Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа
Известно, что материальной базой для создания процессно – ориентированных информационных систем на наукоемких предприятиях может стать только полнофункциональная система, охватывающая весь жизненный цикл НОП и содержащая в своем составе все необходимые программно – технические средства.
Совместное управление качеством сTQM.
сTQM помогает модернизировать бизнес процессы и ввести глобальные информационные сети предприятия, позволяя принимать более обоснованные решения на основе точного и всестороннего сбора данных.
сTQM объединяет всех участников производственного процесса – конструкторов, поставщиков, операторов, контролеров, управленцев, заказчиков. сTQM помогает создавать практически «бесшовную» интеграцию процессов и их участников для достижения общей цели – создания высококачественных продуктов.
Ниже приводятся основные элементы сTQM:
Информационные технологи в обеспечении качества НОП
Стандарт ISO 8402 – 94 «Качество. Словарь» определяет качество как совокупность свойств характеристик продукта (изделия или услуги) относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
Другими словами, качество – это
агрегированное восприятие потребителем
свойств и характеристик
При создании новых образцов НОП стоимость владения рассматривается как целевое ограничение, в которое должны укладываться изделия и системы при безусловном соответствии заданным тактико – техническим характеристикам и показателям качества.
Качество, цена и эксплуатационные издержки потребителя формируются на проектно – производственной стадии жизненного цикла НОП и определяются степенью совершенства научно – исследовательской, конструкторской базы разработчика НОП. Производственной, организационной и управленческой составляющих бизнес – среды производителя.
Понятие «гарантированное обеспечение качества» как особого вида деятельности в проектно – производственной сфере современных предприятий появилось относительно недавно, что связано с кардинальными изменениями требований рынка.
Сегодня поставщик должен доказывать и демонстрировать потребителю наличие определенной степени совершенства, зрелости и устойчивости своей проектно – производственной и организационно – управленческой среды. В результате новых требований рынка появилось понятие «система качества» как совокупность организационных структур, правил, процедур и ресурсов поставщика по гарантированному обеспечению качества.
В сегодняшних условиях наличие у поставщика сертифицированной по требованиям стандартов ISO 9000 системы качества является своеобразным «пропуском» для выхода продукции на мировой рынок. Однако, российские предприятия ВПК, имеющие сертификаты соответствия собственных систем качества требованиям ISO 9000, до сих пор не способны обеспечить гарантированный стабильный уровень качества выпускаемой продукции. Причины такого положения заключаются в следующем:
1. Стандарты ISO 9000:2000 являются отражением рыночной модели экономики, многолетнего опыта западной корпоративной культуры управления и организации бизнеса. Без глубокого реформирования организационных структур отечественных предприятий и организаций, реинжиниринга их бизнес – процессов, гармонизации нормативной базы с требованиями международных и корпоративных стандартов нельзя говорить о реальном создании на отечественных предприятиях систем качества, адекватных современным системам качества.
2. Неправильное понимание роли
и места системы качества в
общей организационной
3. Чрезмерное увлечение
4. «Фетишизация» требований
Такими методологиями являются:
- постоянный
реинжиниринг бизнес –
- параллельный инжиниринг (Concurrent Engineering, CE);
- интегрированная разработка изделий и процессов (Integrated Product and Process Development, IPPD);
- непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life Cycle Support, CALS);
- тотальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);
- интегрированная модель зрелости процессов (Capability Maturity Model Integration, CMMI).
Чем выше уровень зрелости компании, тем более предсказуемыми и управляемыми становятся процессы и, как следствие, более предсказуемо и качественно будут реализованы проекты.
5. Сужение проблемы обеспечения
качества до единой «
- первая составляющая («технологическая среда») – соответствие параметров конкретной единицы продукции заданным тактико – техническим требованиям. Обеспечивается технологической средой (технологии, оборудование, персонал, методы выходного контроля и испытаний), то есть процессами, создающими добавленную стоимость;
- вторая составляющая («бизнес
- среда») – гарантированное обеспечение
повторяемости качества при
Таким образом, проблема гарантированного обеспечения качества продукции не сводится к созданию (а тем более к сертификации) системы качества. Соответствующей требованиям ISO 9000.
Как известно, что качество продукции – это производная от качества деятельности предприятия, качества его бизнес – процессов, технологического базиса и информационных технологий.
Обобщенная схема взаимного позиционирования качества продукции российского и западного ВПК представлена на рисунке 1, где в качестве осей координат выбраны уровни развития технологического базиса, бизнес – процессов и информационных технологий.
