Двигатель постоянного тока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Диаметр якоря Da=450 мм
Активная длина якоря lа=320 мм
Число пар полюсов р=3
Расчетный коэффициент полюсной дуги аδ=0,72
Отношение зубцового деления якоря к ширине зубца у основания t1/вz3=2,1
Воздушный зазор δ=4,7 мм
Высота паза hz=51 мм

Вложенные файлы: 1 файл

двигатель постоянного тока .doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

 

Двигатель постоянного  тока

 

Диаметр якоря Da=450 мм

Активная длина якоря lа=320 мм

Число пар полюсов  р=3

Расчетный коэффициент  полюсной дуги аδ=0,72

Отношение зубцового  деления якоря к ширине зубца  у основания t1z3=2,1

Воздушный зазор δ=4,7 мм

Высота паза hz=51 мм

Высота главного полюса hm=110 мм

Коэффициент магнитного рассеяния σ=1,25

Тип обмотки – волновая

Число пазов якоря Z=59

Напряжение питания U=165 В

Частота вращения n=600 об/мин

 

1. Вычертить эскиз магнитной цепи для одной пары полюсов и произвести поверочный расчет магнитной цепи при холостом ходе, построить кривую намагничивания Фδ(FВ), определить коэффициент насыщения магнитной цепи.

 

Расчет магнитной цепи производится на основе закона полного  тока:

                                  .

Расчет производится приближенно, задавшись направлением вектора Н на различных участках магнитной цепи и учитывая лишь токи в обмотках.

Магнитную цепь разбивают на отдельные участки: воздушный зазор δ, зубцы якоря hz, спинку якоря La, полюсы с наконечниками hm и ярмо Lя. Предполагая, что на каждом участке напряженность поля Н постоянна, а направление обхода контура совпадает с вектором напряженности поля, заменяют интеграл суммой

                                ,

где – магнитное напряжение j-го участка магнитной цепи;

       Hj, lj – напряженность магнитного поля и длина j-го участка.

        u + uMZ + uMa + uMm + u = FB= ωBIB,

где u=Hδδ ; uMZ=Hzhz; uMa= HаLa; uMm= Hmhm; u= HяLя.

Проведем расчет магнитной  цепи, исходные данные для расчета магнитной цепи занесены в табл.1, результаты расчета магнитной цепи сведем в таблицу 2.

По результатам табл.2 построим кривую намагничивания машины, зависимость основного магнитного потока от нормальной силы возбуждения.

Для этого рассчитаем магнитную  цепь двигателя ряда значений основного магнитного потока - (0,5; 0,75; 1,0; 1,25) Фδн.

Принимаем,  сердечники якоря, главных  и дополнительных полюсов набраны из листов электротехнической стали марки 1211 толщиной 0,5 мм; материал станины – литая сталь. Пазы якоря открытые, с параллельными стенками. 

Определим магнитное  поле и Н.С. воздушного зазора.

Полюсное деление.

Расчетная полюсная дуга - bδ;

Расчетная длинна якоря:

Индукция в воздушном зазоре:

ВδН=0,0833 Тл – определяется по графику зависимости магнитной индукции в воздушном зазоре от диаметра якоря (метод. пособие).

Сечение воздушного зазора:

 

Sδ = bδ·lδ = 0.1696·0.3175 = 0.0538 м2

 

Нормальная сила в  воздушном зазоре;

,

где: μ0 – 4π10-7Гн/м - магнитная проницаемость стали,

kδ – коэффициент зубчатости,  kδ = =1,074

где  t1 – зубцовое деление, равное

bz1 – ширина зуба в верхней части, равна

bn=t3- bz3=0,0185-0,0114=0.0071 м,

γ1 - коэффициент равный ,

lz=lakc=0,32x0,93=0,2976 м, при kс = 0,93 – коэффициенте заполнения пакета якоря сталью.

Определим магнитное  поле и Н.С. зубцовой зоны.

Зубцовое деление по основанию пазов:

,

Наименьшая ширина зубца:

Ширина зуба посредине  высоты:

Определим индукцию в зубцах

Пазовый коэффициент у основания  паза:

Sz1=bz1lz=0,2976x0,0169=0,005

Sz2=bz2lz=0,0042,

Sz3=bz3lz=0,0034.

Магнитные потоки при номинальном  режиме:

Определим напряженность  магнитного поля по характеристикам  намагничивания для стали 1211;

Для: BZ1 =1,26Т намагниченность Нз1=1000А/м выбираем по рис. В-1 [2].

