Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа
Цель исследования – исследовать и определить профиль организационной культуры МУП «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства» как способ организации и развития внутренней среды предприятия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить понятие организационной культуры, ее содержание, уровни и типологию.
2. Выделить взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью организации.
3. Рассмотрение структуры организационной культуры МУП «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства».
4. Изучить методологические основы процесса развития и становления организационной культуры.
5. Провести анализ влияния различных факторов на формирование организационной культуры.
6. Определение мероприятий по совершенствованию организационной культуры МУП «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………..7
1.1. Основные элементы организационной культуры…………………………..7
1.2. Содержание и сущность организационной культуры…………………….19
1.3. Взаимное влияние организационной культуры и системы функционирования предприятия………………………………………………27
Глава II. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ МУП «СТАРООСКОЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА» ………………………………………38
2.1. Основные параметры оценки организационной культуры………………38
2.2. Анализ уровня организационной культуры……………………………….45
2.3. Профиль организационной культуры……………………………………...51
Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МУП «СТАРООСКОЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»……………………………………….56
3.1. Основные направления совершенствования организационной культуры56
3.2. Оценка изменений организационной культуры (новый профиль)………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………66
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...69
5. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства/ Р.А. Браймер – М.: ИНФРА-М, 2005. – 448 с.
6. Бычин, В.Б. Нормирование труда/ В.Б. Бычин, С.В. Малинин – М.: «Экзамен», 2003 – 207 с.
7. Вачугова, Д.Д. Основы менеджмента: Учебник для вузов/ Д.Д. Вачугов,; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 376 с.
8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М.: ГНОМ-пресс при сод. Т.Д. «Элит-2000», 1999. – 440 с.
9. Веснин, В.Р. Организационная культура/ В.Р. Веснин // Социально-гуманитарные знания. – М., 2006. – №3. – С. 210-216.
10. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник для студентов вузов/ О.С. Виханский. – М.: ЛОГОС 2003. – 528 с.
11. Гребнев, И.А. Экономика торгового предприятия/ А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2003. – 524 с.
12. Дятлов, В.А. Управление персоналом/ В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало – М.: ПРИОР, 2005. – 232 с.
13. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры/ К. Камерон, Р. Куинн – Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в организации/А.Я. Кибанов М.: Инфра-М, 2000. – 204 с.
15. Кондратова,
И.Г. Основы управленческого
16. Маслов, Е.В.Управление персоналом предприятия/ Е.В. Маслов, Н.В. Шереметова – М.: ИНФРА-М, 2003. – 224 с.
17. Мильнер, Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер – М.: ИНФРА-М, 2001. – 148 c.
18. Новицкий, Н.И. Организация производства на предприятии/ Н.И. Новицкий – М.: Инфра-М, 2002. – 524 с.
19. Паламарчук, Г.Т. Принципы организации социальных систем/ Г.Т. Паламарчук – Киев: Высшая школа, 1988. – 789 с.
20. Поршнев, А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнев – М.: ИНФРА – М, 2003. – 716 с.
21. Радченко, Я.В. Теория организации/ Я.В. Радченко – М.: Изд-во ГАУ, 1998. – 384 с.
22. Романов, П.В. Социология менеджмента и организаций/ П.В. Романов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 229 с.
23. Семиков, В.Л. Теория организации/ В.Л. Семиков – М.: АГПС, 2004. – 213 с.
24. Смирнова, В.Г. Организация и ее деловая среда/ В.Г. Смирнова – М.: ИНФРА-М, 2000. – 192 с.
25. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании/ Т.О. Соломанидина – М.: ИНФРА-М, 2011. – 624 с.
26. Туровец, О.Г. Теория организации/ О.Г. Туровец – М. : Инфра-М. 2001. – 312 с.
27. Устинов, А.Н. Теория организации/ А.Н. Устинов – М.: ИНФРА-М, 2004. – 448 с.
28. Хачатуров, С.Е. Организация производственных систем (теоретическое
основание организационной науки)/ С.Е. Хачатуров – Тула: Школа, 1996. – 411 с.
