Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:13, контрольная работа
В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством. В сфере мирового промышленного производства с 1949г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в
экономике наблюдается
В Японии основным движущим фактором
развития экономики считается движение
за качество. Качество продукции (включая
новизну, технический уровень, отсутствие
дефектов при исполнении, надежность в
эксплуатации) является одним из важнейших
средств конкурентной борьбы, завоевания
и удержания позиций на рынке. Поэтому
фирмы уделяют особое внимание обеспечению
высокого качества продукции, устанавливая
контроль на всех стадиях производственного
процесса, начиная с контроля качества
используемых сырья и материалов и заканчивая
определением соответствия выпущенного
продукта техническим характеристикам
и параметрам не только в ходе его испытаний,
но и в эксплуатации, а для сложных видов
оборудования – с предоставлением определенного
гарантийного срока после установки оборудования
на предприятии заказчика. Поэтому управление
качеством продукции стало основной частью
производственного процесса и направлено
не столько на выявление дефектов или
брака в готовой продукции, сколько на
проверку качества изделия в процессе
его изготовления. Поэтому тема управления
качеством является весьма актуальной. [3,5,6] До конца 60-х годов ХХ века продукция
японских фирм на мировом рынке не отличалась
высоким качеством. Низкое качество японской
продукции сказывалось на ее конкурентоспособности,
а, следовательно, на прибылях. Поэтому, начиная с этого времени, японская
промышленность самым активным образом
начала внедрять два направления в области
управления качеством. Оба эти направления
оказались весьма плодотворны и очень
хорошо дополняли друг друга. Первое направление
связано с именем американского специалиста
по управлению качеством - Э.Деминга. Был
успешно внедрен так называемый цикл Деминга,
связанный с проектированием, производством,
сбытом продукции, анализом и вытекающими
из его результатов изменениями для повышения
уровня качества - цикл PDCA "планирование
- выполнение - проверка - корректирующее
воздействие" (plan - do - check - action). Второе
направление связано с разработкой функции
качества (РФК) и было введено в конце 60-х
годов профессором Йоджи Акао. Применено
большинством из 135 японских производителей
к концу 80-х годов двадцатого столетия. РФК
представляет собой включение качества,
надежности, технологии и издержек таким
образом, что бы конструктивные параметры
изделия предоставляли пользователям
искомые выгоды и удовлетворение. В то
же время РФК предполагает использование
определения положения продукта в своем
секторе рынка и преобразует ее в конечный
товар или услугу, имеющие конкурентные
преимущества по сравнению с аналогичными
товарами и услугами. Естественно, что
РФК также предполагает объединение качественных
характеристик продукции со спецификациями
соответствующего производственного
процесса. То есть, на основании требований
к качественным характеристикам продукции
определяются требования к конструкции
и технологии изготовления этой продукции. [6,7] Здесь
необходимо добавить, что существенные
элементы этих двух направлений управления
качеством на производстве вошли в основные
положения Международных стандартов ИСО
серии 9000, принятых сначала в Европе, а
затем и во всем мире. Результаты планомерного и настойчивого
внедрения этих двух направлений не замедлили
сказаться на конкурентоспособности японских
товаров. Отличительными элементами японского
подхода к управлению качеством, вытекающими
из вышеупомянутых подходов, являются:
а) ориентация на постоянное совершенствование
процессов и улучшение результатов труда
во всех подразделениях;
г) тщательное исследование и анализ возникающих
проблем по принципу восходящего потока,
т.е. от последующей операции к предыдущей;
д) культивирование принципа: "Твой
потребитель - исполнитель следующей производственной
операции"; е) полное закрепление ответственности
за качество результатов труда за непосредственным
исполнителем; ж) активное использование человеческого
фактора, развитие творческого потенциала
рабочих и служащих. Главное, на чем базируется управление
качеством в Японии — это совершенная
технология в области производства, управления
или обслуживания. Во многих японских
компаниях активно внедряются вычислительная
и микропроцессорная техника, новые материалы,
автоматизированные системы проектирования,
широко применяются статистические методы,
используется компьютеризация производства.
Особенностью создания системы управления
качеством в последние годы является то,
что в ее состав входит система связи с
потребителем и система связи с поставщиками.
В большинстве японских компаний действует практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом, разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, создание и воплощение других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции. При существовании доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске возможностей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика. Одной из главных предпосылок успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала. В процессе обучения должны быть задействованы все сотрудники компании. При этом, желательно это осуществлять силами привлекаемых специалистов-консультантов по качеству. Общая информация о деятельности по качеству, даваемая в процессе обучения, должна сочетаться с конкретными приемами и рекомендациями. Необходимо учитывать, что в каждой компании должна существовать своя индивидуальная программа обучения в зависимости от конкретных целей деятельности (повышение производительности, снижение уровня дефектности). Использование компьютерных программ. В последние годы все больше внимания уделяется разработке и внедрению программ деловых игр по качеству с использованием компьютерных технологий. При этом, обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции. Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителями — мастерами, начальниками участков. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая осуществляется периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих — один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год. Некоторые специалисты, кроме фирменного экзамена, сдают государственный экзамен. Обучение перед государственной аттестацией платное, его оплачивает компания. Сотрудник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Такие программы способствуют изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем необходимо постоянно поддерживать.[1,2]
В Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
В 1967 г на 7-м Симпозиуме по управлению качеством были названы 6 особенностей японской модели управления качеством:
Мешает внедрению методов управления качеством в практику работы с точки зрения японских специалистов следующее:
В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:
В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Эта структура выглядела следующим образом (рис.1).
Рис. 1 Четырехуровневая иерархия качества
Наиболее известные японские модели управления качеством:
Большое внимание уделяется кружкам качества.
Основные положения концепции кружков качества сформулировал в 1962г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу облегчаются взаимодействия и повышается индивидуальная активность и работоспособность. Были выделены и описаны такие характеристики малой группы, как её величина, композиция, каналы коммуникации, межличностные отношения, стиль лидерства и ряд других. По представлению К. Исикавы, кружок качества – это группа людей, функционирующая непосредственно на рабочем месте, основной задачей, которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение. При организации кружков обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно быть организовано широкое соревнование как внутри фирмы, так и в масштабах всей страны. Существенная часть работы кружков – общефирменная образовательная программа. Успехи работы кружков должны широко освещаться и пропагандироваться внутрифирменными, региональными и общенациональными средствами информации и отмечаться различными формами поощрения.
Кружок качества представляет собой: небольшую группу (не менее 3 и не более 12 человек) самостоятельно работающую (но не работающую в рамках единой административной системы предприятия) выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся качества, безопасности, стоимости и т.д.) на одном рабочем месте (руководитель и подчиненный составляют одно целое).
Японская система управления качеством на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее:
Бережливое производство (иначе – стройное, лин производство; от английского lean production) – одна из самых популярных систем современного менеджмента. Принципы бережливого производства строятся на сокращении всевозможных издержек, за счёт чего компания имеет возможность получить дополнительную и немалую прибыль. Автор метода Тайити Оно (Япония).
Целями такого производства являются:
Основной же целью бережливого производства является максимальная открытость рабочего процесса.
Тайити Оно (1912—1990), отец производственной системы компании Toyota, а следовательно и бережливого производства, будучи самым ярым борцом с потерями, которого только знал белый свет, выделил семь видов потерь:
Джеффри Лайкер, который наряду с Джимом Вумеком и Дэниелом Джонсом активно исследовал производственный опыт Toyota, указал в книге «Дао Toyota» восьмой вид потерь:
Также принято выделять ещё два источника потерь — му́ри и му́ра, которые означают соответственно «перегрузку» и «неравномерность»:
Му́ра — неравномерность выполнения работы, например колеблющийся график работ, вызванный не колебаниями спроса конечного потребителя, а скорее особенностями производственной системы, или неравномерный темп работы по выполнению операции, заставляющий операторов сначала спешить, а затем ждать. Во многих случаях менеджеры способны устранить неравномерность за счёт выравнивания планирования и внимательного отношения к темпу работы.