Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение механизма и договоров страхования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле и нахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи курсовой работы:
1.Выявить сущность и специфику страхования во ВЭД предприятий и его функций.
2. Классифицировать основные виды договоров страхования.
3. Определить условия карго – страхования во ВЭД.
ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………………...……3
1.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ
ВО ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ………………........................................................5
1.1.Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий ………….....5
1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании…………………………8
2.ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ………………………………..…………………11
2.1.Основные виды страхования ВЭД и их характеристика……………….…11
2.2. Условия карго – страхования во ВЭД. Договор страхования…………....16
3.ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД СО СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ ОПТИМИЗАЦИИ СПОСОБОВ
И УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ СТРАХОВАНИЯ………………………………25
3.1.Состояния и проблемы страхования ВЭД в России………………………25
3.2. Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями. Заключение и исполнение договоров……………………………………….….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………………...40
Третья функция страхования – предупреждение страхового случая и минимизация ущерба – предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. [10, с.145]
Таким образом, страхование как метод, направленный на уменьшения возможных убытков несет в себе ряд функций, таких как: формирование специализированного страхового фонда денежных средств, возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан, предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Страхование ВЭД предприятий представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов как отечественных, так и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества. Как было уже отмечено, страхование ВЭД предприятий носит добровольный характер. Страхование во ВЭД предприятий выполняет три основные функции, через которые происходит процесс страхования.
ГЛАВА 2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Основные виды страхования ВЭД
Страхованию во внешнеэкономической деятельности, как и страхованию в целом, присуща классификация. Она включает в себя следующие отрасли страхования: личное, имущественное, ответственности. Личное страхование предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.
В страховании ответственности объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), или ответственность по договору.
Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:
– страхование грузов;
– страхование судов (морское каско);
– страхование воздушных судов;
– страхование автомобилей;
– страхование экспортных кредитов;
– страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;
– страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;
– страхование имущества нерезидентов
от огня и других
опасностей;
– страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;
– другие виды имущественного страхования.
При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие — участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономической деятельности относятся:
Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.
Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся:
Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.
Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Остановимся на наиболее часто совершаемых операциях страхования в международном бизнесе.
Страхование лизинговых операций. Мировой опыт хозяйственно – правовых отношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.
Страхование коммерческого
риска – вид страхования, сущность
которого заключается в уменьшении
риска осуществления
Страхование финансово-кредитных рисков. Необходимость страхования финансово-кредитных рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появления – страховой риск вытекает из специфики движения финансов и кредитных потоков. Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования: экспортных кредитов, расходов по вступлению экспортера на новый рынок, банковских кредитов на случай неплатежеспособности заемщика, коммерческого кредита, залоговых операций, валютных рисков, биржевых операций и сделок, от инфляции, риска неправомерных применений финансовых санкций органами налогового контроля.
Страхование валютных рисков. Валютные риски (т.е. потери от изменения валютных курсов) наступают в момент поступления выручки за счет экспортера.
Страхование делькреде. Делькреде (от итал. delcredere – на веру ) – это поручительство комиссионера перед комитентом за исполнение договора, заключенного комиссионером с третьим лицом. Страхование делькреде – это страховая защита от исков по краткосрочной кредиторской задолженности по поставкам товаров и услуг внутренним и внешним заказчикам лично на срок не более 180 дней. Страхование делькреде начинается с момента, когда поставки выполнены, по ним выставлен счет и они окончательно приняты покупателем.
Страхование иностранных инвестиций. Услуги по страхованию иностранных инвестиций представляет Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, или MIGA). Страхование рисков, связанных с переводом валюты, защищает инвестора от убытков, связанных с неспособностью инвестора конвертировать свои денежные средства в местной валюте в другую иностранную валюту для их вывоза из страны. Этот вид страхования не покрывает девальвацию местной валюты.
В Российской Федерации применяется следующая классификация страхования внешнеэкономической деятельности (рис.1).
Как показывает практика, наиболее распространенными на российском страховом рынке являются следующие виды страхования во ВЭД: туристов, перевозок внешнеторговых грузов (груза и / или транспорта), от валютных рисков, иностранных инвестиций, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и др.
Как показывает зарубежная практика, в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в настоящее время действует единая классификация видов страхования, установленная директивой ЕЭС 73/239/ЕЕС.
Рис.1. Классификация видов страхования ВЭД в Российской Федерации[2, с.167]
Ее целью является содействие в формировании единого страхового рынка стран – членов ЕЭС. В данной классификации соответствующие виды страхования в ВЭД предусматриваются в разрезе классов генерального страхования (см. Приложение 1).[7,с.37]
Как было уже отмечено раннее, существуют три основные виды страхования: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Если брать европейскую классификацию, то здесь рассмотрены два основных видов страхования – долгосрочное и генеральное страхования. А затем уже в разрезе этих видов страхования приведены примеры основных видов страхования.
2.2. Условия карго – страхования во ВЭД и их характеристика. Договор страхования
Во внешнеэкономической деятельности существенную роль играет транспортное страхование грузов, которое обеспечивает развитие внешнеторговых связей и привлечение к ним мелких и средних предприятий, а также предпринимателей. Термин «карго» обозначает перевозимый и подлежащий страхованию груз без указания его точного наименования.
Страхование карго является надежным механизмом, позволяющим экспортерам и импортерам предотвратить крупные финансовые потери, связанные с перевозкой грузов, а в отдельных случаях даже избежать банкротства.
Страхование грузов, конечно, не может предотвратить их реальную гибель или исключить ущерб. Однако страхователь, уплатив небольшой страховой взнос (премию), получает гарантию от страховой компании полного или частичного возмещения стоимости погибшего или поврежденного при транспортировке груза в результате наступления страхового случая.
Несмотря на то, что страхование грузов является добровольным видом страхования, его целесообразность не ставится под сомнение даже тогда, когда виновник причинения ущерба выявлен и есть возможность взыскать убытки с него. При этом следует иметь в виду относительную сложность взыскания убытков с перевозчика, так как существует ряд нерешенных вопросов при определении имущественной ответственности транспортных компаний при международных перевозках. Они определяются соответствующими конвенциями.
В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью внешнеторгового договора купли-продажи товаров. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование грузов, решается при заключении этих сделок в зависимости от страхового интереса.
Страховой интерес к грузу могут иметь не только собственник и перевозчик, но и другие лица, например получатель груза. Страховым интересом, т.е. мерой материальной заинтересованности в страховании, у страхователя является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль. Это означает, что лицо, стремящееся застраховать груз, должно быть заинтересовано в его безопасном прибытии к месту назначения, получая от этого выгоду или потери. Как правило, это одна из сторон либо обе стороны внешнеторгового контракта. Иными словами, постороннее лицо не может иметь страхового интереса к перевозимому грузу.
Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Следовательно, к покупателю переходят и все риски, связанные с правом собственности на груз. В зависимости от обязанностей сторон в договоре поставки устанавливаются обязанности сторон и в договоре страхования.