BZ2 =1,5Т намагниченность Нз2=3000А/м выбираем по рис. В-1 [2].

BZ3=1,85Т намагниченность Нзср=15000А/м выбираем по рис. В-1 [2]. Расчетное значение напряженности магнитного поля;

Определим Н.С. для зубцового  слоя;

Сердечник главного полюса:

lmp=lmkc=0,315х0,93=0,293 м,

lm=lа-0,005=0,315 м,

Sm=bm lmp=0,293x0,1365=0,04 м2.

Определим магнитное  поле и Н.С. для сердечника якоря.

Высота сердечника якоря;

Индукция в сердечнике якоря Ван=1,0…1,5 Тл, задаемся

Ван=1,2 Тл

Напряженность магнитного поля в сердечнике якоря по характеристикам намагничивания для стали 1211(рис.В-1[2]);

На=1000 А/м

Средняя длинна пути магнитного потока в сердечнике якоря:

Площадь поперечного сечения спинки якоря

Sa=halap=0,2976x0,0627=0,0187 м2,

lap=lakc=0,32х0,93=0,2976 м

Н.С. для сердечника якоря;

Определим магнитное поле и Н.С. для сердечника полюса.

Индукция в сердечнике полюса В=1,2…1,6 Тл,

В=1,4 Тл

Нm = 2100 А/м

Н.С. для сердечника полюса;

Определим магнитное  поле и Н.С. для ярма.

Индукция в ярме Вян=1,1…1,2 Тл,

Вян=1,1 Тл

- высота (толщина) ярма,

Напряженность магнитного поля в ярме по характеристикам намагничивания для стали 1211, рис.В-1[2];

Ня = 800А/м

Н.С. для ярма;

где:

– средняя длинна магнитной линии в ярме.

Определим Н.С. на полюс, необходимую для создания основного  потока;

Воспользовавшись данными  таблицы 2 построим кривую намагничивания двигателя, рисунок 1.

Определим коэффициент насыщения магнитной цепи:

 

 

Рис. 1. Кривая намагничивания двигателя Фδ(FВ)

 

Эскиз магнитной системы  машины постоянного тока для одной  пары полюсов в масштабе 1:4 показан на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Магнитная цепь двигателя постоянного тока 

Таблица 1. Данные для расчета магнитной цепи

№  п/п

Размеры участка

Расчетная длина магнитной линии (на одно полюсное деление)

Магнитный поток при  нормальном режиме

Магнитная индукция

Наименование участка

длина

ширина

площадь

1

Воздушный зазор

ВδН=0,0833 Тл

2

Зубцы якоря

Lz=0,2976 м

t1=0,024 м

bz3=0,0114 м

bz2=0,0142 м

t3=0,0185 м

 

bn=0,0071 м

Sz1=0,005м2

Sz2=0,0042м2

Sz3=0,0034м2

t2=0,0213 м

bz1=0,0169м

hz=51 мм =0,051м

Фδt1=0,0063 Вб

В'z1=1,26 Тл

В'z2=1,5 Тл

В'z3=1,85 Тл

кz1=1,5

кz2=1,6, кz3=1,73

3

Сердечник главного полюса

Lmp=0,293 м

Lm=0,315 м

bm=0,1365 м

Smp=0,04 м2

hm=110 мм =0,11 м

Ф=0,056 Вб

В=1,4 Тл

4

Спинка якоря

lap=0,2976 м

ha=0,0627 м

Sа=0,0187 м2

Lа=0,106 м

Фан=0,0224 Вб

Ван=1,2 Тл

5

Ярмо

lя=0,495 м

hя=0,051 м

Sя=0,0252 м2

Lя=0,23 м

Фян=0,028 Вб

Вян=1,1 Тл


 

 

Наименование величины

Значение при 

0,5Фδн

0,75Фδн

Фδн

1,25Фδн

Основной магнитный  поток  Фδ

0,0224

0,0336

0,0448

0,056

Магнитная индукция в воздушном зазоре  Вδ, Тл

0,416

0,625

0,833

1,04

Магнитная индукция, Тл:

В верхней части зубца  В'z1

0,6

0,96

1,26

1,6

В средней части зубца В'z2

0,8

1,14

1,5

1,9

В нижней части зубца  В'z3

0,9

1,4

1,85

2,3

Магнитная индукция, Тл:     в полюсах Вm

0,7

1,05

1,4

1,75

в спинке якоря  Ва

0,6

0,9

1,2

1,5

в спинке ярма  Вя

0,56

0,833

1,1

1,4

Напряженность магнитного потока в зубцовой зоне, А/м:

Нz1

220

500

1000

4000

Нz2

320

700

3000

20000

Нz3

400

1500

15000

120000

Н=1/6( Нz1 +4Нz2z3)

320

800

4667

34000

Напряженность магнитного поля стальных участков, А/м:

Нm

280

560

2100

10000

На

230

430

1000

3000

Ня

210

350

800

2000

Магнитное напряжение отдельных участков, А:

воздушного зазора U

1630,7

2450

3348

3769,2

зубцовой зоны якоря UMz

16,32

40,8

238

1734

полюсов UMm

30,8

61,6

231

1100

спинки якоря U

24,4

45,6

106

318

ярма U

48,3

80,5

184

460

Магнитодвижущая сила на полюс Fв, А

1750,3

2678,5

4107

7381,2




 

Таблица 2. Расчет магнитной цепи

 

 

 

2. Рассчитать  и вычертить схему-развертку обмотки якоря и ее параллельных ветвей. 

Расчет параметров обмотки  якоря начинам с выбора коэффициента un=К/Z (un – число элементарных пазов в реальном пазу) и определения числа коллекторных пластин:

К= unZ,

где Z – число пазов (зубцов) якоря

Число коллекторных пластин К выбирается из условия обеспечения нормальных потенциальных условий на коллекторе, т.е. из условия, чтобы среднее значение межламельного напряжения при холостом ходе не превышало 18-20В. Принимаем ukср=18В, получим минимальное число коллекторных пластин

Кmin=2pUн/ ukср=pUн/ 9=3х165/9=55,

где Uн – номинальное напряжение питания.

С другой стороны, максимальное число коллекторных пластин  Кmах определяется диаметром коллектора Dk минимально допустимым значением коллекторного деления tkmin:

tkmin=bkminkиз,

где bkmin – минимальная ширина коллекторной пластины;

      Δkиз – толщина межламельной изоляции.

Приняв Dk – 0,7хDа, tkmin = 5мм, найдем

Кmах=0,7х3,14хDа/ tkmin=0,7х3,14х0,45/0,005=197,8

Целые числа un и К должны удовлетворять условию

Кmin≤ К= unZ ≤ Кmах,

un=55/59=0,93, принимаем un=1,

тогда К=59

Определив значения Кmin и Кmах выбирают числа un и К согласно вышеуказанному условию. Зная К=Zэ=S, определяем число витков в секции:

 

Принимаем ωс=1.

Определяем первый частичный  шаг у1, результирующий шаг у=уk и второй частичный шаг.

Определим шаг по коллектору

,

Шаг у1 определяем по формуле

у1= (Z/2Р)±ε=59/6±ε =9,8, принимаем у1=10,

шаг у2=у- у1= 20-10=10

Из нашего расчета: волновая обмотка перекрещенная правая.

В реальности изготовление якорей с большим числом пазов  нецелесообразно, так как при этом пазы будут узкими, значительная часть их площади будет занята изоляцией секций от корпуса, для проводников остается мало места и в итоге получается проигрыш в мощности машины. Кроме того, большой расход изоляционных материалов и увеличение штамповочных работ вызовут удорожание машины, а мелкие зубцы будут непрочными.

По известным значениям  шагов построим таблицу соединений секционных сторон обмотки (рис.3). Таблица обмотки состоит из Zэ столбцов и двух строк: верхние цифры (со штрихами) указывают порядковые номера секций и номера элементарных пазов, в которых лежат верхние стороны секций; нижние цифры (с двумя штрихами) указывают номера элементарных пазов, в которых лежат нижние стороны тех же секций.

 Схема-развертка якорной обмотки представляет собой вид на якорь сверху (полюса находятся над якорем) после разрезания цилиндрической поверхности якоря по образующей и развертывания ее на плоскость. На схеме изображаем Zэ элементарных пазов в виде вертикальных линий – сплошного (слева), который изображает верхнюю активную сторону, и пунктирного, который изображает нижнюю активную сторону. Нумеруем элементарные пазы по порядку, начиная с первого и кончая последним. Эта нумерация является основной нумерацией всех элементов обмотки: номер паза присваивается номеру секции, начало которой лежит в верхнем слое паза, и коллекторной пластине, с которой соединено начало секции. Производим разметку и нумерацию коллекторных пластин. Далее соединяем секции друг с другом и с коллекторными пластинами согласно таблице обмотки, изображая восходящие части лобовых частей сплошными линиями и нисходящие – пунктирными линиями.

Информация о работе Двигатель постоянного тока