Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:18, реферат
Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.
Введение……………………………………………………………………….….2
1.История создания стандартов качества……………………………………….4
2.Структура стандартов МС ИСО- 9000……………………………………….7
3. Понятие и их взаимосвязь в стандартах МС ИСО-9000…………………...12
4. Внешние и внутренние предпосылки внедрения систем менеджмента качества на предприятии…………………………………………………….….13
5.Принципиальные отличия стандартов ИСО-9000 от существующих ранее……………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….…18
Литература…………………………………………………………………...…..19
ПЛАКО подготавливает предложения
по планированию работы ИСО, по организации
и координации технических
СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.
КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК. Принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.
ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах; создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
КОПОЛКО изучает вопросы
обеспечения интересов
КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.
РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств:
"Ссылка на стандартные
образцы в международных
3. Понятие и их взаимосвязь в стандартах МС ИСО-9000.
Общие положения.
В терминологической работе связи между понятиями основываются на иерархических отношениях между признаками видов таким образом, чтобы наиболее экономное описание понятия образовывалось путем наименования его видов и описания признаков, отличающих его отстоящих выше или соподчиненных понятий. Существуют три основных вида связей между понятиями, указанные в настоящем приложении: родовидовые (1), партитивные (2) и ассоциативные (3).
1. Родо-видовая связь.
Субординатные понятия в рамках иерархии наследуют признаки суперординатного понятия и содержат описания тех признаков, которые отличают их от суперординатных (вышестоящих) и координатных (соподчиненных) понятий.
2.Ассоциативная связь
Ассоциативные связи не столь экономичны, как родовидовые и партитивные связи, однако они помогают определить природу взаимоотношений между двумя понятиями в рамках системы понятий.
3. Партитивная связь.
Субординатные понятия в рамках одной иерархической системы являются частью суперординатного понятия, например, весна, лето, осень и зима могут быть определены как части года, тогда как определять хорошую погоду (одна из возможных характеристик лета) как часть года неуместно.
Партитивные отношения изображаются в виде грабель. Единичные части изображаются одной чертой, а множественные — двумя.
4. Внешние и
внутренние предпосылки
По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.
Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).
Система качества важна при проведении
переговоров с зарубежными
Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции, и её внедрение.
Создание эффективной системы качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к управлению качеством продукции, как в отечественной практике, так и за рубежом.
"Системный подход
В ней в первую очередь необходимо выделять объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую систему). Между которыми, должны осуществляться связи по прямому (от субъекта к объекту управления - информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта управления) канала связи. Каждая из систем должна быть открытой и иметь вход, выход, прямые и обратные связи с внешней средой, системами более высокого и низкого порядка.
Система менеджмента качества (СМК)
- это система, обеспечивающая эффективную
работу предприятия, в том числе
и в области управления качеством
выпускаемой продукции. Наиболее эффективными
при создании СМК считаются требования,
зафиксированные в
Для того чтобы построить систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000, в компании должны быть созданы следующие элементы СМК:
При формировании всех этих элементов должны учитываться основные принципы менеджмента качества (см. врезку). Рассмотрим процесс построения СМК поэтапно.
5.Принципиальные отличия стандартов ИСО-9000 от существующих ранее.
По сравнению со своими предшественниками 1994 г, серия стандартов ISO 900х:2000 обладала следующими особенностями:
1. Международная терминология
в области качества (словарь 9000:2000)
претерпела заметные изменения.
2. Понятие «обеспечения
качества» было исключено, а
3 «модели обеспечения качества»
(9001, 9002 и 9003 версии 1994 г) были заменены
на «дуэт взаимосвязанных
3. Стандарты 2000 г являлись менее предписывающими и более гибкими в применении (базовый стандарт для сертификации – только один, 9001:2000).
4. Философия подхода к
менеджменту качества была
5. В структуре стандартов
был отчетливо выделен принцип
«планируй – действуй –
6. Системной основой новой версии стали 8 принципов менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководителей;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход к менеджменту;
- постоянное улучшение;
- принятие решений, основанное на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
7. Количество обязательных
документированных процедур
- управление документацией;
- управление записями;
- внутренние аудиты;
- управление несоответствующей продукцией;
- корректирующие действия;
- предупреждающие действия.
8. Полностью изменилась структура стандарта 9001:2000: вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов:
- «Система менеджмента качества»;
- «Ответственность руководства»;
- «Менеджмент ресурсов»;
- «Процессы жизненного цикла продукции»;
- «Измерение, анализ и улучшение».
Также, в стандарт 9001:2000 включены следующие новые требования:
- непрерывное улучшение;
- возрастающая роль высшего руководства;
- рассмотрение законодательных
и нормативно-правовых
- установление целей, которые могут быть измерены;
- мониторинг информации,
свидетельствующей об
- возрастающее внимание к ресурсам;
- определение эффективности обучения;
- измерения, относящиеся
к системе, процессам и
- анализ данных, свидетельствующих о степени выполнения своих функций системой менеджмента качества.
9. В стандарты 9001:2000 и
9004:2000 заложена полная совместимость
со стандартами других систем,
в частности, с ISO 14001 и 14004, регламентирующими
системы управления охраной
В 2003 г был обновлен отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). В 2005 г был обновлен словарь ISO серии 9000 (ISO 9000:2005).
15 ноября 2008 г была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией.
Таким образом, на сегодняшний
день действующими (
- ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
- ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
- ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Заключение.
ISO – самые распространенные стандарты современности
Ныне стандарты ISO 9000 приняты в качестве национальных во многих странах мира (с начала восьмидесятых число таких стран возросло с 90 до более чем 150). На Западе бум ISO 9000 пришелся на конец 1990-х. Сейчас в США и Западной Европе сертифицировано более 80% компаний. В Китае число таких предприятий уже превысило отметку 40%. Во всем мире (включая Россию) по состоянию на апрель 2006 г стандарт ISO серии 9000 применило более миллиона предприятий, в том числе примерно 700 тысяч из них сертифицировано по стандарту ISO 9001:2000. Каждый месяц количество сертифицированных компаний во всех странах-участницах процесса увеличивается на 5-8 тысяч.