Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Уголовному процессу»
Установленный в законе порядок производства един для всех уголовных дел, независимо от характера и тяжести преступления, что является гарантией защиты от произвола должностных лиц, ведущих процесс.
Вместе с тем в уголовно-
Значение уголовно-
- обеспечивает режим законности в процессе,
- создает условия для достоверных выводов по делу,
- содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц,
- способствует воспитательному воздействию уголовного процесса.
Уголовно-процессуальные гарантии — установленные уголовно-процессуальным законом способы и средства, обеспечивающие
осуществление участниками уголовного процесса своих прав и соблюдение ими обязанностей,
достижение целей уголовного процесса, успешное осуществление правосудия,
защиту прав и законных интересов личности.
При этом процессуальные гарантии
правосудия одновременно служат и гарантиями
прав личности в уголовном судопроизводстве.
Они неразрывно связаны и не могут
противопоставляться друг другу, так
как изобличение виновного и
правильное разрешение уголовного дела
отвечают не только интересам потерпевшего,
но и интересам всего общества
и государства, так как борьба
с преступностью является одной
из важнейших государственных
Процессуальные гарантии подразделяются на
- гарантии правосудия, направленные на реализацию задач уголовного судопроизводства, и
- гарантии прав личности (лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве).
В качестве гарантий прав участника уголовного процесса могут выступать:
- другие его права, а также
- обязанности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
В частности, гарантией права
подозреваемого и обвиняемого на
защиту является их право на возможность
приглашения к участию в
Замечание: Ряд авторов оспаривает отнесение к процессуальным гарантиям прав участников процесса на том основании, что наличие прав еще ничто не гарантирует, поскольку именно права являются объектом гарантий. При этом не учитывается, что в системе прав одни из них служат гарантиями других.
Среди процессуальных гарантий часто называют деятельность должностных лиц и органов, осуществляющих судопроизводство. Оспаривая это, многие авторы утверждают, что в процессуальной деятельности следует видеть средство, обеспечивающее реализацию гарантий, а не сами гарантии. Такой аргумент свидетельствует о значении процессуальной деятельности как определенной гарантии в уголовном судопроизводстве.
5.
Действие уголовно-
В соответствии со ст. 4 УПК
РФ при производстве по уголовному
делу применяется уголовно-
Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального действия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулируется
- общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также
- специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Уголовно-процессуальному закону свойственно только немедленное действие во времени (распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу). Это означает, что уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.
В соответствии со ст. 10 УК РФ все три случая действия уголовного закона с обратной силой связаны только с тем или иным улучшением положения лица, совершившего преступление. Но в уголовном судопроизводстве
- всегда затрагиваются интересы двух сторон — обвинения и защиты;
- уголовно-процессуальные нормы — это нормы процедурного характера, которые устанавливают лишь более простой или более сложный порядок производства по уголовному делу, в подавляющем большинстве случаев не имеют конкретных санкций и не устанавливают никаких видов ответственности и наказаний за нарушение этого порядка (исключение — денежное взыскание, предусмотренное ч. 4 ст. 103, ст. 117 УПК РФ). Поэтому отсутствует надежный критерий, позволяющий однозначно определить, какая процедура — прежняя или новая — ухудшает или улучшает положение сторон или иных участников уголовного судопроизводства.
Утрата уголовно-процессуальным законом силы означает, что закон прекращает свое действие, и его нормы не применяются к тем отношениям, которые возникли после этого. Это может произойти в результате
- официальной отмены закона;
- замены (фактической отмены) закона.
Замена уголовно-
Отмена уголовно-
Во всех случаях при отмене четко, ясно и однозначно фиксируется то обстоятельство, что конкретный закон или норма теряют свою юридическую силу.
Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юридической силы играют постановления Конституционного Суда РФ, признающие те или иные нормы закона не соответствующими Конституции РФ.
Определенную специфику имеет действие уголовно-процессуального закона в ночное время, под которым понимается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности,
запрещается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпящих отлагательства,
присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).
В уголовно-процессуальном законе используются и такие понятия, как рабочее время (ч. 2 ст. 298, ч. 3 ст. 341 УПК РФ), рабочий день (ч. 2 ст. 298 УПК РФ), нерабочее время и нерабочий день (ст. 128 УПК РФ).
Действие уголовно-
Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, называется территориальной. Именно она закреплена в ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой независимо от места совершения преступления производство по всем уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не предусмотрено иное.
Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответствии с нормами международного права и включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Пространственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанавливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.
К объектам, приравненным к государственной территории, относятся водные (морские и речные) и воздушные судна, приписанные к портам РФ. В связи с этим производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких судах, находящихся за пределами территории России, под флагом или с опознавательным знаком России, если они приписаны к порту нашей страны, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).
Российские военный корабль
или военное воздушное судно
считаются территорией РФ, где
бы они ни находились, а иностранное
военное судно —
Принцип территориальности имеет исключение — экстерриториальность, т.е. внеземельность. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий и их средства транспорта) имеют особый правовой режим, в том числе касающийся и уголовного судопроизводства. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. Иногда это исключение называют дипломатическим, или правовым, иммунитетом.
Иммунитет распространяется
на территории посольств и дипломатических
представительств, а также — на
основании международных
Замечание: УПК РФ, регламентируя действие уголовно-процессуального закона в пространстве, не упоминает о наличии иммунитета дипломатических и консульских помещений от юрисдикции России.
В законе появилось понятие «труднодоступная местность» (ч. 3 ст. 170 УПК РФ), где следственные действия могут производиться без участия понятых. Это понятие в самом тексте закона не раскрыто, поэтому вопрос об отнесении местности к категории труднодоступной должен решаться органами уголовного судопроизводства с учетом конкретных обстоятельств проведения следственного действия.
Существуют также уголовно-
Действие уголовно-
Часть 1 ст. 3 УПК РФ устанавливает, что производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется в соответствии с правилами, установленными УПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ.
Вместе с тем, в действующем УПК РФ отсутствуют ссылки на конкретные нормы международного права, наделяющие неприкосновенностью от уголовно-процессуальной юрисдикции государства пребывания определенные категории лиц. Эти нормы закреплены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и другими международными договорами и соглашениями.