Контрольная работа по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….. 3
Качество продукции (услуг)………………………………………………… 4
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО …………………………………………………….11
Основные затраты на качество…………………………………………. 11
Примерный перечень составляющих ……………………………..13
Анализ деятельности предприятия ………………………………14
Количество как характеристика качества …………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..20
Список литературы. ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством готовая.docx

— 90.18 Кб (Скачать файл)

Что же такое качество

 

Согласно подходу стандартов системы качества: качество - это

совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности

удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя. При этом,

что важно, под объектом качества может пониматься как собственно продукция

(товары или  услуги), процесс ее производства, так и производитель (организация,

система или даже отдельный работник). Управление качеством в современном мире

обычно упоминается в контексте двух систем: total quality management (TQM) и

"стандартов  системы качества" ИСО-9000 (ISO-9000). Управление  организацией

должно быть связано с рядом основополагающих моментов, одним из которых

является и управление качеством. Но ни о каком управлении не может быть и речи

без инструмента управления.

 

  2.1 Основные затраты на качество

 

Предположим, что высшее руководство компании уже определило свой рынок, т.е.

установлены и отражены с достаточной убедительностью комплексы требований по

продукту или услуге различной градации (сорта) для потребителей различных

уровней: требующих роскошь, среднего класса и бережливых.

Обратим внимание на затраты, связанные с обеспечением того, что «качество»

товара или услуги реально будет соответствовать ожиданиям потребителя, т.е.

на затраты, связанные с выполнением этих ожиданий.

Определим основные вопросы, связанные с «затратами на качество»:

      Что такое затраты на качество  и как они возникают?

      Неизбежны ли затраты на качество?

      Какова зависимость между затратами  на качество и достижением  качества?

      Представляют ли затраты на  качество существенную часть  от оборота

компании?

v      Какую пользу можно извлечь из анализа затрат на качество?

Что такое затраты на качество и как они возникают

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

      затраты на предотвращение возможности  возникновения дефектов, т.е.

затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью

предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на

предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);

      затраты на контроль, т.е. затраты  на определение и подтверждение

достигнутого уровня качества;

      внутренние затраты на дефект  — затраты, понесенные внутри  организации,

когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт

был продан (внутренние потери);

      внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда

оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был

продан (внешние потери);

      сумма всех этих затрат дает  Общие Затраты на Качество (рис.1).

    

                 Рис.1. Составляющие затрат на качество                 

Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество

определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном

условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных

организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ

затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании. Вот что

действительно важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие

по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не

должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним

заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех

последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым,

первоначальным заголовком.

2.2  Примерный перечень составляющих элементов затрат на качество

    

ЗАТРАТЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Управление качеством

Затраты на планирование системы качества

Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта

2.

Управление процессом

Затраты на установление средств управления процессом

Затраты на изучение возможностей процесса

Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству

3.

Планирование качества другими подразделениями

Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству

4.

Контрольное и измерительное оборудование

Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов)

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов)

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования

5.

Обеспечение качества поставок

Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки

Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов

Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества

6.

Аудит системы качества

Затраты на внутренний аудит качества

Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом

7.

Программа улучшения качества

Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество

8.

Обучение вопросам качества

Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества

9.

Прочие затраты

Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями

 

 

 

3).Анализ деятельности предприятия

 

В России действуют три государственных стандарта систем качества: ГОСТ 40.9001—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; ГОСТ 40.9002—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; ГОСТ 40.9003—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стандартизации» несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Она может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

Сертификация — это необходимый процесс, гарантирующий соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам. По определению Международной организации по стандартизации ИСО, под сертификацией соответствия понимают действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют стандарту или другому нормативному документу.

Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации:

- независимость — действия предпринимаются  третьей стороной, которой может  быть лицо или орган, признаваемые  с помощью специальной процедуры независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе; объект сертификации должен быть идентифицирован, то есть сертификации подвергается именно то, что поименовано (например, кофе, а не кофейный напиток, представленный вместо кофе);

- устанавливается соответствие  только тем требованиям, которые  предусмотрены в стандартах или  других нормативных документах, с помощью объективных методов  проверки, обеспечивающих четкое  и однозначное толкование.

В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации и удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификат качества продукции — включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и для наглядности качественные показатели и характеристики; сертификат на происхождение товара — предназначен для определения страны происхождения товара и завода изготовителя.

Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый вместе с правилами сертификации и указывающий, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаком соответствия товар маркируется в том случае, если в нем соблюдены все требования стандарта (в России это ГОСТ 28197—90). Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке.

В Российской Федерации приняты схемы (системы) сертификации, которые применяются в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. На основании схем сертификации выделяют три стратегии, на которые может ориентироваться предприятие.

1. Формирование эффективной системы  качества продукции и развитие  собственной испытательной базы, интегрированной в технологическую  систему, что обеспечивает стабильность  и соответствие качества установленным  требованиям и позволяет декларировать  его соответствие требованиям  национальных и (или) международных  стандартов, технических условий  и регламентов.

2. Ориентация в обеспечении соответствия  продукции установленным требованиям  и стабильности параметров качества  на высокий уровень организации  производства и эффективную систему  качества при ограниченной собственной  испытательной базе (что исключает  возможность декларирования соответствия).

3. Сертификация на соответствие  стандартам ИСО 9000 проводится независимыми  компаниями (регистраторами), аккредитованными  национальной системой регистрации. В процессе сертификации, занимающем, как правило, около двух лет, регистратор проводит одну или несколько проверок систем качества на соответствие требованиям стандартов и, если находит, что они в основном удовлетворены, выдает сертификат, действительный в течение трех лет.

В соответствии с порядком проведения сертификации продукции проводятся сертификация системы качества изготовителя и контроль за стабильностью функционирования системы качества. Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.  Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Далее производится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчётный период (месяц, квартал, год).

 Оперативный анализ производства  и отгрузки продукции осуществляется  на основе расчета, в котором  отражаются плановые и фактические  сведения о выпуске и отгрузке  продукции по объему и ассортименту  за день, нарастающим итогом с  начала месяца, а также отклонение  от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий не востребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на пред производственной,  производственной и после производственной стадиях. Если риск обнаружен на пред производственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или после производственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на пред производственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на после производственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"