Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:43, реферат
Первая из названных систем была разработана на Саратовском самолетостроительном заводе в середине 50-х годов (табл. 5.1). Она представляет собой системную организацию работ по качеству в рамках предприятия, осуществляющего серийное изготовление изделий. В Саратовской системе удачно найден механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов, а причин дефектов
Развитие систем управления качеством в нашей стране
Первая из
названных систем была разработана
на Саратовском
Напомним, что после двукратного предъявления ОТК деталей, имеющих дефекты, рабочий лишался премии. Неотвратимость материального наказания заставляла рабочего строже соблюдать технологическую дисциплину, если причиной появления дефекта был он сам, или предъявить претензию мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, заготовки, инструмент, оснастка, станок. Таким образом, ответственность одного побуждала многих к выявлению конкретных причин дефектов и конкретных виновников их появления.
Горьковская система КАНАРСПИ своим влиянием выходила за пределы процесса серийного производства. Она предусматривала широкое, устойчивое и постоянное взаимодействие между ОКБ - разработчиком изделия и заводом, осуществляющим серийное производство.
Таблица 1 – Системы управления качеством
Название системы |
Дата и место создания |
Основная суть системы |
Критерий управления |
Объект управления |
Область применения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. БИП
|
1955 г. Саратов
|
Строгое выполнение технологических операций
|
Единичный: Соответствие качества результата труда требованиям НТД Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления |
Качество труда Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей
Качество труда |
Производство
|
2. СБТ
|
1961 г. Львов
|
Высокий уровень выполнения операций всеми работниками
|
Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям Обобщенный: коэффициент качества труда |
исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Качество изделия и качество труда коллектива |
Любая стадия жизненного цикла продукции
|
3. КАНАРСПИ
|
1958 г. Горький
|
Высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства |
Соответствие качества первых промышленных
изделий установленным
|
Качество изделия и качество труда коллектива
|
Проектирование + технологическая подготовка производства, производство |
4. НОРМ |
1964 г. Ярославль |
Повышение технического уровня и качества изделий |
Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
5. КСУКП
|
1975 г. Львов
|
Управление качеством на базе стандартизации |
Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники |
Качество изделия и качество труда коллектива
|
Весь жизненный цикл продукции |
6. КСУКП и ЭИР КС ПЭП |
1980 г. Днепропе тровск, Краснодар |
Управление качеством |
Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества |
Качество продукции, экономические показатели предприятия |
Весь жизненный цикл продукции |
Условные обозначения систем: БИП - бездефектное изготовление продукции; СБТ - система бездефектного труда; КАНАРСПИ - качество, надежность, ресурс с первых изделий; НОРМ - научная организация работ
по повышению моторесурса КСУКП - комплексная система управления качеством продукции; КСУКП и ЭИР - комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов; КСПЭП - комплексная система повышения эффективности производства. |
Основная задача системы - выявление и устранение на предпроизводственной стадии и в процессе подготовки производства нового изделия возможных причин дефектов. Система была призвана практически исключить доводку изделия и технологии в период серийного производства. С этой целью система предусматривала:
тщательное и глубокое проведение исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ при создании изделия;
ускоренные и специальные испытания на надежность и долговечность агрегатов и узлов изделия;
широкое применение методов натурного, модельного и математического моделирования поведения изделия, его узлов и агрегатов в условиях, близких к эксплуатационным;
выполнение в полном объеме работ по технологической подготовке серийного производства.
Для системы характерен высокий уровень технической и технологической интеграции двух самостоятельных организаций - конструкторского бюро и завода-изготовителя.
В процессе изготовления в системе в соответствии с принципом преемственности используется Саратовская система бездефектного изготовления продукции. Сфера эксплуатации в системе КАНАРСПИ рассматривается как источник информации обратной связи для ОКБ и завода-изготовителя.
