Стандартизация. Сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

A. Стандартизация
1. Основные определения и понятия в стандартизации
2. Цели и задачи стандартизации
3. Виды стандартизации
4. Категории стандартов
5. Методы стандартизации
6. Государственные методы стандартов
B. Сертификация:
1. Основы сертификации:
• Определение
• Система сертификации
• Заявление о сертификации, аттестация соответствия
• Орган сертификации и его основные функции
• Сертификация обязательная и добровольная
• Международные стандарты ИСО-9000

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по метрологии.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)
  1. Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП). Важнейшим этапом обеспечения высокого качества продукции является технологическая подготовка производства (ТПП).

В процессе изготовления изделий производится доводка их качества. Современному объекту производства свойственно значительное количество изменений и модификации конструкции и технологии изготовления, т.е. практически работы по технологической подготовке не прекращаются до смены объекта производства. Иначе говоря, подготовка производства является непрерывным процессом.

Единая система подготовки производства включает комплекс стандартов, устанавливающих современные методы и средства организации управления и решения задач технологической подготовки производства, и решает следующие задачи:

  • технологический анализ изделия;

  • организационно-технологический анализ производства;

  • планирование, учет и управление ТПП;

  • разработка комплекса технологических процессов;

  • построение системы контроля качества;

  • проектирование и изготовление средств производства;

  • разработка нормативной базы производства;

  • отладка технологических процессов, оборудования и оснастки.

Как единая система, ЕСТПП выдвигает ряд требований к другим общетехническим и отраслевым системам: типизация и стандартизация средств и технологических процессов основного и вспомогательного производства; стандартизация правил оформления технологической и организационно-технической документации. Последнее регламентируется стандартами Единой системы технологической документации (ЕСТД).

Единая система технологической документации представляет собой комплекс государственных стандартов, устанавливающих:

  • формы документации общего назначения (маршрутная карта технологического процесса, сводная спецификация, карта эскизов, схем и наладок и др.);

  • правила оформления технологических процессов и формы документации для процессов литья, раскроя и нарезания заготовок, механической и термической обработки, сварочных работ, процессов, специфичных для отраслей радиотехники, электроники и др.

Существует тесная связь между ЕСТД и ЕСКД. Эти системы играют большую роль в улучшении управления производством, повышении его эффективности, во внедрении автоматизированных систем управления и т. д.

  1. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). На современном этапе научно-технического прогресса измерительная информация нужна практически во всех областях человеческой деятельности: научной, производственной, экономической, международного сотрудничества.

Общие правила и нормы метрологического обеспечения устанавливаются в стандартах Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Основными объектами стандартизации ГСИ являются:

1 единицы физических величин;

2 государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;

3 методы и средства поверки средств измерений;

4 номенклатура нормируемых метрологических характеристик средств измерений;

5 нормы точности измерений;

6 способы выражения и формы представления результатов измерений и показателей точности измерений;

7 методика выполнения измерений;

8 методика оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;

9 требования к стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов;

10 организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и метрологической аттестации средств измерений, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической документации, экспертизы и аттестации данных о свойствах веществ и материалов;

11 термины и определения в области метрологии.

Сертификация

  1. Сертификация — подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.
  2. Цели сертификации:
  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги); 
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); 
  • контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 
  • подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем); 
  • создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.  
  • подтверждение соответствия продукции.

 

 

 

 

  1. Деятельность Российских систем сертификации в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Регистрация Российских систем добровольной сертификации возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При регистрации систем добровольной сертификации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выдает свидетельство о регистрации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, и вносит систему добровольной сертификации в реестр.

Зарегистрированные системы добровольной сертификации проводят аккредитацию испытательных центров и органов по сертификации, которые в свою очередь проводят испытания и сертификацию объектов сертификации.

Каждая система имеет свой отличительный знак соответствия системы и утвержденные формы сертификатов.

 

  1. Заявление о сертификации. Аттестация и сертификация соответствия

Заявление о сертификации -  это письменная просьба поставщика сертифицировать товар , услугу, т.е. выдать сертификат соответствия.

