Принципы обеспечения качества и управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.
Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы:
1.Принципы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
2.Принципы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
3.Принципы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Принципы обеспечения качества продукции………………………………..4
3. Принципы управления качеством продукции……………………………….7
4. Заключение…………………………………………………………………….10
5. Список литературы……………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

УК КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ».

 

КАФЕДРА          

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Управление качеством»

 на тему:

 «Принципы обеспечения качества и управления качеством».

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса группы ФаУ, ЗФО Гусева Анастасия Юрьевна

Шифр-4531

Проверила:

 

 

 

Санкт-Петербург

         2011 

Содержание

Стр.

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Принципы обеспечения  качества продукции………………………………..4

3. Принципы управления качеством продукции……………………………….7

4. Заключение…………………………………………………………………….10

5. Список литературы……………………………………………………………12

 

Введение

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Развитие рыночной экономики в России определило новые приоритеты развития национального производства: повышение  конкурентоспособности национального  товара; осуществление перехода от сырьедобывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание национальной системы обеспечения безопасности и высокого качества потребляемой продукции.

Опытным практикам, работающим в сфере производства, известно, что именно требуется для достижения высокого качества производимых изделий. Если все это систематизировать  и обобщить, то можно утверждать, что для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая  материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: даже имея современную технологическую базу и квалифицированных работников, нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения четкой системы качества, отвечающей современному уровню.

 

Принципы обеспечения  качества продукции

Качество продукции - это  совокупность свойств и характеристик  продукции, которые придают ей способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности потребителя.

Среди принципов обеспечения  качества можно выделить три их основных группы:

1.Принципы технического  характера (конструктивные, технологические,  метрологические и т.д.);

2.Принципы экономического  характера (финансовые, нормативные,  материальные и т.д.);

3.Принципы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Стабильное обеспечение  качества зависит от множества факторов, которые можно разделить на две  основные группы: частные и общие. К общим факторам относятся: технические, экономические, социальные, политические и др. факторы, которые подразумевают  уровень развития производства, средства и системы контроля качества, социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, материальная и личная заинтересованность и пр. Среди частных факторов выделяют: профессиональное мастерство работников, конструкцию изделий и качество технических процессов, используемое сырье, материалы, комплектующие, условия хранения, транспортировки, реализации и эксплуатации продукции, упаковка, маркировка и пр.

Устойчивого совершенствования  качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и  даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и  социальных мероприятий на научной  основе можно быстро и устойчиво  совершенствовать качество продукции.

Факторы, влияющие на качество продукции, могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого  фактора и внешних условий.

В соответствии с этими  блоками можно дать краткую характеристику условий формирования факторов качества:

1. Внешние условия: формирования факторов качества: инвестиции, поддержка государства; ритмичность поставок сырья, материалов и комплектующих, их качество; оценка и подтверждение качества продукции; правовое обеспечение качества (юридическая ответственность за дефектную продукцию); уровень конструкторских разработок; взаимосогласованность требований контроля и надзора;

2. Внутренние условия:  дисциплина, оборудование, технология  производства; испытательная база; технический контроль; организационная  и производственная структура  управления предприятием;

3. Человеческий фактор: квалификация, опыт, профессионализм; поощрения,  стимулирование, мотивация; активность  и инициатива; обмен передовым  опытом.

Часто при определении  факторов, которые влияют на какой-либо результативный показатель, характеризующий  качество, используют причинно-следственную диаграмму определения качества.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма "рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий.

Причинно-следственная диаграмма  была разработана, чтобы представить  соотношения между следствием, результатом  и всеми возможными причинами, влияющими  на них (см. рис.1).

Порядок построения причинно-следственной диаграммы:

1. Описание выбранной  проблемы, а именно: в чем ее  особенности, где она возникает,  когда проявляется и как далеко  распространяется.

2. Перечисление причин, необходимых  для построения причинно-следственной  диаграммы одним из следующих  способов: проведение мозговой атаки,  на которой обсуждаются все  возможные причины без предварительной  подготовки; отслеживание всех стадий  производственного процесса и  указание на контрольных листках  возможных причин возникающей  проблемы.

Построение причинно-следственной диаграммы.

Анализ диаграммы: факторы  и условия расставляются по значимости, устанавливаются те причины, которые  в данный момент поддаются корректировке.

Толкование всех взаимосвязей.

Составление плана дальнейших действий.

