Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Ламзурь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством, основой для написания курсовой работы стало крупное предприятие , которое вышло уже на общероссийский уровень ОАО «Ламзурь».

Содержание

Введение
1.Научные аспекты управления качеством.
1.1 Понятие качества продукции и управления им. Оценка уровня качества.
1.2 Экономические проблемы качества. Сертификация. Стандартизация.
2 Управление качеством продукции на ОАО «Лазурь»
2.1 Критический анализ действующей системы управления качеством
2.2 Общая оценка качества продукции
3. Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Ламзурь».
Заключение.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПРОЦЕСНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

           Сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:

А) создания условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Б) содействие потребителя в компетентном выборе продукции;

В) защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;

Г) контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;

Д) подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

              Сертификация может быть обязательной и добровольной. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентноспособности продукции.

            Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и производителям, а также иные объекты. Объекты обязательной сертификации устанавливаются законодательными актами.

            За нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии со статьей 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» независимо от того, позволял ли уровень их научных и технических знаний выявить свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.

Публикация официальной информации о действующих в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации по сертификации являются обязанностью Госстандарта.

              Сертификат соответствия (сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий - документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.

              Госстандарт России и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции на основе общих правил и рекомендаций создают системы сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняют выполняют следующие основные функции:

1) устанавливают правила проведения сертификации в этих системах;

2) осуществляют выбор схем сертификации;

3) определяют центральные органы системы сертификации;

4) устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

5) устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

6) выдают сертификат и знак соответствия и др.

           Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее передвижения на рынках.

          В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.

           Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

           В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

А) системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО серии 9000;

Б) общефирменные системы управления качеством (TQM - всеобщее управление качеством - Total Quality Management);

В) системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по касчеству.

            Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует.

              Общефирменная система управления качеством (TQM). История формирования и развития принципов качества, сертификации имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить этапы развития, которые приводят отечественные исследователи В.Е. Швец, В.А. Лапидус. TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин - «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).

              Системы качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству. Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире - премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др. В России существует премия Правительства РФ в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

              Суть метода распределения функций качества (QFD) заключается, образно говоря, в переводе требований к качеству с одного языка на другой.

              Метод анализ причин и последствий отказов (FMEA) впервые был разработан и применен в программе «Шаттл». Чаще всего он используется на стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и технологические решения по недопущению этих причин.

Методы Тагути можно отнести к инженерно-эконмическим методам, позволяющим наиболее коротким способом с меньшими затратами прийти к правильному инженерному решению. Тагути создал надежный метод расчета, использовав отношение сигнал/шум, применяемое в электросвязи.

               Групповые методы анализа и решения проблем получили достаточное воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии системы качества.

Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

                  Статистические методы. Начальный опыт японской революции в качестве связан именно с массовым применением статистических методов. Использование статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих этими методами и осуществляющих постановку их применения на предприятии.

              2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЛАЗУРИТ»

              2.1КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

 

               Оценка документации по управлению качеством на ОАО «Ламзурь» и оценка качества, данная работниками лаборатории качества, позволяют сделать вывод о том, что никакой системы качества с позиции современных представлений о качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

               Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что ,в принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Однако мировой опыт уже давно впереди того механизма, что действует на ОАО «Ламзурь». Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Ламзурь». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

               Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и ,как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

               Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

                Подводя черту в критическом анализе действующей системы управления качеством, делаю вывод о достоинствах - отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках - отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.

 

 

              2.2 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОДУКЦИИ ОАО «ЛАЗУРИТ»

 

 

                В 2009 году на ОАО «Ламзурь» контролирующим органом продукция не браковалась. В этом же году были предприняты следующие меры по улучшению качества :

1) установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;

2)реконструирован участок щербета ;

3) изготовлены штампы под глазировочную конфету на линии;

4) отремонтирована помадосбивочная машина ШАЕ-800;

5) проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе сахаристого цеха;

6) изготовлены новые ложки для пластов «Птичье молоко»;

7) изготовлены направляющие для вафельной печи;

8) установлен вентилятор для охлаждения орехов после обжарки;

9) проведена сертификация выпускаемой продукции на 2010 г.;

10) разработаны красочные коробки для наборов конфет;

             Для расширения ассортимента, улучшения качества выпускаемой продукции за 9 мес. 2010 г. на ОАО «Ламзурь» освоено 38 новых видов продукции, в том числе 12 наименований конфет: наборы конфет «Мордовия -70 лет», «Край Родной», конфеты «Колокольчик», «Малиновые», «Виноградные», «Земляничные», «Коровка» и др.; печенье - 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка», «Бодрость», «Родничок» и др.; карамель - 5 видов: «Смородинка», «Мозаика», «Зоологическая» и др.; драже - 3 вида: «Молочные орешки», «Одуванчик» и др.; торты вафельные - 2 вида: «Восточный», «Восточный в шоколаде».

                Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых участка - по производству овсяного печенья и вафельных тортов.

Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

               За высокое качество продукции на ярмарках: «Россия единая» в г. Н. Новгород, «Российская продукция питания - гарантии качества, лучшая продовольственная продукция - 2010», шоколадные наборы «Мордовия - 70 лет», «Край Родной», «Для Вас», конфеты «Гармония», «Вишневый цвет» были удостоены трех золотых медалей. Печенье «сахарное», крекер получили сертификат соответствия и Почетный диплом «Московское качество».   На протяжении ряда лет набор конфет «Мордовия» является дипломантом Всероссийского конкурса 100 лучших товаров России. Образец конфет выставлен на постоянно действующей выставке на ВВЦ в Москве.

            Четвертая Международная выставка «Ингридиенты - 99» израильской фирмы «Фрутаран» принесла диплом за активное участие в освоении новых видов продукции и высокое качество. Национальный маркетинговый институт на конкурсе «Америка за качество и сервис - 99» дал ОАО «Ламзурь» гранд приз.

Информация о работе Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Ламзурь»