного обеспечения надзора в досудебном производстве. Для того чтобы эта система успешно функционировала, необходимо своевременное поступление в прокуратуру копий процессуальных актов следователя, дознавателя.

Для обеспечения задачи по своевременному выезду прокурора на место происшествия по обязательной категории дел в прокуратуре должна быть разработана определенная, вытекающая из местных условий система получения и реализации информации о таких преступлениях. Эта система должна включать и механизм немедленного сообщения о сложных ситуациях в вышестоящую прокуратуру с тем, чтобы к расследованию могли подключиться наиболее опытные следователи, прокуроры-криминалисты и другие работники.

На уровне организации прокурорского надзора сказывается умение прокурора выделить в предмете надзора наиболее "узкие места" или "горячие точки", т.е. соблюдение общих требований, предъявляемых к надзору за исполнением законов в досудебном производстве, должны еще учитываться обстоятельства, вытекающие из состояния преступности и исполнении требований закона при производстве предварительного расследования в районе, городе, области, крае, республике.

Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий; задержаниях, применении иных мер процессуального принуждения; предъявлении обвинения; обеспечении прав участников уголовного судопроизводства; соблюдение сроков следствия и содержания под стражей; исполнение требований закона при приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного преследования и прекращении дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов.

На основе анализа статистической и иной информации о состоянии законности прокурор должен знать, когда и в каком направлении по этим и другим вопросам следует использовать предоставленные ему полномочия, чтобы не допустить возможных нарушений закона или же в случаях отступлений от требований закона своевременно принять меры к их устранению.

Важный элемент организации работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве – планирование. Обычно планы предусматривают изучение и обобщение практики исполнения законов по категориям уголовных дел либо по отдельным вопросам (исполнение требований закона при задержаниях и применении иных мер процессуального принуждения за определенный период времени; исполнение требований закона при привлечении в качестве обвиняемого; обеспечение права на защиту и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям требованиям закона участках работы дознавателей.

К организации работы относится также распределение обязанностей по надзору за исполнением законов в досудебном производстве, учет и контроль исполнения и другие вопросы.

Следует отметить, что основной объем работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве приходится на городские, районные и приравненные к ним прокуратуры, хотя надзор в этой отрасли осуществляют определенные соответствующими приказами работники прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, Генеральной прокуратуры РФ.

При распределении обязанностей между работниками в городской, районной и приравненных к ним прокуратурах учитывается штатная численность прокурорских работников, опыт работников по осуществлению надзора за исполнением законов в той или иной отрасли, объем работы в данной отрасли. В прокуратурах с небольшим составом работников надзор за исполнением законов в досудебном производстве осуществляют чаще прокурор, его заместитель (при наличии такой должности). При этом обязанности между прокурором и заместителем распределяются по-разному. В частности, прокурор может осуществлять надзор за исполнением законов при предварительном следствии, осуществляемом следователями прокуратуры (наряду с решением и некоторых других вопросов в этой отрасли надзора), а заместитель – надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий органами внутренних дел, производстве дознания дознавателями этих органов, производстве предварительного следствия следователями органов внутренних дел. В более крупных прокуратурах надзор могут осуществлять прокурор, несколько его заместителей и помощников. На работников таких прокуратур дополнительно может быть возложен и надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также надзор за исполнением законов в досудебном производстве, осуществляемом иными органами. С учетом этого и распределяются между работниками обязанности.

В прокуратурах субъектов РФ имеются управления, отделы, которые осуществляют надзор за исполнением законов в досудебном производстве, осуществляемом МВД (УВД), УФСБ.

Таким образом, Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров всецело подчинить организацию и осуществление надзора решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка.

Заключение

В заключении дипломного исследования можно говорить о достижении целей и задач работы, в соответствии с которыми можно говорить о выводах сделанных на основании изучения теоретического и практического материла по теме исследования.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие