Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:07, контрольная работа
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин.
Введение
1. Объект, предмет и структура квалиметрии
2. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
3. Методология определения и оценивания качеств.
4. Принципы и задачи квалиметрии.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ачинский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономика и управление»
По дисциплине Управление качеством
Тема: Квалиметрия: терминология и основные методы.
Выполнила: Корепанова А.В.,
Проверила: Алексеева О.А.
Ачинск 2013
Содержание
Введение
1. Объект, предмет и структура квалиметрии
2. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
3. Методология определения и оценивания качеств.
4. Принципы и задачи квалиметрии.
Заключение
Список литературы
Введение
Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете.
Развитие международной
Впервые в России обосновал и
применил аналитический метод оценки
качества продукции известный
В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.
В те годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военнополитическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.
В первой половине прошлого века в
экономически развитых странах Запада
появились различные
Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.
Кроме того, решение различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».
Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере 1968г. журнал «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных , предметов и процессов , продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.
В 1971 г. нашей стране издана первая
«Методика оценки уровня качества промышленной
продукции». В том году на 15-й Международной
конференции европейской
1979 г. – Госстандарт СССР издает
Руководящий документ РД 50-149-79 под
названием «Методические
Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия»
является стандартизованным в ГОСТ
15467-79 «Управление качеством
В последующие годы до наших дней
в стране изданы десятки монографий,
опубликованы сотни статей, проводятся
научные конференции и
Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств.
Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В. Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.
1. Объект, предмет и структура квалиметрии
Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1 – общая квалиметрия или
общая теория квалиметрии, в
которой рассматриваются
2 - специальные квалиметрии
3- предметные квалиметрии
Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.
Качество объекта потребления
– это совокупная характеристика
его свойств, с помощью которых
могут быть удовлетворены и обычно
удовлетворяются
2. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии – науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.
Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная характеристика всех свойств объекта в целом.
Если считать, что качество есть
совокупность характеристик, то оно
должно оцениваться некоторым
Итак, качество – атрибут, определенная
сущность объекта, показателем которой
является совокупная характеристика всех
его свойств и признаков.
Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения.
Объективное свидетельство – данные,
подтверждающие наличие или истинность
чего-либо. Оно может быть получено
путем наблюдения, измерения, испытания
или другими способами.
Контроль – процедура
Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.
Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены.
Квалификация – демонстрация способности
выполнять установленные
Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.
Свойство – это особенность объекта.
Размер – свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности.
Информация о работе Квалиметрия: терминология и основные методы