29. Холл, В. Организации: структуры, процессы, результаты/ В. Холл, Х. Ричард – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
30. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/ Д. Шелдрейк – СПб.: Питер, 2001. – 352с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Определение психологического климата в организации
Обведите, пожалуйста, те суждения, которые кажутся Вам наиболее подходящими для атмосферы коллектива, в котором Вы работаете.
Список суждений:
1. Свои слова всегда подтверждают делом.
2. Осуждают проявления индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
5. Всегда оказывают помощь друг другу.
6. Умело взаимодействуют друг с другом на работе.
7. Знают задачи, стоящие перед коллективом.
8. Требовательны друг к другу.
9. Все вопросы решают сообща.
10. Единодушны в оценке стоящих перед коллективом проблем.
11. Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы с членами коллектива.
13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
14. Знают итоги работы коллектива.
15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16. Объективно оцениваются свои успехи и неудачи.
17. Личные вопросы подчиняют интересам коллектива.
18. Занимаются на досуге одним и тем же.
19. Защищают друг друга.
20. Всегда считаются с интересами друг друга.
21. Заменяют друг друга в работе.
22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
23. Работают с полной отдачей сил.
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.
26. Помогают друг другу.
27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
29. Знают правила поведения в коллективе.
30. Никогда и ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое на полпути.
32. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.
33. Одинаково оценивают успехи коллектива.
34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.
35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.
37. Знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Верят в свой коллектив.
40. Одинаково оценивают неудачи у коллектива.
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают основные приемы и методы работы.
45. Всегда и во всем правы.
46. Общественные отношения ставят выше личных.
47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.
48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.
51. Берут на себя руководство, если требуется.
52. Знают работу товарищей.
53. По-хозяйски относятся к общественному добру.
54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.
55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.
56. Уважают друг друга.
57. Тесно сотрудничают с членами другого коллектива.
58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.
59. Знают черты характера друг друга.
60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.
63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
65. Радуются успехам других членов коллектива.
66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
67. Знают привычки и склонности друг друга.
68. Активно участвуют в общественной работе.
69. Заботятся об успехах коллектива.
70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.
73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.
74. Знают, как обстоят дела друг у друга.
Ключ: после проведения опроса данные собираются и обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 15, 30, 45, 60, показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы:
1) ответственность (1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68);
2) коллективизм (2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69);
3) сплоченность (3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70);
4) контактность (4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71);
5) открытость (5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72);
6) организованность (6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73);
7) информированность (7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74).
Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:
0 баллов 9 баллов 8 баллов 7 баллов 6 баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл |
идеальный |
оптимальный | |
средний | |
низкий | |
Очень низкий |
Приложение 2
Суждения |
Баллы | ||||||||||
На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
На ша деятельность четко и детально организована |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
На нашем предприятии налажена система коммуникаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас принимаются своевременные и эффективные решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Рвение и инициатива у нас поощряются |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Наши работники участвуют в принятии решений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Рабочие места у нас обустроены |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас поощряется двухстороння коммуникация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Дисциплинарные меры
у нас применяются как |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Работа для меня интересна |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Конфликтные ситуации у нас допускаются с учетом всех реальностей обстановки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Рвение к труду у нас всячески поощряется |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Трудовая нагрузка у нас оптимальная |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Наши работники испытывают гордость за свою организацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.
2. Посчитайте средний балл по секциям:
Работа – 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.
Коммуникации – 2, 6, 10, 14, 18, 22.
Управление – 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28.
Мотивация и мораль – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Интерпретация: индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов – 290, наименьшее – 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».
1) 261 – 290 – очень высокий;
2) 175 – 260 – высокий;
3) 115 – 174 – средний;
4) ниже 115 – имеющий тенденцию к деградации.
Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:
1) 9-10 – великолепное;
2) 6-8 – мажорное;
3) 4-5 – заметное уныние;
4) 1-3 – упадочное.