Баскетбол как средство
физического развития.
Введение
В современной жизни все больше использование
занятий физическими упражнениями направлено
не на достижение высoких результатов,
а на повышение их оздоровительного влияния
на широкие мaссы населения. Для решения
такой глобальной проблемы наиболее эффективными
средствами являются, прежде всего, спортивные
игры.
Совремeнный баскетбол находится в стадии
бурного творческого подъема, направленного
на активизацию действий, как в нападении,
так и в защите.
Баскетбoл является одним из средств
физического развития и воспитания молодежи.
В соответствии с комплексной программой
физического воспитания школьников баскетбол
является oдним из средств физического
воспитания. Техника игры в баскетбол
многообразна. Вaжнейшим техническим приемом
являются броски. От точности броска, в
конечном счете, зависит успех в игре.
Броском мяча школьники начинают обучаться
в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных
литературы, отражающих уровень обучаемости
школьников броскам, которые изучаются
по школьной программе. Знание уровня
обучаемости и динамики становления техники
броска позволит учителям подбирать и
использовать в уроке средства, обеспечивающие
обучение на бoлее высоком уровне. Баскетбол
– игра увлекaтельная, динамичная, требующая
от игроков хорошей физической подготовленности
и технико-тактического мастерства. В
оснoве игры лежат активно выполняемые
естественные движения: бег, прыжки, передачи,
броски, ведение мяча и т.п.
Специфика двигательной деятельности
игры в баскетбол способствует рациональному
физическому развитию, всесторонней физической
подготовленности, увеличению подвижности
суставов, укреплению деятельности сердечно
- сосудистой и дыхательной систем, а также
положительно влияет на развитие психомоторных
механизмов (быстрая и адекватная ориентировка
в сложной двигательной деятельности,
развитие реакции выбора, концентрация
внимания, распределение внимания, объем
поля зрения, оперативность мышления,
моторная выносливость).
Баскетбол – игра коллективная,
успех которой зависит от слаженности
действий и взаимопонимания игроков, что
достигается за счет подчинения собственных
интересов интересам команды. Таким образом,
детско-юношеский баскетбол формирует
у обучающегося умения и навыки оптимального
участия в коллективной работе.
Регулярные занятия детей и
подростков баскетболом – активная форма
подготовки к требованиям социально-трудовой
жизни современного общества.
Спортивная тренировка - это
процесс подготовки к соревнованиям. В
соревнованиях каждый хочет победить,
а на тренировке создаются необходимые
для этого условия. Освоение техники, совершенствование
в ней и достижение высокой физической
работоспособности - вот, пожалуй, главные
задачи тренировки. Баскетболисты включают
в свою тренировку упражнения разного
характера. По основной направленности
их можно разделить на три группы:
-упражнения для развития необходимых
физических качеств;
-упражнения для изучения и совершенствования
индивидуальных навыков игры в нападении
и защите;
-упражнения для изучения и совершенствования
взаимодействий игроков в нападении и
защите. При выполнении тренировочной
нагрузки организм спортсмена постепенно
привыкает, или, как говорят физиологи,
адаптируется к ней. Если все время выполнять
одни и те же упражнения в одинаковом режиме,
организм быстро привыкнет к этой нагрузке,
и рост спортивных результатов прекратится.
Чтобы этого не случилось, нагрузку нужно
повышать постепенно. Делать это можно
двумя способами: увеличением продолжительности
выполнения упражнений и увеличением
скорости выполнения упражнений.
- История развития баскетбола.
Баскетбол, пожалуй, единственный
из популярных видов спорта, дата и место
возникновения которого доподлинно известны.
Об этом знаменательном событии написан
не один десяток книг, часто с вымышленными
подробностями повествующих о первых
шагах этого будущего пристрастия миллионов.
И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично
обозначить основные моменты становления
и развития баскетбола, искусственно изобретенной
игры, сумевшей за считанные десятилетия
завоевать сердца поклонников во всем
мире, что само по себе представляется
явлением беспрецедентным.
Уже, будучи преподавателем физкультуры,
профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс
Найсмит столкнулся с проблемой создания
игры для зимы штата Массачусетс, периода
между соревнованиями по бейсболу и футболу.
Найсмит полагал, что в связи с погодой
этого времени года, лучшим решением будет
изобрести игру для закрытых помещений.
Найсмит хотел создать подвижную игру
для студентов Школы Христианских Рабочих,
которая предполагала бы не только использование
исключительно силы.
Он нуждался в игре, которую можно было
бы проводить в закрытом помещении в относительно
малом пространстве.
И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит
представил своему гимнастическому классу
в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.
Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя
за столом в своем офисе в YMCA сформулировал
тринадцать правил игры в баскетбол.
Вот они:
1.Мяч может быть брошен в любом направлении
одной или двумя руками
2.По мячу можно бить одной или двумя руками
в любом направлении, но ни в коем случае
кулаком
3.Игрок не может бегать с мячом. Игрок
должен отдать пас или бросить мяч в корзину
с той точки, в которой он его поймал, исключение
делается для игрока бегущего на хорошей
скорости.
4.Мяч должен удерживаться одной или двумя
руками. Нельзя использовать для удержания
мяча предплечья и тело.
5.В любом случае не допускаются удары,
захваты, удержание и толкание противника.
Первое нарушение этого правила любым
игроком, должно фиксироваться как фол
(грязная игра); второй фол дисквалифицирует
его, пока не будет забит следующий мяч
и если имелось очевидное намерение травмировать
игрока, на всю игру. Никакая замена не
позволяется.
6.Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов
правил 2 и 4, наказание описано в пункте
5.
7.Если одна из сторон совершает три фола
подряд, они должны фиксироваться как
гол, для противников (это значит, что за
это время противники не должны совершить
ни одного фола).
8.Гол засчитывается, – если брошенный
или отскочивший от пола мяч попадает
в корзину и остается там. Защищающимся
игрокам не позволяется касаться мяча
или корзины в момент броска. Если мяч
касается края, и противники перемещают
корзину, то засчитываться гол.
9.Если мяч уходит в аут (за пределы площадки),
то он должен быть выброшен в поле и первым
коснувшимся его игроком. В случае спора
выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему
игроку позволяется удерживать мяч пять
секунд. Если он удерживает его дольше,
то мяч отдается противнику. Если любая
из сторон пытается затягивать время,
судья должен дать им фол.
10.Судья должен следить за действиями
игроков и за фолами, а также уведомлять
рефери, о трех, совершенных подряд фолах.
Он наделяется властью дисквалифицировать
игроков согласно Правилу 5.
11.Рефери должен следить за
мячом и определять, когда мяч находится
в игре (в пределах площадки) и когда уходит
в аут (за пределы площадки), какая из сторон
должна владеть мячом, а также контролировать
время. Он должен определять поражение
цели, вести запись забитых мячей, а также
выполнять любые другие действия, которые
обычно выполняются рефери.
12.Игра состоит из двух половин
по 15 минут каждая с перерывом в пять минут
между ними.
13.Сторона, забросившая больше
мячей в этот период времени является
победителем.
С течением времени баскетбол
изменялся…
По началу это была игра терпения
и стратегии…
Большинство первых игр имели
счет, который никогда не превышал 15 или
20 очков.
Найсмит внимательно следил
за развитием спорта, представленным во
многих нациях движением YMCA, уже 1893 году.
Впервые на Олимпийских играх
баскетбол был представлен в Берлине в
1936 году.
Первое официально зарегистрированное
объединение профессиональных баскетбольных
команд, называвшееся Национальной Баскетбольной
Лигой, возникло в 1898 году и существовало
на протяжении пяти лет, после чего распалось
на несколько самостоятельных лиг, проводивших
собственные чемпионаты.
Постепенные изменения претерпевали
и правила игры. Практика показала, что
нарушения правил при атаке кольца должны
наказываться штрафным броском, производимым
без помех с расстояния в 4,57 м от кольца
(1894 год), что за результативный бросок
с игры следует начислять два очка, а за
штрафной бросок - одно очко (1895 год), что
пять человек с каждой стороны являются
оптимальным количеством одновременно
принимающих участие в игре спортсменов
(1897 год). Каждому игроку разрешалось за
матч совершать не более пяти нарушений
правил - шестая ошибка автоматически
приводила к его удалению с площадки до
конца встречи.
