Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:13, курсовая работа
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
Введение……………………………………………………………………3
Объекты мелкорозничной торговли и требования предъявляемые к ним…………4-8
Роль мелкорозничной торговли в обслуживании покупателей…………………….8-12
Комплексы мелкорозничной торговли………………………………………………12-15
Пути повышения эффективности работы мелкорозничной торговой сети……….15-19
Заключение……………………………………………………………………………….19
Прежде всего отметим, что при
проектировании и строительстве
павильонов и киосков необходимо
руководствоваться
Помимо этого требования устанавливаются и правилами пожарной безопасности в РБ и нормами пожарной безопасности 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования». В этом документе под павильоном понимается сооружение, предназначенное для розничной торговли с обслуживанием покупателей внутри помещения, а под киоском — одноэтажное сооружение общей площадью до 20 м2, предназначенное для розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения. Согласно указанным нормам пожарной безопасности степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 м2 и менее не регламентируется. Павильоны и киоски, предназначенные для торговли горючими жидкостями или газами, выполняются I, II, Ша степеней огнестойкости, как правило, отдельно стоящими или в группе с киосками, торгующими аналогичными товарами. Внутренние запоры, устанавливаемые на дверях и используемые в период нахождения в сооружении людей, должны быть легкооткрываемыми. Отопление киосков, устанавливаемых в населенных пунктах, может быть электрическим (с применением масляных радиаторов, греющих панелей), паровым или водяным. В киосках, устанавливаемых вне населенных пунктов, допускается устройство печного отопления.
Электрооборудование киосков должно соответствовать требованиям ПУЭ. Электросветильники следует использовать с защитными колпаками (с лампами накаливания) или бесстартерные (с люминесцентными лампами). Для обесточивания электрической сети павильона или киоска и группы сооружений должно быть установлено на несгораемом основании отключающее устройство.
Киоски должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом звукового сигнала на фасад сооружения или непосредственно в защищаемое помещение (автономные пожарные извещатели). В каждом киоске должно быть не менее двух огнетушителей.
Комплексы мелкорозничной торговли
В настоящее время в крупных городах существуют все предпосылки для перехода от многочисленных мелких киосков, ларьков, палаток к более крупным объектам — павильонам, торговым комплексам, позволяющим объединить несколько павильонов.
Под комплексом мелкорозничной торговли понимается временно используемая территория, с размешенными на ней объектами мелкорозничной торговли, вещевыми, специализированными рынками, мини-рынками или другими объектами городского коммунального хозяйства с количеством торговых мест более семи, в радиусе 20 м друг от друга.
Рисунок 1 – Виды комплексов мелкорозничной торговли
Под мини-комплексом понимается совокупность
торговых объектов, реализующих универсальный
ассортимент товаров и
Рынок представляет собой специально оборудованную, огражденную территорию, с размещенными на ней стационарными рядами, тележками, оборудованными навесами, лотками, контейнерами, палатками и другим оборудованием, для осуществления торговли разрешенным ассортиментом товаров юридическими и физическими лицами с соблюдением действующих правил продажи товаров, реализации продукции общественного питания.
В вышеприведенной схеме указана классификация рынков по специализации. Поясним ее:
♦ универсальный рынок — рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;
♦ вещевой рынок — рынок по реализации непродовольственных товаров;
♦ продовольственный рынок — рынок по реализации продовольственных товаров;
♦ специализированный рынок — рынок по реализации отдельных групп товаров;
♦ рынок по торговле сельхозпродукцией — бывшие колхозные и вновь вводимые рынки по реализации сельскохозяйственной продукции.
Кроме этого существует понятие «мини-рынок». Такие комплексы мелкорозничной торговли характерны для крупных городов. Количество стационарных торговых мест, при котором комплекс относится к мини-рынку, колеблется от 25 до 40.
Правила работы рынков утверждаются либо на уровне субъектов Республики Беларусь, либо на уровне органов местного самоуправления. В большинстве своем они различаются требованиями к размещению рынков. В остальном (требования к организации торгового процесса, оборудованию рынков и благоустройству прилегающей территории) они повторяют друг друга.
Рынок – имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, изолированного от прилегающей территории, и расположенных на нем объектов стационарной и мелкорозничной торговли и услуг, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, предназначенный для свободных торгов между продавцами и покупателями. Торговую деятельность и предоставление услуг на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, а также физические лица при реализации сельскохозяйственной и другой продукции
Мелкооптовый рынок – рынок, на котором осуществляется реализация товаров потребительского назначения мелкооптовыми партиями и в розницу.
Временный рынок – рынок, деятельность которого основана на краткосрочном (до пяти лет) договоре аренды земельного участка.
Постоянный рынок – рынок, деятельность которого основана на долгосрочном (свыше пяти лет) договоре аренды земельного участка.
Универсальный рынок – рынок, предназначенный
для реализации широкого ассортимента
продовольственных и
Специализированный рынок – рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, сельскохозяйственный, зооботанический, вещевой, авторынок, рынок по реализации аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей, бытовой техники и др.) [6].
Продовольственный рынок – рынок
по реализации продовольственного сырья
и пищевых продуктов
Сельскохозяйственный рынок – рынок, на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личном хозяйстве, товаропроизводителями Минской области, а также осуществляется собственная торгово-закупочная деятельность.
«Ярмарка выходного дня» – торговый объект, на котором осуществляется реализация продукции фермерских хозяйств и сельхозпродукции товаропроизводителями Минской и других областей РБ.
На рынках, где торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм. Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определения стоимости и отпуска товаров.
Время работы отдельных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ управляющая рынком компания предварительно информирует продавцов, население и префектуру о причинах и периоде закрытия рынка.
В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно известить об этом управляющую рынком компанию.
К торговому процессу на рынках предъявляются особые требования. Прежде всего организация торгового процесса на рынке должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров.
Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка.
Контрольно-кассовые машины должны применяться на территории рынка в соответствии с Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Роль мелкорозничной торговли в обслуживании покупателей
Мелкорозничная торговля занимает большое место в торговом обслуживании населения т.к. она доставляет необходимые товары в труднодоступные места.
Мелкорозничные предприятия, расположенные в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоятельное значение. В некоторых случаях они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли). Предприятия мелкорозничной торговой сети могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелкорозничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи – фрукты», «Хлеб», «Мороженое», «Соки – воды» и др. Непродовольственными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтовары», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе относятся бензозаправочные станции. Довольно широко распространены мелкорозничные предприятия, торгующие товарами повседневного спроса.
Наиболее распространенным типом мелкорозничных предприятий являются «Продукты». Обычно в их ассортименте не менее пяти товарных групп. При этом на предприятиях, оснащенных холодильным оборудованием (обычно холодильными шкафами ШХ – 0,4 или ШХ – 0,56), реализуют и скоропортящиеся продовольственные товары.
Павильоны и киоски типа «Промтовары» торгуют головными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими товарами.
В павильонах и киосках «Товары
повседневного спроса»
Мелкорозничные торговые предприятия
размещают не только на рынках, вокзалах,
в зоне отдыха и других местах наибольшего
сосредоточения населения, но и в
малых населенных пунктах. При их
размещении учитывают профиль
Его устанавливают с учетом места расположения предприятий и контингента обслуживаемых покупателей. Например, режим работы мелкорозничных торговых предприятий, расположенных у кинотеатров, на рынках, вокзалах, в зонах отдыха, должен быть увязан с режимом работы этих предприятий, с интенсивностью покупательских потоков, а режим работы предприятий, расположенных в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.
Для продажи товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, автоприцепы и разные развозки.
Автомагазины выпускаются на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и др.
Салон автомагазина оснащают изотермическим шкафом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демонстрации готового платья и других товаров служат вешала, свободная площадь под которыми может быть использована для перевозки крупногабаритных товаров, доставляемых по заказам покупателей, или товаров в таре-оборудовании.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Продукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса», «Книги». Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состоит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы; гастрономические продукты; безалкогольные напитки; табачные изделия и спички; сопутствующие непродовольственные товары.
В автомагазинах «Промышленные товары» реализуют ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь массового пошива, галантерейные и парфюмерно-косметические товары, некоторые культтовары и хозяйственные товары.
Продовольственными и
Автомагазины «Книги» имеют в своем ассортименте литературу различных направлений, а также периодические издания и сопутствующие (в основном канцелярские) товары. Торгово-технологический процесс в автомагазине состоит из следующих основных операций: отборка и приемка товаров на оптовой базе; размещение и укладка товаров в салоне автомагазина; выезд автомагазина в пункты обслуживания; подготовка автомагазина к торговле; предложение и продажа товаров, включая расчетные операции; прием предварительных заказов и оказание других услуг; возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр; санитарная обработка кузова; опломбирование автомагазина и сдача его под охрану; составление отчета и сдача выручки.