Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:21, реферат
В экономике и управлении термин "качество" прежде всего, связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в первую очередь качество продукции и услуг, причем его восприятие потребителем во многом зависит от роли, которую он играет в процессе их производства и использования. Авторы книги "Что такое качество?" в середине 20 века провели исследования. Они проанализировали множество литературных источников, где, так или иначе, определяется термин "качество". Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более сотни различных формулировок, определяющих понятие "качество продукции".
1.Введение
2. Качества продукции и управление им
3. Показатели качества продукции и оценка его уровня
4. Учет и анализ брака
5. Сертификация продукции. Международная стандартизация
6. Библиографический список литературы
Если брак выявлен внутри предприятия, его считают внутренним, - внешним. В последнем случае от предприятия поступает рекламация на качество продукции. Учет и анализ рекламаций позволяет установить причины выявленных дефектов и принять меры по их устранению.
Брак классифицируется также по видам, причинам и виновникам. Для этого на предприятии составляют классификаторы брака.
Учёт и анализ брака ведётся на основании актов о браке, которые выписываются контролёром ОТК (или мастером) при его обнаружении. В акте о браке указываются конкретный виновник, количество забракованных изделий, причина, вид и шифр брака. На основании акта о браке определяются убытки от него и суммы удержаний с виновника.
Для выявлений наиболее существенных причин брака используется анализ Парето (названный по имени итальянского экономиста).
Анализ Парето включает в себя следующие этапы:
определение цели анализа;
сбор данных о характере, причинах, количестве и стоимости дефектов;
анализ результатов наблюдений, выявление наиболее значимых факторов;
построение диаграммы и
В зависимости от целей анализа, например, снизить процент или стоимость брака, издержки или трудозатраты, связанные с исправлением брака, производятся сбор и систематизация данных.
На основании полученных данных о причинах брака продукции составляется таблица регистрации данных о дефектах.
По доле дефекта (или потерь) выявляют наиболее существенные (группа А) и наиболее несущественные (группа С) причины брака и группу В, располагающуюся между группами А и С.
Данное ранжирование факторов (причин брака) позволяют построить диаграмму Парето. С помощью диаграммы в удобной и наглядной форме можно представить потери от брака в зависимости от причин его появления.
Строится диаграмма Парето в
виде столбчатого графика. Его столбики
соответствуют отдельным
По полученным данным строится кривая кумулятивной суммы, которая показывает нарастающим итогом долю каждого из дефектов.
Путём сравнения диаграмм Парето, построенных до и после улучшения производственного процесса, оценивается эффективность принятых мер.
5. Сертификация продукции. Международная стандартизация
Условием успешной реализации товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в данной стране.
Расширение экспорта продукции без её сертификации невозможно.
Сертификации подлежит продукция
предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности и
видов деятельности, а также на
граждан – субъектов
Сертификация продукции – это деятельность тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация осуществляется в целях:
создания условий для
содействие потребителя в
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;
подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
В зависимости от круга участников сертификация может быть международной, региональной, многосторонней, двухсторонней и национальной.
По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной.
Обязательная сертификация – деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, автомобили и др.
Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую её, продавать запрещено.
Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля за безопасностью продукции.
Добровольная сертификация – деятельность
соответствующих органов и
Объектами сертификации могут быть
продукция производственно-
По процедуре проведения различают самосертификацию и сертификацию третьей стороной.
Самосертификация, или, согласно терминалогии Международной организации (ИСО), « заявление поставщика о соответствии продукции », заключается в том, что мероприятия по обеспечению соответствия продукции требованиям стандартов проводятся предприятиями – изготовителями или различными объединениями (ассоциациями) производителей без участия сторонних организаций.
Общими условиями
точные и полные требования к изделию (стандарты, технические условия, условия поставки);
высокий уровень организации контроля качества продукции на предприятии, включая контроль сырья, материалов, процессов, готовой продукции, упаковки и маркировки;
полная ответственность
доступность покупателя к информации о методах испытаний в системе контроля;
Самосертификация широко распространена в Японии, США, Канаде, Германии и др.
Сертификация третьей стороной,
то есть посредническая сертификация,
предусматривает участие
Сертификация третьей стороной является более предпочтительной, а выданный продукции сертификационный знак престижным испытательным центром, имеющий высокий международный авторитет.
На продукцию, прошедшую сертификацию, выдаётся сертификат соответствия, продукция маркируется знаком соответствия, она заносится в сертификационном центре в список изделий, разрешённых к продаже, предприятию выдаётся свидетельство о признании сертификата.
Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.
Знак соответствия - зарегистрированный
в установленном порядке знак,
который по правилам системы сертификации
подтверждает соответствие маркированной
им продукции требованиям
Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации продукции.
В систему сертификации входят ассоциация изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили, системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации).
Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю.
Процедура сертификации начинается с подачи предприятием заявки в соответствующую организацию на сертификацию продукции. После предварительного определения соответствия продукции действующей нормативно – технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.
После изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности обеих сторон, и дополнительное приложение, в котором называются технические средства контроля, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.
В процессе сертификации реализуются:
Технические функции, т. е. непосредственное определение соответствия с помощью проведения анализов, контрольных замеров, испытаний и т. д.
Нетехнические функции – постоянный надзор за соответствием продукции действующим стандартам.
В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием деятельности предприятия.
Стандарты – это нормативы, являющиеся эталоном для сравнения получаемых в производстве параметров с теми требованиями к качеству продукции, которые в них закреплены.
Передовой технический опыт в создании высококачественной продукции аккумулируют в себе международные стандарты.
Важным результатом
Стандартизация предполагает выбор и разработку наиболее оптимальных решений, учитывающих тенденции и направления технического прогресса.
В зависимости от масштабов работы по стандартизации она может быть национальной, региональной и международной.
Национальная стандартизация – это работа по стандартизации в масштабах одной страны, региональная – в масштабе географического, экономического или политического региона.
Международная стандартизация – это работа по стандартизации, в которой принимают участие несколько (два и более) суверенных государств. Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами – участницами или прямо, или при создании либо пересмотре национальных стандартов.
Сложилась сложная и разветвлённая
система международных
региональные
Главная цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
всемирные специализированные, создающие нормативно – технические документы с учётом специфики определённой географической зоны. К наиболее региональным организациям по стандартизации относятся Европейский комитет стандартов (СЕН), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ) и др.
неспециализированные
Международная практика сертификации
направлена на устранение технических
барьеров, возникающих при сертификации
продукции, и обеспечение
В 1990 г. для реализации правил сертификации был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытание, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.
В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.
6. Библиографический список
Агапцов С.А, Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия// http://www.kmtec.ru/, 2005.
Аксентьев А.В. Теория систем менеджмента и эффективность организации. — М.: Издательство БЕК, 2007. - 453 с.
Албастова Л. И. Технология эффективного менеджмента. — М. Центр, 2009. — 236с.
Базаров Т. Ю., Беков Х. А. Методы оценки
управленческого персонала
Бледных М., Смирнова Г. Жизненный цикл предприятия и его эффективность. // Кожа и обувь. - №6 (12). — 23.12.2004.
Булатов А.Н. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промышленных предприятиях Российской Федерации // http://www.kmtec.ru/, 2005.
Информация о работе Сертификация продукции. Международная стандартизация