Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

5
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции
5
1.2 Современная концепция менеджмента качества
9
1.3 Сертификация продукции и систем качества
14
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»

21
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод №2»
21
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»

23
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции
24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством продукции на предприятии Каролина.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

Основными целями сертификации являются: обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции  для жизни, здоровья, имущества и  окружающей среды; создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Республики Беларусь, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках [21, c. 119].

Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия.

Формирование систем сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих основных факторов: наличие аналогичной международной системы; общность технических принципов устройств (способов функционирования) продукции; общность назначения продукции и (или) требований к ней; общность методов испытаний; общность области распространения, нормативных документов.

Срок действия сертификата  устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие [17, c. 227].

В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа: предварительная проверка и оценка системы качества; окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта.

Каждый из указанных  этапов содержит определенный состав работ (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 – Этапы оценки системы качества

Состав работ

Исполнитель

1. Этап предварительной  проверки и оценки системы  качества

1.1. Подготовка системы  качества и ее документации  к сертификации

Предприятие

1.2. Заявка на проведение  сертификации системы качества

Предприятие

1.3. Предварительная проверка  и оценка системы качества

Орган по сертификации

1.4. Заключение договора  на проведение сертификации системы  качества

Предприятие, орган по сертификации

2. Этап окончательной  проверки и оценки системы  качества

2.1. Подготовки системы  качества к окончательной проверке

Предприятие

2.2. Разработка программы  проведения окончательной проверки  системы качества

Орган по сертификации

2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества

Предприятие, орган по сертификации

2.4. Проведение проверки  системы качества

Орган по сертификации, предприятие

2.5. Подготовка предварительных  выводов по результатам проверки  для заключительного совещания

Орган по сертификации

2.6. Проведение заключительного  совещания

Орган по сертификации, предприятие

2.7. Составление и рассылка  отчета о проведении на предприятии  проверки системы качества

Орган по сертификации

2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества

Орган по сертификации


Примечание – Источник: [19, c. 46]

 

По результатам первого  этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается 3 годами).

 

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»

 

2.1 Краткая  характеристика ОАО «Хлебозавод №2»

 

Предметом деятельности ОАО «Хлебозавод №2» является: производство хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, ведение оптовой  и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, торгово-посредническая деятельность. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РБ.

Средняя суточная выработка  предприятия составляет 38,1 тн при  максимально возможном выпуске – 76,2.

Хлебозавод открылся в 1934 году в приспособленном здании общежития. В 1967 году была произведена реконструкция и переоборудование.

В связи с происходившими реформами, касавшимся АО, в частности  их обязательной государственной перерегистрации, хлебозавод №2 был переименован и зарегистрирован как ОАО «Хлебозавод №2».

На предприятии шесть  производственных линий. Хлебозавод постоянно  расширяет ассортимент выпускаемой  продукции, разрабатывая и используя  различные новые рецептуры хлебобулочных  изделий. Начав свою деятельность с  выпечки только одного наименования изделия, хлебозавод увеличил количество предлагаемых видов хлебобулочных и кондитерских изделий приблизительно до 150.

Предприятие состоит  из следующих отделов: строительная группа, транспортный цех, отдел сбыта, отдел главного механика, отдел главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел.

Численность работников основного производства составляет 285 человек. Распределение их по категориям персонала определяется планом по труду, который составляется на полугодие и утверждается директором предприятия. Штатное расписание рабочих основного производства отражается в плане по труду. Численность рабочих-сдельщиков устанавливается опытным путем, исходя из объема работ. На основном производстве работают 4 бригады по 12 часов в 2 смены (по две бригады в смену).

На технологических  линиях основного производства работает 58 рабочих с разрядами от 2 до 5. Средний разряд рабочих составляет 3, 4, но на предприятии расчет среднего разряда не осуществляется. Учеников на предприятии нет, кадры набираются из числа людей, уже знакомых с производством и обученных.

Маркетинговый отдел  отсутствует как самостоятельное  подразделение, его функции выполняет  один специалист из экономического отдела. Цели: продвижение товара, содействие сбыту. Задачами отдела являются изучение рынка и продукции конкурентов, поиск новых решений для содействия увеличению продаж.

Рынок предприятия –  пищевой, представлен продуктами как  первой необходимости и товарами повседневного спроса, так и изделиями, более относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга, в основном с низким и средним достатком. Как правило, спрос на продукцию хлебозавода определяет уровень выработки.

Вывод о размере предприятия можно сделать на анализе показателей, приведенных в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности ОАО «Хлебозавод №2»

Показатели, млн. руб.

Годы

2008

2009

2010

1. Выручка (нетто) от  реализации товаров и услуг

145390,2

139233,3

142311,2

2. Себестоимость продукции

20400

40143

44108

3. Товарооборот

42734,1

50330,3

46128,4

4. Прибыль

33552

40944

50531

5. Затраты на 1 руб.  товарной продукции

0,14

0,29

0,31

6. Стоимость чистых  активов

34084

38617

49296

Окончание таблицы 2.1

     

7. Среднегодовая стоимость  ОПФ

24378

25933

23541

8. ФОТ

28712

39078

33060

9. Среднесписочная численность  работников

789

669

723


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Виды продуктов, производимых хлебозаводом, можно разделить на несколько групп: хлеб; диетические изделия; булочные изделия; сдобные изделия; кондитерские изделия; прочие изделия.

 

 

2.2 Организация  управления качеством продукции  в 

ОАО «Хлебозавод №2»

 

В ОАО «Хлебозавод  №2» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в составе которого будет предусмотрена должностная единица специалиста по управлению качеством продукции.

На уровне предприятия, объединения управление качеством  организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении  функций и задач управления качеством  продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов  имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого  варианта заключается в том, что  все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен  указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее  руководство системой управления качеством  должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

В ОАО «Хлебозавод  №2» планируется создание управления качеством системы по первому варианту.

 

 

2.3 Анализ планирования  и контроля качества продукции

 

Планирование повышения  качества продукции на ОАО «Хлебозавод  №2» основывается, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками.

Планы повышения качества учитывают результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.

Планируемые задания  и обязательства по повышению  качества продукции согласовываются с другими разделами планов ОАО «Хлебозавод №2», а также обеспечиваются необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение  качества собственной продукции и услуг, предприятие требует от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции.

Как самостоятельные  направления планирования повышения  качества продукции в ОАО «Хлебозавод  №2» обычно выделяют: внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции; планирование внедрения системы управления качеством на предприятии; планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции; планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака; планирование качества продукции в договорах и контрактах.

При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению в ОАО «Хлебозавод  №2» исходят из утвержденного  в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики устанавливаются конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы.

Наряду с планами  повышения качества продукции для  цехов и участков составляются соответствующие  планы для функциональных отделов и служб.

Следует отметить, что  объектом внутрипроизводственного  планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы.

На исследуемом предприятии  качество продукции обозначают по стандартам и образцу. При этом в соответствующей статье договора указывают: «качество соответствует стандартам, установленным в Республике Беларусь».

Однако, в ОАО «Хлебозавод  №2» отсутствует специальное  структурное подразделение или  отдельные работники, профессионально  занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии