Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 07:11, контрольная работа
Проблемы трения, износа и смазки в машинах изучает наука трибология. Современная наука трибология изучает трение, износ, смазку в процессе взаимодействия контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении. Она охватывает теоретические и экспериментальные исследования физических, химических, биологических и др. явлений, связанных с трением. Одной из важнейших проблем трибологии является проблема повышения износостойкости конструкционных материалов, составляющих трибосопряжения и узлы трения, именно поэтому наряду с улучшением антифрикционных характеристик cнижение износа относится к приоритетным инженерным задачам.
Введение ………………………………………………………………..3
1. Трение и изнашивание в трибосопряжениях……………………...5
2. Проблемы подбора материалов трибосопряжений……………….9
3. Антифрикционные сплавы цветных металлов…………………..16
3.1 Сплавы на медной основе………………………………………..17
3.2 Сплавы на алюминиевой основе………………………………...20
3.3 Цинковые антифрикционные сплавы…………………………...21
3.4 Легкоплавкие подшипниковые сплавы (баббиты)……………..21
3.5 Комбинированные материалы …………………………………..22
4. Технологические способы повышения надежности
и долговечности машин с использованием цветных металлов ..23
Заключение …………………………………………………………...25
Литература ……………………………………………………………26
Проблема выбора материала не ограничивается определением материала одной из деталей трибосистемы или узла трения. При этом, как правило, приходиться решать задачу совместимости материалов, что весьма актуально при современной большой номенклатуре антифрикционных и фрикционных материалов. Под совместимостью конструкционных материалов понимают способность деталей трибосопряжения в данных условиях работы при принятой смазочной среде или в отсутствии смазки приспосабливаться одна к другой в процессе взаимного перемещения, обеспечивая заданные показатели долговечности без повреждения поверхностей трения, приводящих к выходу из строя деталей. При хорошей совместимости материалов элементы в трибосопряжении достаточно быстро прирабатываются, элементы антифрикционных узлов имеют невысокие уровни трения, износа и достаточно длительную работу без повреждений.
Цветные металлы и сплавы на их основе, в настоящее время являются основными антифрикционными материалами для смазываемых подшипников скольжения.
Классификация антифрикционных цветных сплавов, имеющих широкое применение приведена на рисунке 2.
Рис. 2 Классификация антифрикационных сплавов цветных металлов
Антифрикционные материалы (от греч. аnti - приставка, обозначающая противодействие, и лат. frictio - трение), обладают низким коэффициентом трения и применяются для изготовления деталей, работающих в условиях трения скольжения (подшипников, вкладышей, направляющих втулок и др.). Их используют для работы в условиях сухого трения (в газах, воздухе, вакууме; с маловязкими жидкостями, не обладающими смазочными свойствами - вода, органические растворители, топливо); с жидкими или пластичными смазками на нефтяной или синтетической основе. Они отличаются низкой способностью к адгезии, хорошей прирабатываемостью, теплопроводностью и стабильностью свойств.
Подшипниковые материалы делятся на металлические и неметаллические. К металлическим относятся: сплавы на основе олова, свинца, меди, цинка, алюминия, а также некоторые чугуны; к неметаллическим — некоторые виды пластмасс, материалы на основе древесины, графито-угольные материалы, резина. Некоторые материалы представляют собой сочетание металлов и пластмасс (например, пористый слой, образованный спечёнными бронзовыми шариками, пропитанный фторопластом-4 или фторопластом-4 с наполнителями).
Антифрикционность материалов проявляется в условиях несовершенной смазки (или при трении без смазки), и зависит от физических и химических свойств материала, к которым относятся: высокие теплопроводность и теплоёмкость; способность образовывать прочные граничные слои, уменьшающие трение; способность материала легко (упруго или пластически) деформироваться или изнашиваться, что способствует равномерному распределению нагрузки по поверхности соприкосновения (свойство прирабатываемости). К антифрикционности относятся также микрогеометрическое строение поверхности, а именно определённая степень шероховатости или пористости, при которых масло удерживается в углублениях, и способность материала «поглощать» твёрдые абразивные частицы, попавшие на поверхность трения, предохраняя тем самым от износа сопряжённую деталь.
Проявлению антифрикционности в условиях сухого трения способствует наличие в материале таких компонентов, которые, сами обладая смазочным действием и присутствуя на поверхности трения, обеспечивают низкое трение (например, графит, дисульфид молибдена и др.). Одним из важных свойств этих материалов, обусловливающих антифрикционность при всех условиях трения, является его неспособность или малая способность к «схватыванию» (адгезии) с материалом сопряжённой детали. Наиболее склонны к «схватыванию» при трении одноимённые пластичные металлы в паре, имеющие гранецентрированную и объёмноцентрированную кубической решётки. При трении по стали наименее склонны к «схватыванию» серебро, олово, свинец, медь, кадмий, сурьма, висмут и сплавы на их основе.