По примеру Национальной Баскетбольной
Лиги, впервые объединившей в 1898 году профессиональные
клубы в одном турнире, в 1925 году была создана
Американская Баскетбольная Лига, охватившая
команды Северо-Востока США. Первые сезоны
доминирующее положение в ней занимал
выдающийся нью-йоркский клуб "Ориджинал
Селтикс", на голову превосходивший
всех своих конкурентов, и только "Розенблюмз"
из Кливленда могли в какой-то степени
соперничать с ним. Однако после трех турниров
Селтикс был расформирован, его игроки
пополнили ряды других команд, и с этого
момента Розенблюмз оставались неоспоримыми
лидерами Лиги до 1931 года, когда Великая
Депрессия вынудила прекратить проведение
чемпионатов.
1.2. Развитие баскетбола в России
Родиной отечественного баскетбола
является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен
и сомнений не вызывает.
Первое упоминание об этой игре
в нашей стране принадлежит известному
русскому пропагандисту физической культуры
и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону
и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре
1900 года в Петербурге был создан Комитет
содействия нравственному и умственному
развитию молодых людей. В его программе
значилось чтение лекций по различным
разделам жизнедеятельности человека.
А уже в 1904 году в программе комитета появилась
и физкультура, которая наряду с нравственным
и умственным развитием добавила физическое.
Обществу дали название “Маяк”. В отчете
за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по
22.09.1907) значилось упоминание о приглашении
в Россию американского специалиста Э.Мораллера,
который и поведал маяковцам о совершенно
новой заморской игре. Получилось так,
что с баскетболом в первую очередь были
ознакомлены лучшие спортсмены “Маяка”.
В конце 1906 года в Обществе были проведены
первые баскетбольные поединки. Победителем
первых соревнований неизменно становилась
команда “лиловых” (по цвету маек), возглавляемая
одним из лучших гимнастов общества С.Васильевым,
названным впоследствии “дедушкой русского
баскетбола”.
А уже в 1909 году состоялось событие,
ставшее определенной вехой в истории
не только отечественного, но и мирового
баскетбола, В Петербург приехала группа
членов американской ассоциации христиан.
Из них и была составлена баскетбольная
команда, которая, к общей радости петербуржцев,
проиграла местной команде “лиловых”
со счетом 19:28. Эта встреча проходила в
новом зале Общества “Маяк” в доме №
35 на Надежденской улице (в советские времена
- улица Маяковского). Именно эта историческая
встреча в книге “Мировой баскетбол”,
изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию
баскетбольной федерации ФИБА, названа
первым настоящим международным баскетбольным
матчем. Таким образом, получается, что
именно Россия стала местом проведения
первого международного баскетбольного
матча на планете. Эти два события - первая
игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый
международный матч 1909 года - и дали повод
усомниться в определении даты рождения
баскетбола в России. Многие годы юбилейные
турниры проводились, ведя свой отсчет
от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного
баскетбола.
1.3 Физическая подготовка баскетболистов
Общая и специальная физическая
подготовка взаимосвязаны и дополняют
друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки
зависят от особенностей игры, с другой
— определяют реальные возможности действий
баскетболиста в соревнованиях. Высокий
уровень физической подготовки игрока
выступает как важный фактор психологического
плана, а именно придает уверенность в
борьбе, способствует проявлению более
высоких волевых качеств в экстремальных
условиях. Функциональные возможности
баскетболиста составляют основу его
физической подготовки и проявляются
в спортивной работоспособности — способности
игрока совершать специфическую для него
работу в течение длительного времени,
достаточного для получения устойчивых
сдвигов.
1.3.1. Общая
физическая подготовка.
Общая физическая
подготовка обеспечивает всестороннее
развитие баскетболиста и создает предпосылки
для наиболее эффективного проявления
специальных физических качеств в избранном
виде спорта. Она должна иметь специфическую
направленность, а именно: укреплять органы
и системы организма спортсмена применительно
к требованиям баскетбола, способствовать
переносу тренировочного эффекта с подготовительных
упражнений на основные действия.
1. Общеразвивающие упражнения: элементарные,
с весом собственного веса, с партнером,
с предметами (набивными мячами, гимнастическими
палками, обручами, с мячами различного
диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина,
опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
2. Подвижные игры.
3. Эстафеты.