 

Рис.1. Причинно-следственная диаграмма

 

Применение причинно-следственной диаграммы позволяет выявить  и сгруппировать все условия  и факторы, влияющие на данную проблему.[2]

Принципы управления качеством продукции

Система управления качеством  представляет собой согласованную  рабочую структуру, действующую  в фирме и включающую эффективные  технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, информации с целью  удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться  в каждой из них.

Для успешного руководства  организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление  ее развития и обеспечить управление. Успех может быть достигнут в  результате внедрения и поддержания  в рабочем состоянии системы  менеджмента качества, разработанной  для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими  аспектами менеджмента. Для этого  при разработке стандартов ИСО 9000 (стандарты  качества) были определены восемь принципов  управления качеством. Эти восемь принципов  менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло  руководствоваться ими с целью  улучшения деятельности организации:

1. Ориентация на потребителя.

2. Лидерство руководителя.

3. Вовлечение работников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к  менеджменту.

6. Постоянное улучшение.

7. Принятие решений, основанных  на фактах.

8. Взаимовыгодные отношения  с поставщиками.

Применительно к управлению качеством целесообразно выделять еще и специфические принципы, к которым относятся:

    • Формирование управленческих решений с учетом производственно-экономических, социальных, рыночных факторов.
    • Взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность.
    • Полнота учета потребностей в ресурсах.
    • Сочетание внутреннего и внешнего контроля качества.
    • Непрерывность и этапность осуществления контроля качества, развитие системы управления качеством и др.

Непосредственными объектами  управления качеством являются потребительские  характеристики продукции, факторы  и условия, влияющие на их уровень, а  также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные  лица, функционирующие на различных  иерархических уровнях и реализующие  функции управления качеством в  соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Управление качеством  продукции на предприятии является одним из звеньев общего цикла  управления и выполняет ряд функций, аналогичных функциям общего управления предприятием:

Планирование процесса управления качеством - установление обоснованных заданий по выпуску продукции  с требуемыми значениями показателей  качества на заданный момент или в  течение заданного интервала  времени.

Организация, координация  и регулирование процесса управления качеством - организационная работа по управлению качеством на предприятии  заключается в выполнении всего  комплекса работ, связанных с  планированием, осуществлением и контролем  деятельности, направленной на совершенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности.

Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных  мотивов, создание конкретного состояния  личности, которое определяет, насколько  активно и с какой направленностью  человек действует в определенной ситуации.

Контроль, учет и анализ процессов  управления качеством - это процесс  определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и  результатах анализа.

Действительный уровень  качества продукции можно установить только путем комплексного системного анализа качества, охватывающего  все аспекты и стороны производимой продукции, все ее свойства и характеристики в целом.

 

Заключение

Управление качеством  прошло ряд этапов в своем развитии. Этап зарождения отдельных элементов  управления качеством в общем  процессе управления предприятием сменился этапом интеграции, комплексным, системным  подходом к управлению качеством.

      Постоянный  рост требований к качеству  предопределил дальнейшее развитие  управления качеством и внедрение  на лучших предприятиях развитых  стран «тотального» управления  качеством, когда оно становится  основой для организации всех  направлений деятельности предприятия.

      Для стимулирования  предприятий к повышению качества  продукции и услуг в ряде  стран, в том числе и России, учреждены национальные премии  по качеству. Роль премий заключается  не только в том, чтобы отмечать  лучшие предприятия, но и в  том, чтобы подтягивать средние  путем проведения ими самооценки  по критериям премий с последующим  принятием мер по улучшению качества продукции и услуг.

      Решающее  значение в организации работ  по качеству имеет позиция  руководителей предприятий, их  отношение к качеству выпускаемой  продукции и услуг.

Проблема обеспечения  качества лучше всего решается в передовых капиталистических странах, в первую очередь США, Японии, Германии, где она стала национальной идеей. Ученые и специалисты этих стран, занимающиеся проблемой обеспечения качества продукции и услуг, в 80-е годы прошлого века приравнивались к национальным героям. Президент американского общества по управлению качеством Дж. Харрингтон сказал о них: "В 40-е годы Америка имела своих военных героев, а в 60-е годы образцами для подражания стали космонавты. В 80-е годы героями следует считать лидеров в области качества, поскольку их вклад в будущее Америки может быть даже больше, чем вклад выдающихся личностей прошлого".

Такое большое внимание к  этой проблеме объясняется следующими причинами:

  • качество дает возможность выдержать конкуренцию;
  • качество позволяет получить прибыль, необходимую для подъема уровня жизни человека и развития самих предприятий и организаций;
  • решение проблемы качества потребовало подъема общего уровня культуры населения и его знаний. [6]

Информация о работе Принципы обеспечения качества и управления качеством