Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:13, контрольная работа

Краткое описание

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.
Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Приоритеты социальной политики 
 
1. Приоритеты – наиболее важные, значимые проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики. 
 
2. Приоритеты – это основополагающие направления действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем. 
 
Мегаприоритеты современной социальной политики – это обеспечение национальной безопасности и сохранение независимости страны. 
 
Мезоприоритеты социальной политики – это преодоление социальной несправедливости и резкой дифференциации в обществе; увеличение количества людей, принадлежащих к среднему классу; создание новой системы ценностей; создание демократической системы социальной защищенности; создание условий для возрастания экономической активности; обеспечение экологической безопасности и здоровья нации; развитие современной социальной инфраструктуры; обеспечение прогресса во всех социальных сферах жизнедеятельности населения. 
 
Микроприоритеты – повышение уровня и качества жизни; обеспечение полной занятости населения; обеспечение жильем и развитие системы ЖКХ; развитие систем образования и здравоохранения; улучшение демографической ситуации; разработка семейной политики и т.д.

Принципы социальной политики

  1. Принцип социальной справедливости – впервые понятие справедливость начал изучать Аристотель – он выделяет противоречие между двумя ее типами:

 
- справедливость с точки зрения одинаковых возможностей; 
 
- справедливость как результат воздаяния за личный труд и успех. 
 
Первый – уравнительный тип справедливости. 
 
Второй – распределительный тип справедливости. 
 
Американский социолог Роулз сформулировал 2 современных принципа, которые примиряют данное противоречие: 
 
- принцип свободы, – согласно которому, любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем правам и свободам. 
 
- принцип различия, – который допускает социально-экономическое неравенство в обществе. 
 
Сегодня принцип справедливости воплощает в себе оба начала и уравнительное и распределительное: с одной стороны это равенство всех социальных прав всех граждан, это обеспечение всех социально гарантированных минимумов, с другой стороны – это предоставление большего объема благ и услуг за труд и достижения, результаты отдельным индивидам.

  1. Принцип социальной ответственности – он требует от индивида, социальной группы приложения максимальных усилий для самообеспечения: государство должно предоставлять виды и объемы помощи только тем людям, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
  2. Принцип социальной солидарности – общество это единая целостная система внутри которой происходит перераспределение благ от «сильных» к «слабым». Главный механизм перераспределения: это система налогообложения и пособий.
  3. Принцип социального партнерства, – который реализует идею трипартизма, т.е. равноправие трех сторон: работодателя, работника и государства.
  4. Принцип социальной компенсации – это социальная защита граждан имеющих какие-либо ограничения, обусловленные их социальным статусом (предоставление льгот, дотаций, социальное обслуживание и т.д.).
  5. Принцип социальных гарантий – предоставление гражданам гарантированного минимума во всех сферах жизнедеятельности.
  6. Принцип субсидинарности – (от лат. – вспомогательный, резервный) - это принцип, согласно которому права и интересы первичных общностей имеют приоритет перед правами и интересами общности более высокого порядка. В социальной политике это предпочтение общественным инициативам, перенесение центра тяжести с федерального на региональный и муниципальный уровни управления.

Формы, средства и методы реализации социальной политики 
 
А) Формы – это конкретные виды деятельности по реализации социальной политики: решения, программы, планы и т.д. 
 
Б) Средства – включают в себя все виды ресурсов для реализации социальной политики (финансовые, экономические, технические, информационные, кадровые). 
 
В) Методы реализации – способы, при помощи которых реализуется социальная политика: убеждение, опора на закон, создание общественного мнения, стимулирование, анализ и прогноз, координация деятельности, проведение социальных экспериментов, распространение опыта и т.д. 
 
 
Основные направления реализации социальной политики

  1. Политика доходов населения (уровень жизни, благосостояние, жизненный минимум, потребительская корзина).
  2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, страхование, занятость).
  3. Социальная поддержка и защита (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии, защита не трудоспособных, малоимущих и т.д.).
  4. Развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, физкультура, спорт и т.д.).
  5. Социоэкологическая политика.
  6. Политика в области инфраструктуры (ЖКХ, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание и т.д.).
  7. Миграционная политика (вынужденная миграция, внешняя трудовая миграция, защита прав соотечественников за рубежом и т.д.).
  8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная политика, детская политика, молодежная политика, военнослужащая политика и т.д.).