При анализе
системы КАНАРСПИ зримо можно
ощутить черты крупной
Ярославская система НОРМ. Ее аббревиатура расшифровывается как научная организация работ по увеличению моторесурса. Разработка и производственное внедрение системы было закончено к середине 60-х годов на Ярославском моторном заводе (впоследствии Ярославское объединение "Автодизель").
Система характеризуется, прежде всего тем, что за критерий качества в ней принят один из важнейших' технических параметров - ресурс изделия до первого капитального ремонта. В основу положен принцип последовательного и четко систематизированного анализа фактически достигнутого в эксплуатации моторесурса двигателя в целом и его отдельных узлов и деталей. Особое внимание уделялось тщательной разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя.
В системе присутствуют идеи Саратовской и Горьковской систем и введен количественный критерий качества - увеличение моторесурса.
Многие мероприятия по улучшению качества лимитировались недостаточно высокими требованиями к качеству черных и цветных металлов, горюче-смазочных материалов. В таких случаях система предусматривала пересмотр государственных стандартов и технических условий.
В первой половине
70-х годов в результате совместного
научно-производственного эксперимента
предприятий Львовской области,
ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР
и научно-производственного
Функции и задачи, способы и методы их реализации закрепляются в комплексе стандартов предприятия. Этим достигается высокий .уровень исполнительской дисциплины и устойчивости системы, а также возможность постоянного обоснованного совершенствования системы на основе предложений любого члена производственного коллектива.
Главная цель системы сформулирована следующим образом: обеспечение высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием. Главная цель достигается в результате:
создания и освоения новых высококачественных видов продукции;
своевременной постановки на производство новой продукции;
снятия с производства морально устаревшей продукции;
улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.
КС УКП формировалась, как теперь это принято говорить, в условиях командно-административной системы хозяйствования, при высокой концентрации управления производством и жесткой системе планирования. В силу этого одна из составляющих главной цели - увеличение удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства. Естественно, что в условиях рыночных отношений этот элемент из главной цели выпадает. Вместо него следует использовать показатели конкурентоспособности продукции. Причем конкурентоспособность следует рассматривать применительно к условиям конкретного рынка, на котором можно реализовать данную продукцию с максимальной эффективностью. Остальные элементы главной цели имеют универсальный характер и могут с некоторой корректировкой использоваться для организации работ по качеству в условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции.
Структура системы предусматривает многоуровневую организацию работ по качеству: на уровне предприятия (объединения), цеха, участка, бригады, рабочего места.
В системе четко определяется тенденция, с одной стороны, к дифференциации функций и задач обеспечения качества, а с другой - их интеграция путем координации всего многообразия действий, средств и методов. На крупных предприятиях, где количество, сложность и масштабы таких взаимосвязей особенно велики, возникла потребность создания специальных отделов управления качеством. Такие отделы были наделены функциями анализа и разработки предложений по улучшению качества. Возложение же на такие подразделения задач оперативного обеспечения качества к успеху не приводили, так как подменялись действующие службы, возникали недоразумения между руководителями служб и подразделений. Нарушался принцип - управление и обеспечение качества есть неотъемлемая функция общей системы управления предприятием, каждого руководителя подразделения, работника.
Характер КС УКП своей коллективистской природой побуждает к ответственности. Особенно это относится к руководителям, которые в силу своего положения и властных полномочий, могут объективно и всесторонне определить реальные возможности и пути повышения качества и при этом обеспечить эффективное взаимодействие в рамках своего подразделения, решить вопросы со смежниками.
Последовательное рассмотрение отечественных систем качества позволяет проследить, как шаг за шагом раздвигались границы влияния на качество.
В начале работы ограничивались рабочим местом (Саратовская система), затем включаются работы по тщательной конструкторско-технологической подготовке производства (Горьковская система). Следующий шаг - улучшение технических показателей изделия в целом, увеличение моторесурса (Ярославская система).
КС УКП (Львовская система) интегрировала, т. е. объединила все ранее выработанные формы и прибавила использование комплекса стандартов предприятия для четкой организации работ. В этом выразилась ее комплексность.
