Стандарты ИСО- 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:18, реферат

Краткое описание

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
1.История создания стандартов качества……………………………………….4
2.Структура стандартов МС ИСО- 9000……………………………………….7
3. Понятие и их взаимосвязь в стандартах МС ИСО-9000…………………...12
4. Внешние и внутренние предпосылки внедрения систем менеджмента качества на предприятии…………………………………………………….….13
5.Принципиальные отличия стандартов ИСО-9000 от существующих ранее……………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….…18
Литература…………………………………………………………………...…..19

Вложенные файлы: 1 файл

КРЕШТОПОВА!!!ПЕЧАТЬ!!!!!.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

ПЛАКО подготавливает предложения  по планированию работы ИСО, по организации  и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО  по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных  результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами  подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК. Принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО изучает запросы  развивающихся стран в области  стандартизации и разрабатывает  рекомендации по содействию этим странам  в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах; создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы  обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств:

"Ссылка на стандартные  образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы" и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие  и  их взаимосвязь в стандартах  МС ИСО-9000.

Общие положения.

В терминологической работе связи между понятиями основываются на иерархических отношениях между признаками видов таким образом, чтобы наиболее экономное описание понятия образовывалось путем наименования его видов и описания признаков, отличающих его отстоящих выше или соподчиненных понятий. Существуют три основных вида связей между понятиями, указанные в настоящем приложении: родовидовые (1), партитивные (2) и ассоциативные (3).

1. Родо-видовая связь.

Субординатные понятия в рамках иерархии наследуют признаки суперординатного понятия и содержат описания тех признаков, которые отличают их от суперординатных (вышестоящих) и координатных (соподчиненных) понятий.

2.Ассоциативная связь

Ассоциативные связи не столь экономичны, как родовидовые и партитивные связи, однако они помогают определить природу взаимоотношений между двумя понятиями в рамках системы понятий.

3. Партитивная связь.

Субординатные понятия в рамках одной иерархической системы являются частью суперординатного понятия, например, весна, лето, осень и зима могут быть определены как части года, тогда как определять хорошую погоду (одна из возможных характеристик лета) как часть года неуместно.

Партитивные отношения изображаются в виде грабель. Единичные части изображаются одной чертой, а множественные — двумя.

 

 

 

 

 

 

4. Внешние и  внутренние предпосылки внедрения  систем менеджмента качества  на предприятии.

По мере развития экономических  реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее  время одной из серьезных проблем  для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей  обеспечить производство конкурентоспособной  продукции.

Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством (административного управления качеством).

Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие  у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим  органом.

Система качества должна учитывать  особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции, и её внедрение.

Создание эффективной системы  качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к  управлению качеством продукции, как  в отечественной практике, так  и за рубежом.

"Системный подход предполагает  изучение того или иного объекта  как системы целостного комплекса  взаимосвязанных элементов в  единстве со средой, в которой  они находятся. Каждая система  должна иметь целевое назначение, которое определяет характер  взаимодействия и взаимосвязей  всех элементов и подсистем  системы."

В ней в первую очередь необходимо выделять объект управления (управляемую  подсистему) и субъект управления (управляющую систему). Между которыми, должны осуществляться связи по прямому (от субъекта к объекту управления - информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта управления) канала связи. Каждая из систем должна быть открытой и иметь вход, выход, прямые и обратные связи с внешней средой, системами более высокого и низкого порядка.

Система менеджмента качества (СМК) - это система, обеспечивающая эффективную  работу предприятия, в том числе  и в области управления качеством  выпускаемой продукции. Наиболее эффективными при создании СМК считаются требования, зафиксированные в международных  стандартах ISO серии 9000.

Для того чтобы построить систему  менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000, в компании должны быть созданы следующие элементы СМК:

  • документ, в котором необходимо сформулировать цели и задачи СМК, а также принципы их достижения (<политика в области качества>);
  • соответствующая <Политике в области качества> система взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
  • нормативные документы, описывающие и регулирующие бизнес-процессы деятельности в рамках СМК;
  • эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной базой;
  • подготовленный персонал организации.

При формировании всех этих элементов  должны учитываться основные принципы менеджмента качества (см. врезку). Рассмотрим процесс построения СМК поэтапно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Принципиальные  отличия стандартов ИСО-9000 от существующих ранее.

По сравнению со своими предшественниками 1994 г, серия стандартов ISO 900х:2000 обладала следующими особенностями:

1. Международная терминология  в области качества (словарь 9000:2000) претерпела заметные изменения.  По сравнению с прежним словарем 8402:1994 в версии 2000 г было исключено  28 и введено 49 дополнительных  терминов. В итоге, словарь 9000:2000 насчитывает 88 ключевых терминов  вместо 67. Обновленная терминология, сгруппированная уже не по 4, а  по 10 тематическим блокам, стала  носить более систематизированный  характер.

2. Понятие «обеспечения  качества» было исключено, а  3 «модели обеспечения качества»  (9001, 9002 и 9003 версии 1994 г) были заменены  на «дуэт взаимосвязанных стандартов»  9001 и 9004 версии 2000 г, которые полностью  гармонизированы между собой  по структуре и содержанию  и могут использоваться как  совместно, так и раздельно.

3. Стандарты 2000 г являлись  менее предписывающими и более  гибкими в применении (базовый  стандарт для сертификации –  только один, 9001:2000).

4. Философия подхода к  менеджменту качества была фундаментально  изменена – введен процессный  подход (именно так в редакции 2000 г нашли свое отражение статистические  мето¬ды управления качеством Шухарта-Деминга). 

5. В структуре стандартов  был отчетливо выделен принцип  «планируй – действуй – проверяй  – корректируй» (цикл PDCA).

6. Системной основой новой  версии стали 8 принципов менеджмента  качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителей;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- системный подход к  менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанное  на фактах;

- взаимовыгодные отношения  с поставщиками.

7. Количество обязательных  документированных процедур сократилось  с 20 до 6:

- управление документацией;

- управление записями;

- внутренние аудиты;

- управление несоответствующей  продукцией;

- корректирующие действия;

- предупреждающие действия.

8. Полностью изменилась  структура стандарта 9001:2000: вместо  «жесткого» деления требований  на 20 элементов введены 5 основных  разделов:

- «Система менеджмента  качества»;

- «Ответственность руководства»;

- «Менеджмент ресурсов»;

- «Процессы жизненного  цикла продукции»;

- «Измерение, анализ и  улучшение».

Также, в стандарт 9001:2000 включены следующие новые требования:

- непрерывное улучшение;

- возрастающая роль высшего  руководства;

- рассмотрение законодательных  и нормативно-правовых требований;

- установление целей,  которые могут быть измерены;

- мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности  потребителя;

- возрастающее внимание  к ресурсам;

- определение эффективности  обучения;

- измерения, относящиеся  к системе, процессам и продукции;

- анализ данных, свидетельствующих  о степени выполнения своих  функций системой менеджмента  качества.

9. В стандарты 9001:2000 и  9004:2000 заложена полная совместимость  со стандартами других систем, в частности, с ISO 14001 и 14004, регламентирующими  системы управления охраной окружающей  среды.

В 2003 г был обновлен отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). В 2005 г был обновлен словарь ISO серии 9000 (ISO 9000:2005).

15 ноября 2008 г была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией.

Таким образом, на сегодняшний  день действующими (актуальными) являются следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000:

- ISO 9000:2005 «Системы менеджмента  качества. Основные положения и  словарь».

- ISO 9001:2008 «Системы менеджмента  качества. Требования».

- ISO 9004:2000 «Системы менеджмента  качества. Рекомендации по улучшению  деятельности».

 

 

 

 

 

Заключение.

ISO – самые распространенные стандарты современности 

 

Ныне стандарты ISO 9000 приняты в  качестве национальных во многих странах  мира (с начала восьмидесятых число  таких стран возросло с 90 до более чем 150). На Западе бум ISO 9000 пришелся на конец 1990-х. Сейчас в США и Западной Европе сертифицировано более 80% компаний. В Китае число таких предприятий уже превысило отметку 40%. Во всем мире (включая Россию) по состоянию на апрель 2006 г стандарт ISO серии 9000 применило более миллиона предприятий, в том числе примерно 700 тысяч из них сертифицировано по стандарту ISO 9001:2000. Каждый месяц количество сертифицированных компаний во всех странах-участницах процесса увеличивается на 5-8 тысяч.

Информация о работе Стандарты ИСО- 9000