Характеристики  социальной политики

  • Признаки характеристикХарактеристики социальной политики1. По направлениям и сферам реализациисфера социально-трудовых отношений;
  • сфера образования;
  • сфера образования;
  • сфера здравоохранения;
  • сфера физической культуры и спорта;
  • сфера государственной жилищной политики;
  • сфера социальной защиты населения.2. По уровням разработки и реализациигосударственная социальная политика;
  • региональная социальная политика;
  • муниципальная социальная политика;
  • социальная политика на предприятии, в организации, учреждении.3. По механизмам формирования и реализациифинансово-экономическое обеспечение социальной политики;
  • нормативно-законодательное обеспечение;
  • научно-методологическое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • кадровое обеспечение.4. По социально-демографическим категориям и объектам реализациисемейная социальная политика;
  • молодежная социальная политика;
  • социальная политика в отношении инвалидов;
  • социальная политика в отношении детей;
  • социальная политика в отношении граждан пожилого возраста;

 
социальная политика в отношении  женщин и т.д.5.По периодизации социальной политики 
 
- Долгосрочная,  
 
- среднесрочная,  
 
- краткосрочная,  
 
- текущая.6. По эффективности, неэффективности социальной политики- Эффективная – действенная, результативная, реализованная в значительной мере, понятная населению, 
 
- Неэффективная – не действенная, не результативная, не реализована в значительной мере, не понятная населению.

Механизм реализации социальной политики 
 
Механизм реализации социальной политики в России соориентирован на решение важнейших социальных проблем. Главный смысл и содержание их изложены в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию и нацелены на гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия.

    1. Определение субъектов реализации социальной политики;
    2. Выделение объектов социальной политики;
    3. Разработка системы нормативно-правовых актов;
    4. Определение методов и мероприятий по реализации социальной политики;
    5. Практическая деятельность по реализации социальной политики;
    6. Оценка эффективности проводимого курса социальной политики.

Объективные условия  разработки и реализации социальной политики 
 
Представители современной науки первейшим условием рациональности и эффективности социальной политики считают познание и учет ее многообразных элементов и закономерностей, построенных на основе знаний об объективном, то есть знаний о природных основах социальной жизни и соответствующей социальной политики. В качестве объективных ее основ авторы называют:

  1. Природно-географические условия: территория и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и так далее), технологии производственной деятельности, формы общественной жизни. Не считаться с ними, значит обрекать управление социальными процессами на негативный результат.
  2. Естественно-общественные условия: длительное взаимодействие человека и природы, на основе которого создается культура («вторая», искусственная природа). Необходимость гармонизации природы и жизнедеятельности людей, достижения известного равновесного отношения между ними, выработки структуры, механизмов и технологий труда, быта и социального общежития, вне учета которых, любая социальная политика приобретает разрушительный характер.
  3. Культурно-историческое наследие: продукт творческой созидательной деятельности людей, опредмечивание их замыслов, знаний и труда. По отношению к целям, функциям и структуре социальной политики она может и должна рассматриваться как объективная данность. Необходимо учитывать ее состояние, потенциал, пригодность к решению тех или иных задач, возможности обновления и многое другое.

Типы состояния  общества и типы социальной политики 
 
Социальная политика неразрывно связана с уровнем и этапом развития общества. 
 
Типы социальной политики:

  1. социальная политика в социально-устойчивых обществах;
  2. социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах или революционной ситуации;
  3. социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформации;
  4. социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путем реформ.

Таким образом, современную социальную политику можно рассматривать как механизм регуляции государством, социальными институтами и другими социальными субъектами социально-экономических и социально-политических отношений в обществе, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности для обеспечения оптимальных условий функционирования и развития личности, социальных групп и социальных общностей, посредством удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.

Социальная  политика в РФ на современном этапе 
 
 
Социальная политика – это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала [6, стр. 501]. 
 
Правительство определило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. 
 
К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств – трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, – совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.

Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются: 
 
– достижение улучшения материального положения и условий жизни людей; 
 
– обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; 
 
– гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; 
 
– переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; 
 
– нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры [5, стр. 351]. 
 
Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

В переходной экономике  существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития. 
 
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов. 
 
В региональной социальной политике основное внимание уделено следующим проблемам: 
 
– выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов; 
 
– поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов; 
 
– адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных. 
 
Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. 
 
Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.

В условиях переходной экономики  разрушается прежняя система  социальных выплат и льгот, которые  предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам. 
 
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах). 

Информация о работе Социальная политика