Сертификация соответствия – письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям; заявление которое может быть напечатано в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации или другом сообщении, относящемся к продукции; это может быть также ярлык, этикетка и т.п.

Термин «заявление поставщика о соответствии» означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа. Это является доказательством  осознанной ответственности изготовителя.

Заявление изготовителя, которое называют также заявлением-декларацией, содержит следующие сведения: адрес изготовителя, представляющего заявление-декларацию, обозначение изделия и дополнительную информацию о нем; наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель; указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления и др. Представляемая информация должна быть основана на результатах испытаний. Ссылка на стандарт не означает утверждения изделия организацией, принявшей этот стандарт. Изготовитель не имеет права пользоваться знаками соответствия стандартам.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие  третьей стороны. Третья сторон -  это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика, являющегося первой стороной, ни от покупателя – второй стороны. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. 

Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным  образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует  конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Область распространения сертификации соответствия включает в себя продукцию, процессы, услуги, а также процессы управления качеством на предприятиях (системы качества) и персонал. Это показывает ее необходимость для цивилизованных рыночных отношений.

Аттестация соответствия – это форма комплексной оценки товара, услуги и др., на основе которой принимается решение о его соответствии принятым стандартом.

 

 

  1. Деятельность органов по сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию в России, регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Приказ Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682 "Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2012 N 25847).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров, принимающих участие в обязательной сертификации, была до 2012 года возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт); на сегодняшний момент аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Орган по сертификации выполняет следующие основные функции: 
• обеспечивает распределение функций, ответственности, взаимодействие персонала при реализации всех функций органа; 
• разрабатывает организационно-методические документы по функционированию органа с обоснованными процедурами и схемами сертификации; 
• формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый для сертификации в соответствии с областью аккредитации; 
• сертифицирует продукцию, выдает сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия (или сам применяет знак) в отношении сертифицируемой продукции; 
• регистрирует сертификаты соответствия; 
• осуществляет анализ и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных свидетельств соответствия продукции установленным требованиям; 
• проводит инспекционный контроль сертифицированной продукции (по схеме сертификации); 
• отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов, принимает участие в разработке корректирующих мероприятий, контролирует их выполнение; 
• обеспечивает расстановку персонала и повышение квалификации; 
• взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе в других странах), национальным органом по сертификации; 
• взаимодействует с изготовителями и продавцами продукции, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией совместно с потребителями и общественными организациями; 
• осуществляет внутреннюю проверку и обеспечение своего соответствия требованиям, установленным в системе сертификации; 
• ведет документацию по всем вопросам деятельности ; 
• обеспечивает доступность документации для органов, проводящих инспекционный контроль его деятельности; 
• обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе о продукции, не прошедшей сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям, все заинтересованные стороны.

  1. Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (п.1 статья 23 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от от 19 июня 2012 г. N 602 «Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации»).

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция (в том числе подлежащая обязательной сертификации), работы (услуги), системы менеджмента, персонал. Прохождение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет ее обязательную сертификацию.

Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

  1. ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов(BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась и в 2015 году планируется выход новой версии стандарта ISO 9001:2015. Работы по подготовке версии стандарта ИСО 9001:2015 начались в июне 2012 года. На сегодняшний день создана версия DIS (Draft International Standard)стандарта на системы качества. В январе 2015 года планируется подготовка версии FDIS (Final Draft International Standard) стандарта ISO 9001:2015, а в сентябре принятие и утверждение окончательной версии. Новая версия стандарта ISO 9001 существенно изменилась по сравнению с версией 2008 года. Версия стандарта ИСО 9001:2015 года разработана в соответствии с приложением к директиве ISO Annex SL (ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement – Procedures specific to ISO). Директива определяет требования к нормативным документам на системы управления. Она устанавливает новый, единый стандарт для структуры систем управления (не только ISO 9001, но и для других систем менеджмента).

Информация о работе Стандартизация. Сертификация