Сертификация систем менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы международных стандартов качества ISO серии 9000, а также понятия «сертификация» и сертификация системы менеджмента качества.
Методом исследования темы я выбираю изучение и анализ специальной литературы, периодики.

Содержание

Введение 4
1. Сертификация - как основы контроля качества продукции 6
2. Сертификация системы менеджмента качества 11
3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
4. Сертификация систем менеджмента качества на предприятии 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

КАЧЕСТВО !!!!!!.docx

— 76.08 Кб (Скачать файл)
stify">     - участники сертификации;

     - правила сертификации.

     Среди участников сертификации:

     - государственные органы;

     - организации - создатели системы  сертификации;

     - испытательные лаборатории; 

     - центральные органы систем сертификации;

     - органы по сертификации;

     - а также изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

     Что же касается правил системы, то правила  сертификации - это набор документов (положений), осуществляющих регулирование  и координацию всех сторон деятельности данной системы.[3]

     Система сертификации обслуживает определенный вид или класс однородной продукции, состоящий из больший групп товаров, видов работ или услуг, объединенных своим функциональным назначением, принципами работы или применения, методами контроля и испытаний.

     Сертификат соответствия - документ о прохождении сертификации в соответствии с правилами и дающий подтверждение сертифицированной продукции или услуги установленным требованиям. Он имеет единую форму как для сертификатов обязательной, так и для добровольной сертификации.[3]

     Обычно  сертификат содержит сведения о системе  сертификации и органе, где он выдан, а также номер, срок действия, наименование товара, основание для выдачи и  ссылку на нормативный документ. Содержание сертификата зависит от избранной  схемы сертификации и категории  заявителя (изготовитель или продавец, или исполнитель). Правила оформления, выдачи и регистрации сертификатов разрабатываются для каждой системы сертификации.

     Знак  соответствия - подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям, установленным в данной системе  сертификации. Регистрация знака  соответствия осуществляется по правилам, утверждаемым Госстандартом Российской Федерации.

     Порядок применения знаков соответствия распространяется на системы обязательной и добровольной сертификации и утверждается конкретной системой сертификации в соответствии с требованиями Госстандарта России.[3] 

 

     2. Сертификация системы  менеджмента качества

 

     Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов. Эти стандарты содержат требования к системам менеджмента качества организаций (СМК), основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.[1]

     Сертификация  систем менеджмента качества — это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).[5]

     Сертификация  систем менеджмента качества — это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).[5]

     Постановка  современного менеджмента качества предполагает, что на предприятии  должна быть осуществлена системная  перестройка деятельности, затрагивающая  задачи, которые в той или иной мере опираются на принципы менеджмента  качества, заложенные в стандартах ИСО серии 9000 (стратегия, структура, процессы, персонал).

     Процедура сертификации имеет целью дать предприятию-изготовителю соответствующей продукции лицензию на использование знака соответствия (за рубежом — монограммы, клейма определенного вида).

     Подготовка  к сертификации предполагает:

     • оценку действующего производства - оценочный  аудит;

     • подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и методик;

     • разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и Программы качества;

     • консультации по внедрению;

     • предварительный аудит;

     • сертификационный аудит и выдачу сертификата;

     • обучение специалистов компании: высшего  и среднего звена и исполнителей по специально разрабатываемым программам.

     В качестве критериев для принятия решения о сертифицирующей фирме  целесообразно принять:

     - стоимость услуг;

     - наличие опыта в сертификации  организаций данного (требуемого) профиля; 

     - наличие Российского представительства  и соответственно возможность  подготовки документов и обмена  информацией на русском языке; 

     - ориентировочная длительность работ; 

     - готовность к сотрудничеству  с представителями российского  консалтинга на предмет подготовки  пакета документации по качеству (см. выше), что весьма важно для  снижения затрат на сертификацию;

     - наличие у сертифицирующей организации  аккредитаций в ряде стран  (в которых у компании могут  быть деловые интересы);

     - предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации);

     - испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).

     В России в соответствии с Законом  о сертификации продукции и услуг  создана государственная система  сертификации продукции, которая действует под руководством Госстандарта России как национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO. [1]

     Основанием  для сертификации по показателям  обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты.

     Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:

     • проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной  продукции;

     • предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции  стабильного качества, типовые испытания  образцов продукции и последующий  надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.[1]

     По  согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной  практике и рекомендованные ISO.

     Работы  по подготовке и проведению сертификации включают:

     • выбор, доработку (при необходимости) и принятие нормативно-технических  документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться  сертификация;

     • разработку документа (положения) о  порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему  ее проведения:

     • выдачу сертификата соответствия и  права на использование знака  соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан  другим национальным или международным  органом;

     • заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или  международными органами;

     • надзор за стабильностью качества сертифицированной  продукции и состояния ее производства;

     • информацию о результатах сертификации.[1]

     Выбор, доработка и принятие нормативно-технических  документов, проверка производства сертифицируемой  продукции, испытания базируются на действующих в стране:

     - системе стандартизации и фонде нормативно-технической документации;

     - системе сертификации систем качества;

     - системе аккредитации испытательных  лабораторий и сети таких лабораторий.

     Организационную структуру государственной системы  сертификации образуют:

     • национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ);

     • органы по сертификации конкретной продукции  и (или) в регионах;

     • аккредитованные испытательные  лаборатории (центры);

     • изготовители и (или) поставщики продукции.

     Проверка  эффективности системы  менеджмента качества

     Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:

     • аудит системы;

     • аудит процесса;

     • аудит продукта.

     В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое  и независимое исследование, которое проводится для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты (далее - проверки) качества.[5]

     Результаты  внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента  качества» оцениваются руководством предприятия.

     Важной  особенностью стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года является то, что они  базируются на 8 принципах всеобщего  управления качеством (TQM). Принцип TQM - это всестороннее и фундаментальное  правило менеджмента для продвижения  и действия предприятия, нацеленное на долгосрочное, непрерывное повышение  эффективности, ориентируемой на потребителей при учете потребностей всех других заинтересованных сторон.[2]

     Восемь  принципов менеджмента  качества по ИСО 9000 способствуют достижению целей в области качества.[1]

     1. Ориентация на потребителя - Предприятия  зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать  их текущие и будущие потребности,  выполнять их требования и  стремиться превзойти их ожидания.

     2. Лидерство руководства - Руководители  создают единство целей предприятия  и его управления. Они должны  создать и поддерживать внутреннюю  среду, в которой работники  могли бы быть полностью вовлечены  в достижение целей предприятия.

     3. Вовлечение работников - Работники  всех уровней составляют сущность  предприятия, полное вовлечение  дает возможность использовать  их способности на благо предприятия.

     4. Процессный подход - Желаемый результат  достигается эффективнее если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов.

     5. Системный подход к менеджменту  - Эффективность и результативность  предприятия улучшаются при определении,  понимании и управлении системой  взаимосвязанных процессов в  соответствии с установленной  целью.

     6. Постоянное улучшение - Непрерывное  улучшение должно быть постоянной  целью предприятия.

     7. Принятие решений, основанных  на фактах - Эффективные решения  основываются на анализе данных  и информации.

     8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - Предприятие и его поставщики  взаимозависимы, и взаимовыгодные  отношения увеличивают способность  обеих сторон создавать ценности.

Информация о работе Сертификация систем менеджмента качества