3.1 Сплавы на медной основе
Латуни - это сплавы меди с цинком (Zn до 50%, практическое применение – до 45% Zn). Латуни классифицируют: по числу компонентов в сплаве: двойные (Сu+Zn) и многокомпонентные (легированные двойные, называемые специальными), а также по техническому признаку: деформированные (изготавливают листы, ленты, трубы, проволоку др.) и литейные. Латунь, содержащую высокий процент меди (3…12% Zn, остальное Cu), называют томпаком. Латуни используют в качестве заменителей бронз для опор трения. Они хорошо свариваются, легко обрабатываются режущим инструментом, их антифрикционные свойства ниже, чем у бронз. Вследствие этого латуни применяют для опор скольжения, работающих с малыми скоростями.
Латуни применяют в качестве антифрикционных материалов в значительно меньшей степени, чем бронзы. В антифрикционном качестве используют так называемые кремнистые, маргонцовистые и находят применение алюминиево-железные латуни. В качестве антифрикционных материалов применяются латуни кремнистые (ЛКС80-3-3 – содержание кремния 2,5...4%), маргонцовистые (ЛМцС58-2-2* – содержание марганца до 2,5%), алюминиево-железистые (ЛАЖ60-1-1Л – содержание алюминия до 1,5%, железа до 1,5%).
Бронзы – двойные и многокомпонентные медные сплавы, в которых основными легирующими элементами являются различные металлы, кроме цинка. Цинк вводят в качестве легирующего элемента в некоторые марки оловянных бронз, но его содержание меньше, чем в латунях, и не превышает 5%. В особую группу выделяют также медно-никелевые сплавы. Различают две группы бронз по химическому составу: оловянные, в которых преобладающим легирующим элементом является олово, и безоловянные: алюминиевые, бериллиевые, марганцевые, кремнистые и др. Особую группу образуют низколегированные бронзы высокой тепло- и электропроводности: хромовые, циркониевые и др. Безоловянные бронзы по своим свойствам не уступают, а по некоторым превосходят оловянные бронзы и поэтому широко применяются в машиностроении. В зависимости от состава деформируемые бронзы отличаются высокими механическими, антифрикционными и упругими свойствами, что очень важно для деталей узлов трения. Литейные бронзы применяются для изготовления отливок (заготовок) для деталей триботехнического назначения (втулки и вкладыши подшипников, венцы червячных зубчатых колес) и пароводяной арматуры. Бронзы по сравнению с латунями обладают более высокой прочностью, коррозионной стойкостью и антифрикционными свойствами. Они достаточно коррозионностойки в морской воде, в растворах большинства органических кислот, углекислых растворах.
Алюминиевые бронзы – это сплавы на основе меди, в которых главным легирующим элементом является алюминий, они отличаются высокими механическими свойствами, коррозионной стойкостью и антифрикционными свойствами; во многих случаях являются полноправными заменителями дефицитных оловянных бронз и других сплавов. В промышленности применяются двух- и многокомпонентные сплавы. Особенно эффективно применение многокомпонентных алюминиевых бронз, легированных помимо алюминия никелем, железом и марганцем. Алюминиевые бронзы содержат до 11...12 % А1. В меди растворяется довольно большое количество алюминия. Алюминий оказывает существенное влияние и на физические свойства бронз. Плотность алюминиевых бронз значительно ниже плотности чистой меди, что имеет большое значение при промышленном применении алюминиевых бронз, особенно в авиакосмической технике и судостроении. Алюминиевые бронзы хорошо поддаются полировке и благодаря присутствию алюминия имеют хорошую отражательную способность. Алюминий оказывает также существенное влияние на тепло- и электропроводность бронз. Наличие в составе бронз значительного количества алюминия приводит к резкому снижению высокой теплопроводности, характерной для чистой меди. Детали из алюминиевых бронз изготавливают литьем, обработкой. Это, как правило, относительно мелкие, но высокоответственные детали типа зубчатых колес, втулок, подпятников, фланцев.
Бериллиевые бронзы – это сплавы меди с бериллием. Они нашли применение в промышленности для изготовления упругих элементов ответственного назначения благодаря сочетанию ряда ценных свойств. Высокие: прочность, предел упругости и релаксационная стойкость; электро- и теплопроводность, высокое сопротивление коррозии и коррозионной усталости. Они не магнитны, не дают искру при ударе; технологичны – хорошо штампуются, свариваются и т.д. Бериллиевые бронзы мало склонны к хладоломкости и могут работать в интервале температур –200...+250 °С; используются для изготовления плоских и витых пружин, упругих элементов в виде гофрированных мембран, токоподводящих упругих деталей электрооборудования, пружинящих деталей электронных приборов и устройств и т.д. К недостаткам этих сплавов относят высокую стоимость и дефицитность бериллия, а также его токсичность. Важным достоинством бериллиевых бронз является их высокая пластичность при умеренной прочности в закаленном состоянии. Бериллиевые бронзы отличаются высоким сопротивлением малым пластическим деформациям; подвергаются низкотемпературной термомеханической обработке, которая состоит в применении пластической деформации между операциями закалки и старения.
Марганцевые бронзы, содержащие до 20% марганца, при всех температурах в твердом состоянии являются однофазными. Марганец намного повышает температуру рекристаллизации меди (на 150...200 °С) и улучшает характеристики жаропрочности. Наибольшее распространение в промышленности получила бронза БрМц5. Она хорошо обрабатывается давлением в горячем и холодном состоянии, имеет высокую коррозионную стойкость и сохраняет высокие механические свойства при повышенных температурах.
Кремнистые бронзы. Предельная растворимость кремния в меди достаточно высока – 5,3 %. С понижением температуры она уменьшается и при 20°С составляет около 3,5 %. Среди кремнистых бронз наибольшее распространение получили бронзы, дополнительно легированные никелем и марганцем. Добавки этих элементов улучшают механические и коррозионные свойства кремнистых бронз. В кремнемарганцовистой бронзе БрКМц3-1 добавка марганца (1 ...1,5% Мn). Никель с кремнием образуют соединение Ni2Si, растворимость которого резко уменьшается с понижением температуры. Бронза БрКН1-3 относится к числу термически упрочняемых сплавов. Кремнистые бронзы БрКМц3-1 и БрКН1-3 отличаются высокими пружинящими и антифрикционными свойствами, хорошей коррозионной стойкостью, технологичны в обработке давлением в горячем и холодном состоянии, хорошо свариваются с бронзой и сталью, легко паяются мягкими и твердыми припоями. Применяются в приборостроении, химическом и общем машиностроении, морском судостроении для изготовления пружин и пружинящих деталей, антифрикционных деталей и т.д.
Алюминиевые подшипниковые сплавы имеют ряд достоинств, которые позволяют применять их в узлах трения, где традиционно используются антифрикционные сплавы на основе свинца и олова, а также свинцовистая бронза. К таким достоинствам относятся:
Из алюминиевых
сплавов изготавливают как
Из сплава АН-2,5 отливают монометаллические вкладыши и прокатывают моно- и биметаллические ленты для последующей штамповки вкладышей с антифрикционным слоем толщиной до 0,5 мм, но из-за способности к задирам и схватыванию при недостаточном смазывании пары трения этот сплав не получил широкого применения. Он используется лишь для изготовления монометаллических вкладышей коленчатых валов двигателей небольшой мощности.
Алюминиевые сплавы с высоким содержание олова (АО6-1, АО9-1, АО20-1 и др.) по своим свойствам близки к баббитам. Они обладают хорошими антифрикционными свойствами, повышенной усталостной прочностью, высокими теплоемкостью, теплопроводностью и коррозионной стойкостью в маслах. Высокие антифрикционные свойства обусловлены наличием олова в виде мягкой структурной составляющей, повышающей также прочностные свойства сплава.
Цинковые антифрикционные сплавы издавна используются в качестве антифрикционных материалов, но не получили достаточно широкого распространения, в то же время они обладают рядом ценных свойств, которые позволяют применять их во многих случаях взамен бронз и баббитов. Сплавы на цинковой основе имеют низкую температуру плавления (около 400 оС) и в большей степени, чем бронзы и алюминиевые сплавы, размягчаются при нагревании и хорошо прирабатываются. Благодаря эффекту снижения абразивной активности свободных абразивных частиц за счет их утапливания в мягком поверхностном слое, подшипники из цинковых сплавов меньше изнашивают сопряженные детали даже при попадании абразивных частиц в зону трения. Цинковые сплавы технологичны при изготовлении монометаллических и биметаллических деталей опор скольжения. Легко достигается соединение цинкового сплава со сталью, как литьем, так и прокаткой. Цинковые сплавы имеют высокую пластичность и сопротивление усталости. Из цинковых сплавов изготавливают цельные и штампованные из ленты втулки, которые применяют, например, в железнодорожных и других транспортных машинах.
Информация о работе Проблемы подбора материалов трибосопряжений