Адаптивная физическая культура как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
– рассмотреть АФК как интегративную науку;
– рассмотреть основные концепции теории АФК;
– рассмотреть цели и задачи АФК;
– рассмотреть компоненты АФК.

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптивная физическая культура как наука.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Адаптивная  физическая культура как наука

Введение

В настоящее  время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или  иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течении десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличение гласности.

Именно эти  процессы вскрыли одну из самых сложных  проблем современности – проблему инвалидности, привлекли к ней  внимание широких слоев населения  нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

В России наибольший опыт применения средств и методов  физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии  здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном  направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.

Пи этом доминирование  многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов – новаторов.

Цель данной работы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:

– рассмотреть  АФК как интегративную науку;

– рассмотреть  основные концепции теории АФК;

– рассмотреть цели и задачи АФК;

– рассмотреть  компоненты АФК.

 

1. Адаптивная  физическая культура как интегративная  наука

АФК интегрирует  в себе как минимум три крупных  области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику ФК, теорию и методику отдельных ВС и их групп, теорию и методику ФВ, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.

Необходимость объединения в единый исследовательский  коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных  работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление  о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечениес помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших  требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ  АФК, фундаментализация образования  в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.

 

2. Теория  адаптивной физической культуры

Теория АФК  как наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных  проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоление психологических комплексов с помощью средств и методов АФК.

Теория АФК  должна раскрыть ее сложные взаимосвязи  с другими областями науки  и практики общества – здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а также разработать  технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

 

2.1 Основные  опорные концепции теории адаптивной  физической культуры

В связи с многообразием  наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные  концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в обществе.

Цель такого подхода – не собирание фактов из разных областей человеческих знаний, а определение соотносимости теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер.

Важнейшими, имеющие определяющие значение ля людей с каким-либо нарушениями  и для формирования теории АФК, являются следующие опорные концепции:

· во-первых, утверждение  человека как высшей ценности на земле  независимо от здоровья; нет ни чего дороже, чем жизнь человека, приоритета человека как высшей ценности образования  и культуры;

· во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство;

· в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой  определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п.;

· в-четвертых, признание  личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувства справедливости, сострадания, милосердия;

· в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни  деятельности, в том числе ФК.

2.2 Цели и задачи  адаптивной физической культуры

Для многих инвалидов АФК  является единственным способом «разорвать»  замкнутое пространство, войти в  социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных  эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить  на две группы.

Первая  группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о  коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

2.3 Основные  компоненты (виды) адаптивной физической  культуры

Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии  здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.

Адаптивное  физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.

Адаптивный  спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Адаптивная  двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная  физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные  практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Экстремальные виды двигательной активности – компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

2.4 Функции  адаптивной физической культуры

Все функции  АФК реализуются через деятельность: движение – двигательные действия (физические упражнения) – двигательная активность – двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание  разномасштабности рассмотрения функций  в АФК выделены группы функций:педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

1. Педагогические  функции:

Ø коррекционно-компенсаторная;

Ø профилактическая;

Ø образовательная;

Ø развивающая;

Ø воспитательная;

Ø ценностно-ориентационная;

Ø лечебно-восстановительная;

Ø профессионально-подготовительная;

Информация о работе Адаптивная физическая культура как наука