Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, показателей оценки и контроля их деятельности на протяжении Советского периода и в Современной России.
Задачами данного реферата являются : определение основных понятий; рассмотрение критериев качества изделий и процессов; изучение систем управления качеством продукции (услуг); изучение видов и особенностей контроля качества продукции; анализ процессов стандартизации и сертификации продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2
1. Российский опыт управления качеством ………………………………... 3
1.1. Советский период в управлении качеством…………………………… 3
1.2 Современные проблемы качества российских предприятий ………… 8
2. Всеобщее управление качеством в России……………………………… 10
2.1 Проблемы и ошибки системы управления качеством в России …….... 10
2.2 Возможности развития ………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2
1. Российский опыт управления качеством ………………………………... 3
1.1. Советский  период в управлении качеством…………………………… 3
1.2 Современные проблемы качества российских предприятий ………… 8
2. Всеобщее управление качеством в России……………………………… 10
2.1 Проблемы и ошибки системы управления качеством в России …….... 10
2.2 Возможности развития ………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 20
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Качество  – емкая, сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов.

     Качество  продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных  в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

     Проблема  качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения  которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

     Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, поэтому, Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

     Цель  данной работы – изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, показателей оценки и контроля их деятельности на протяжении Советского периода и в Современной России.

     Задачами  данного реферата являются : определение  основных понятий; рассмотрение критериев  качества изделий и процессов; изучение систем управления качеством продукции (услуг); изучение видов и особенностей контроля качества продукции; анализ процессов стандартизации и сертификации продукции.

     Предметом исследования данной работы является изучение параметров, определяющих потребительские свойства продукции ( услуг ) и социально-экономические и организационно-технические характеристики процессов их создания, потребления (эксплуатации) и утилизации, а также деятельность по совершенствованию таких свойств и процессов.

1 Российский опыт управления качеством 

1.1. Советский период в управлении качеством 

     Если  учесть, что качество начинается с установленного уровня требований, а еще лучше - со стандарта, то в истории России можно отыскать первые упоминания о стандарте еще во времена правления Ивана Грозного, когда в пушечном производстве были введены стандартные калибры (кружала) для измерения диаметров пушечных ядер. Указ Петра 1 о качестве от 11 января 1723 года можно уже считать как элемент системы управления уровнем качества. В дореволюционной России не было ни стандартов, ни единых требований по качеству, что во многом было связано с большим количеством иностранных концессий, пользующихся собственными стандартами. В послереволюционные времена новые веяния в управлении качеством доходили до советских промышленных предприятий с большим опозданием. Практически до 50-х годов система контроля качества на производстве сводилась к методам отбраковки негодных изделий, скопированным с системы Тейлора. Только после Отечественной войны на предприятия начали проникать методы статистического контроля качества, хотя советская научная школа математической статистики была одной из лучших в мире. На основании многочисленных литературных данных в советском периоде с 1920 по 1990 год (см. табл.) можно выделить три этапа разработки систем управления качеством:

     - этап развития и совершенствования методов и форм контроля качества на промышленных предприятиях (конец 20-х - начало 50-х годов);

     - этап поисков и внедрения различных организационных форм управления качеством труда (середина 50-х - начало 60-х годов);

     - этап применения комплексно-системных методов управления качеством продукции на основе средств и методов стандартизации

     (середина 60-х - конец 80-х годов).

 

     Наиболее  традиционным для условий отечественной  промышленности является первый из приведенных этапов. Суть контроля качества заключалась в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, стандартами и т.д. Отдел технического контроля являлся самостоятельной организационной структурой на предприятии.

     В это время в мировой практике общепризнанным и экономически целесообразным является уже не контроль и фиксация брака, а его предупреждение. В начале 50-х годов отечественные предприятия приступили к активному поиску методов и организационных форм планомерной работы по обеспечению качества продукции. Проанализируем средства, методы и формы, относящиеся ко второму этапу системного подхода по организации работ по повышению качества продукции.

     Одной из первых отечественных систем по управлению качеством, получивших в середине 50-х годов широкую известность в СССР, была саратовская система «бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления» (БИЛ). Система включала в себя ряд взаимосвязанных организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих условия для изготовления бездефектной продукции. В системе предусматривалось постоянное совершенствование производственного процесса, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работ. Впервые в практику отечественных предприятий была введена количественная оценка труда как каждого исполнителя, так и всего коллектива производственного подразделения. В число оценочных показателей качества труда входили процент сдачи продукции с первого предъявления, процент возврата продукции, потери от брака, состояние технологической дисциплины. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело материальное и моральное стимулирование исполнителей, В саратовской системе эффективно использован принцип демократизма, который реализовался в проведении еженедельных дней качества, праве на личное клеймо и самоконтроле исполнителя. Можно отметить, что в вопросах социально-психологического характера эта система была близка к японской концепции управления качеством, и многие элементы БИП вошли в последующие отечественные системы управления качеством.

     Вместе  с этим система БИП имела ограниченную сферу деятельности, так как распространялась только на рабочих цехов основного производства, которое и было единственной областью применения системы.

     Горьковская система КАНАРСПИ, что означает «качество, надежность, ресурс с первых изделий», разработанная и внедренная на предприятиях Горьковской области, в отличие от БИП .предусматривала устойчивое взаимодействие разработчика продукции с ее заводом - изготовителем. Повышение надежности изделий обеспечивалось за счет усиления внимания к отработке как конструкторской, так и технологической документации. В системе было предусмотрено создание опытных образцов продукции и их испытания в специальных лабораториях. Наряду с этим применялись прогрессивные технологические процессы, методы статистического анализа качества, большое внимание уделялось стандартизации.

       Отметим характерные особенности КАНАРСПИ:

     - комплексность задач обеспечения  качества;

     - поисковый характер системы, развитие  конструкторских и испытательных служб;

     - организация работ по получению  объективной и своевременной

информации;

     - интенсивное использование периода  подготовки производства для выявления и устранения причин дефектов;

     - универсальность системы, то есть  возможность применения в различных отраслях промышленности.

     Следует отметить высокую результативность внедрения системы на горьковских предприятиях: сократились сроки доводки новых изделий в 2 – 3 раза, повысилась надежности изделий в 1,5-2 раза, снизилась трудоемкость монтажно-сборочных работ в 1,3 - 2 раза.

     Создатели КАНАРСПИ не уделяли необходимого внимания вопросам планирования качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Такое упущение было частично реализовано в системе НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), разработанной на Ярославском моторном заводе в 1963 - 64 годах. Целью внедрения системы было увеличение надежности и долговечности выпускаемых заводом двигателей. Организация работ была построена по принципу цикличности, при этом каждый новый цикл по повышению моторесурса начинался только после достижения ранее запланированного уровня моторесурса. На стадиях производства НОРМ включал в себя положения системы БИЛ, на стадиях проектирования – основные положения системы КАНАРСПИ. Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта в 2,5 раза. Впечатляющий результат, который подвигнул многие предприятия СССР на разработку собственных систем или мероприятий по повышению качества продукции.

     Третий  этап советского периода создания системных  методов управления качеством начался с разработки в 1975 году на предприятиях Львовской области комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), которая вобрала в себя все лучшее, что было разработано в Советском Союзе по обеспечению и управлению качеством, и была поддержана Госстандартом СССР путем разработки и утверждения в 1978 году основных принципов «Единой системы государственного управления качеством продукции» (ЕСГУКП).

     Комплексность КСУКП выразилась в совокупности и взаимосвязи организационных, технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации. Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым образцам. В постановлении Совета Министров СССР по случаю десятилетия создания этой системы отмечалось, что за эти годы удалось создать конкурентоспособную продукцию, увеличить объем выпуска продукции высшей категории качества в 2 - 3 раза, значительно сократить потери от брака и рекламаций, а также уменьшить в 1,5-2 раза сроки разработки и освоения новых изделий. На предприятиях Союза получили развитие многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, стали повсеместно разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, была создана сеть учебных заведений по повышению квалификации специалистов в области качества.

     Все же массовой гражданской продукции, способной конкурировать на мировом рынке, создать не удалось. Это связано с рядом факторов:

     - при наличии товарного дефицита  в СССР не было стимулов  создания

конкурентоспособной продукции;

     - при больших расходах на вооружение  государственных инвестиций в

гражданские отрасли промышленности было недостаточно для создания высококачественной продукции;

     - мнение потребителей продукции,  то есть населения, никогда  в СССР не влияло, в решающей степени, на повышение ее качества.

     Вместе  с этим, с позиции сегодняшнего видения проблемы качества, КСУКП имела ряд существенных недостатков:

     - имел место слабый межотраслевой уровень управления. В системе не было установлено четкое распределение функций управления и критериев ответственности, не было достигнуто комплексное управление качеством во взаимосвязи с другими направлениями производственной и социальной деятельности,

Информация о работе Управление качеством