Т1 – универсальное технологическое оборудование с ручным управлением, доля оборудования с ЧПУ первых поколений (с возрастом более 15 лет) не превышает 20 %. Технологические процессы контролируются либо по качеству продукции на выходе, либо по косвенным признакам. Отсутствуют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров процессов.
Т2 – более 50% станочного парка составляет оборудование с ЧПУ традиционных компоновок с возрастом менее 10 лет. Технологические процессы имеют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров, с автоматическим протоколированием хода процессов.
Т3 – более 90% станочного парка составляет оборудование с новыми интеллектуальными устройствами ЧПУ, в том числе на базе новых конструктивных решений (линейные приводы, мехатронные модули, параллельная кинематика и пр.). Технологические процессы изготовления каждой детали предварительно моделируются на специализированных встроенных САЕ – системах с автоматической корректировкой параметров по результатам моделирования. В целом технологическое оборудование обеспечивает гарантированную 100%-ную годность с первой же детали.
И1 – частичная автоматизация плановоучетных функций (заработная плата, материально-техническое снабжение, конструкторско – технологические спецификации и пр.). фрагментарное использование изолированных CAD – систем при проектировании изделий и подготовке производства. Обмен электронными данными системами отсутствует, документооборот предприятия полностью бумажный.
И2 – два основных «острова» автоматизации – система проектирования и подготовки производства изделий (CAD/CAM/CAE/PDM) и система управления ресурсами предприятия (MRP/ERP), плюс целый ряд автономных систем для решения отдельных функциональных задач. Документооборот предприятия носит смешанный (бумажно – электронный характер).
И3 – единая корпоративная информационная система на базе PLM – решения, состоящая из полностью интегрированных функциональных подсистем, охватывающих все стадии жизненного цикла продукции. Документооборот предприятия полностью электронный.
Тем не менее, из трех равных по значимости направления существует главное, способное стать своего рода «локомотивом» повышения качества и конкурентоспособности продукции – это информационные технологии. Именно информационные технологии являются сегодня связывающим элементом, интегрирующим технологическую среду и бизнес- среду предприятия в единое целое (табл. 1), именно они лежат в основе процессно – ориентированных методологий обеспечения качества и совершенствования деятельности предприятия.
Таблица 1.
Уровни развития предприятий |
Первоначальный (Уровень большей части предприятия российского ВПК. Качество продукции низкое и нестабильное) |
Повторяемый (Уровень пре-дприятии - ли-деров рос-сийского ВПК. Качество про-дукции среднее но неста-бильное) |
Определенный (Уровень боль-шинства запад-ных компаний. Среднее, ста-бильное ка-чество продук-ции) |
Управляемый (Уровень ведущих запад-ных компаний. Стабильно вы-сокое качество продукции) |
Оптимизируемый (Уровень мировых лидеров. Продукция задает «стандарт качества» среди аналогов) | |||
Объект |
Модель изделия |
Конструкторско – технологическая документация (информация на бумаге) |
Цифровая (в электронном виде) | |||||
Процесс |
Спецификация основных и вспомогательных бизнес - процессов |
Отсутствует спецификация |
Отдельные модули iBaan, PDM |
Интеграция продуктов iBaan (ERP, CRM, SCM) на базе iBaan PLM и OpenWorld |
iBaan + MES | |||
Среда |
Проектирование |
Человеко - ориентированные |
CAD |
CAD/CAE |
CAD/CAE/САМ |
CAD/CAE/САМ/CAID | ||
Постановка на производства (технологическое проект - ние) |
CAD/CAE |
CAD/CAE/САМ | ||||||
Производство |
Тип оборудования |
Универсальное оборудование |
Оборудование с ЧПУ 2-го поколения |
Оборудование с ЧПУ 3-го поколения |
Оборудование с ЧПУ 4-го поколения |
Оборудование с ЧПУ 5-го поколения | ||
Управление оборудованием |
Ручное > 90% |
Цифровое > 30% |
Цифровое > 50% |
Цифровое > 90% |
Цифровое > 100% | |||
Контроль за отклонениями |
По вторичным показателям, ручной |
Периодически, ручной или частично автомати-зированный |
Периодический, цифровой |
Цифровой |
Цифровой | |||
Оптимизация процесса |
Ручные |
Ручная или частично автоматизирована |
Цифровая, непрерывная |
Цифровая | ||||
Вспомогательные процессы |
Ручные или частично автоматизированные |
Автоматизи-рованные | ||||||
Измерения, контроль, испытания |
Процесс |
Периодический выборочный |
Непрерывный сплошной | |||||
Результаты |
||||||||
Послепродажная логистическая |
Информация о работе Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством