Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке (на примере ОАО «Хлебозавода № 1»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основании анализа деятельности предприятия и теоретических исследований, оценки инновационного потенциала и конкурентоспособности предприятия, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе инновационной деятельности.
Достижение поставленной цели реализуется с помощью следующих задач:
-количественный анализ конкурентоспособности предприятия;
-анализ инновационного потенциала предприятия;
-анализ основного конкурента предприятия.

Содержание

Введение.....................................................................................................................4
1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия.........................6
2. Методы оценки конкурентоспособности………………………………………9
2.1. Показатели конкурентоспособности предприятия ОАО «Хлебозавод №1»………………………………………………………………………………...12
3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде………………………………………………..…….……..16
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…..….…………………………………………………………………….16
3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавода № 1» в конкурентной среде………………………………………………………………21
Заключение …..………………………………………………………………….23
Список использованной литературы …………………………………………....24
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая хлебозавод1.. нов.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

2)Оценка с позиции сравнительных преимуществ - непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых методов является метод, построенный на предложении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению конкурентам. Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли [13].

3) Оценка с  позиции теории равновесия - в  основе данного метода рассматривается  положение, при котором каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом фирмы отрасли не получают сверхприбылей, и как следствие сторонние фирмы не имеют стимулов для вступления в отрасль.

Методика оценки конкурентоспособности производителя на основе теории равновесия и факторов производства, хотя и имеет возможность применения для оценки конкурентоспособности фирм и отраслей, при этом обладает существенными недостатками. Основным недостатком является то, что данная методика не дает интегрального показателя конкурентоспособности организации [14,с.15].

4) Оценка исходя  из теории эффективности конкуренции  - по рыночным позициям фирмы  и в рамках теории эффективной  конкуренции можно выделить два  основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: структурный и функциональный.

5)Функциональный подход - основная роль при оценке конкурентоспособности фирмы уделяется экономическим показателям деятельности таким как: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой фирмы.

6) Профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей [13,с.370].

7) Профиль полярностей  - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т.е. её сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания.

8) Построение "гипотетического  многоугольника конкурентоспособности" - данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам (рис.2.1):

    • концепция товара и услуг, на которой базируется деятельность предприятия;
    • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путём опросов и сравнительных тестов;
    • цена товара с возможной наценкой;
    • финансы - как собственные, так и заёмные;
    • торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
    • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

 

Рис. 2.1. Гипотетический многоугольник конкурентоспособности

 

9)Матричный метод был предложен "Бостонской консалтинговой группой", применим для оценки конкурентоспособности товаров, "стратегических единиц бизнеса" - сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей.

10) Оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия - данный метод, предложенный Мироновым М.Г., охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятии на отраслевом рынке.

Таким образом, существует множество разнообразных методов оценки конкурентоспособности предприятия, раскрывающие данные понятия со всех сторон. В итоге, из всех предложенных методов наиболее эффективным является предложенный М.Г. Мироновым - оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия, так как он самый комплексный, учитывает разные аспекты, позволяет получить количественную оценку.

 

2.1 Показатели конкурентоспособности предприятия

 

Анализ существующих методик оценки конкурентоспособности  предприятия позволил выделить базовые  критерии и группы показателей, характерных  для многих предприятий оптовой  торговли.

Показатель  выпуска продукции в натуральном выражении (объем производства продукции) отражает размеры и тенденции изменения на предприятии объемов производства.

Показатель  товарной продукции в сравнении с показателем выпуска продукции в натуральном выражении позволяет проследить динамику инфляционных процессов, а в сочетании с показателем реализованной продукции проследить тенденцию спроса и предложения, складывающуюся на потребительском рынке. На Хлебозаводе в 2011 году при уменьшении объемов производства на 3,3 %, объем товарной продукции увеличился на 10,9%. Это связано с постоянным повышением оптовых цент предприятия по причине продолжающейся инфляции.

Показатель стоимости основных производственных фондов в 2011 году возрос на 1,75% и по абсолютной величине составил 2,1  млн. рублей. Одной из причин повышения этого показателя является пуск новой линии по производству батонов и мелкоштучных изделий.

Стоимость товарной продукции возросла на 5,9% или на 4,5 млн. рублей, а себестоимость реализованной продукции возросла на 15% или на 1,5 млн. рублей. Это является следствием инфляционных процессов.

Качественная  сторона хозяйственной деятельности предприятия в условиях рынка, характеризуется затратами на 1 рубль товарной продукции. Этот показатель показывает, какое количество средств, выраженных в едином денежном эквиваленте, предприятие в среднем расходует на производство, рекламу, а также работы и услуги, связанные со сбытом товарной продукции, с тем, чтобы в конечном итоге получить один рубль выручки от её реализации.

Затр =

Стов. пр.

Тов. пр.




 

Затр2010 =

74209

= 0,94

78501

Затр2011 =

78628

= 0,90

87064


 

В 2010 году прибыль от реализованной продукции составила 289 тыс. рублей, но после уплаты налогов у ОАО «Хлебозавода № 1» прибыли не осталось. Это связано с тем фактом, что налоговыми органами на предприятие были наложены штрафные санкции, на уплату которых ушла вся полученная прибыль.

Производительность труда  – это результативность процесса труда, эффективность деятельности человека в сфере материального  производства.1

 

Rпр =

Пр

*100%

Среал. пр.


 

 

Rпр н.г. =

2892

*100%

= 3,04 %

94874


 

 

Rпр к.г. =

8645

*100%

= 7,9 %

109118


 

 

Рентабельность  производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.

Т.к. в 2010 году ОАО «Хлебозавод № 1» не получил прибыли, то рентабельность производства за этот год не рассчитывается.

 

Таблица 7 - Показатели конкурентоспособности  предприятия

Групповой показатель

Единичный показатель конкурентоспособности 

1. Эффективность  производственной деятельности (Эп):

 

Эп = а11 И + а12 Ф + а13 Рт + а14 П;

1.1. Издержки  производства на единицу продукции(И)

1.2. Фондоотдача  (Ф)

1.3. Рентабельность  продукции (Рт)

1.4. Производительность труда (П)

2.Финансовое  положение предприятия (Фп):

 

Фп = а21 Ка + а22 Кп + а23 Кал + а24 Ко;

2.1. Коэффициент  автономии (Ка)

2.2. Коэффициент  платежеспособности (Кп)

2.3. Коэффициент  абсолютной ликвидности (Кал)

2.4. Коэффициент  оборачиваемости оборотных средств (Ко)

3. Эффективность  организации сбыта (Эс):

 

Эс = а31 Рп + а32 Когп + а33 Кзм + а34 Кр;

3.1. Рентабельность  продаж (Рп)

3.2. Коэффициент  оборачиваемости готовой продукции  (Когп)

3.3. Коэффициент  загрузки производственных мощностей  (Кзм)

3.4. Коэффициент  эффективности рекламы и средств  стимулирования сбыта (Кр)

4. Показатель  конкурентоспособности продукции  (КСп):

 

КСп = а41 Кп + а42 Ц + а43 Уп + а44 Сп+ а45 Уо;

4.1 Качества  продукции (Кп)

4.2. Цена продукции(Ц)

4.3. Условия платежа  (Уп)

4.4. Срок поставки (Сп)

4.5. Уровень гарантийного  и сервисного обслуживания на  всех этапах жизненного цикла  (Уо)

Конкурентоспособность предприятия (Кпр):

Кпр. = а51 Эп + а52 Фп + а53 Эс + а54 КСп;


 

В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу входять показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. И в четвертую группу – показатели конкурентоспособности товара: качество товара, условия платежа, цена, срок поставки, уровень гарантийного и сервисного обслуживания. В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности, для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (Кпр) экспертным путем определяются весовые коэффициенты всех показателей. Для этого можно использовать метод попарных сравнений, основанный на понятиях нечеткого множества.

Для перевода единичных  показателей в относительные  величины производится их сравнение  с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели; показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГЛАВА. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

3.1 Резервы  повышения конкурентоспособности  продукции (услуг)

Хлеб – это продукт, который  должен быть реализован в течении 24 часов, но это не всегда получается. Для решения данного вопроса  нужно ввести в эксплуатацию линию по герметичной упаковке хлебобулочных изделий, в результате чего хлебобулочные изделия можно реализовывать в течении 72 часов.

Как видно, упаковка товара играет немаловажную роль. Поэтому одним из направлений  повышения конкурентоспособности является ввод в эксплуатацию линии по герметичной упаковке.

По статистике ОАО «Хлебозавод  № 1» возвратность хлебобулочных  изделий без упаковки составляет 15 % от объёма отгрузки. На основании показателей 2011 года рассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить при внедрении герметичной упаковки.

Срок окупаемости  капитальных затрат – это время от начала реализации инвестиционного проекта до момента, когда первоначальные вложения и другие затраты, покрываются суммарными результатами от его осуществления.

 

Т =

К в.н

   

D П н.т.

   

 

где D П н.т. – прирост прибыли от внедрения новой техники, руб.

Объём производства продукции в  год составляет 8440 тонн, стоимость  товарной продукции – 87 млн. рублей.

Стоимость 1 тонны  продукции 10 315, 64 рублей (87 / 8,44).

По статистике ОАО «Хлебозавод № 1» в год  происходит 15 % возврата продукции от объёма производства из – за неполной реализации хлебо – булочных изделий  в течении 24 часов., что составляет 1266 тонн в год (8440 х 0,15). Sвозврата = 1266 х 10 315,64 = 13 рублей.

С внедрением линии  по герметичной упаковке, срок реализации хлебобулочных изделий увеличиться  до 72 часов. В среднем процент  возврата будет составлять 7 % от объёма производства.

Тогда возврат  продукции в год составит:

Информация о работе Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке (на примере ОАО «Хлебозавода № 1»)