Таким образом,
видно, что в производстве по восходящей
шел процесс поиска новых и все более
влиятельных форм и методов воздействия
на качество.
Несмотря на это, не удавалось понять, где же та самая пружина, которая приводит в движение все действия по улучшению качества.
В середине 60-х годов было рассмотрено много разных идей. В конце концов возникла мысль обратиться к принципам кибернетики. На их основе выяснить, не являются ли идеи общей теории управления теми идеями, на основе которых можно рационально и эффективно организовать работу по улучшению качества, не они ли являются той самой пружиной, о которой шла речь выше.
Это была одна
из первых попыток приложения принципов
общей теории управления к крупной
и сложной организационно-
До этого применение принципов общей теории управления было хорошо отработано для технических систем, таких, как летательные аппараты, станки-автоматы, технологические установки в химическом и металлургическом производствах.
Вследствие сложности и участия в системах качества различного рода исполнителей - рабочих, руководителей разного ранга, технических средств, воздействия самых разных условий, такая попытка не имела аналогий, что вызывало затруднения. Тем не менее, идея оказалась заманчивой. Да и разумной альтернативы ей не было! Нужно было решить задачу хотя бы в общем виде. Предстояло выяснить, относится ли качество продукции к управляемым объектам? В какой последовательности чаще всего действуют люди, стремясь обеспечить или повысить качество?
Развитие систем
управления качеством за
В середине 50-х годов во многих капиталистических странах большое влияние на развитие управления качеством продукции оказывает рост давления со стороны государственных потребителей. В США развитие управления качеством продукции связано с ростом требований со стороны авиации, флота, армии. Эти требования отражены в технических условиях поставок и в стандартах, они проводятся в жизнь при помощи предварительного контроля, консультаций (особенно в области производства, связанного с космическими полетами ). Было образовано общество по управлению качеством, организована подготовка инженеров - специалистов в области управления качеством продукции, расширены права органов по контролю качества на другие области управления предприятий, финансовое стимулирование распространилось на рабочих, возникло движение бездефектной работы.
Развитие управления качеством продукции в Японии имеет специфические формы, особенно после того, как во второй половине 40-х годов возникло японское объединение ученых и инженеров, когда начали проводить обучение в области обеспечения высокого качества и надежности продукции. С конца 40-х годов обеспечение качества продукции стало интересовать Японский институт по стандартизации продукции, предназначенной на экспорт, которая стала подвергаться особому контролю. Возникают так называемые кружки качества. Качество должны обеспечивать все руководители предприятий, с которыми консультируется небольшое число специалистов, проверяющих, в свою очередь, деятельность остальных подразделений; регулярно стали проводиться внутренние проверки, направленные на определение эффективности системы управления качеством.
Человек-легенда ХХ в., доктор Эдвардс Деминг, американец, сделавший очень много для экономического чуда Японии, имя которого носит одна из самых престижных в мире премий, - Японская премия качества, - объяснил в 1981 г., почему методология статистического контроля качества существенно не улучшила конкретные экономические позиции США, в то время, как Японии она принесла успех: "В США курсы (по статистическим методам) были хорошо усвоены инженерами, но руководство не обратило на них внимания. Руководство фирм не понимало, что должно поддерживать процесс повышения уровня качества и делегировать свои полномочия сверху вниз".
А вот, что писал Э. Деминг о Японии: "Японцы были прекрасными учениками, но мне пришла в голову ужасная мысль: "В Японии ничего сделать не удастся; все мои усилия будут тщетны, если я не поговорю с высшим руководством. Существует масса задач, которые могут решить только люди из высшего эшелона: например, изучение потребителя или взаимоотношения с поставщиками. Я понимал, что должен добраться до высшего руководства. В противном случае меня ждало бы еще одно фиаско, как это случилось в США".
Информация о работе Развитие систем управления качеством в нашей стране