Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:18, реферат
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых и организованная физическая деятельность.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.
Введение…………………………………………………………………………………….......3
1. Понятие здоровья…………………………………………………………………………...4
2. Составляющие здоровья…………………………………………………………………....5
3. Роль физической активности в жизни студентов………………………………………...6
4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм…………………….....7
5. «Сидячий образ жизни» студентов: гиподинамия……………………………………….8
6. Последствия гиподинамии………………………………………………………………....9
6.1. Блокирование и коррекция последствий гиподинамии…………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………………………..13
Студентам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя.
Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.
Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.
Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава. Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самой кости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.
Человек может обезопасить
себя от гиподинамии и ее
последствий. Для этого нужно, в первую очередь,
поменять свой распорядок дня. Конечно
хочется после учебного или трудового
дня сразу лечь и наслаждаться отдыхом.
Но нужно помнить, что наш организм нуждается
в нагрузке. К тому же, куда приятнее расслабление
после физических упражнений, ведь тело
после тренировки кажется таким гибким
и легким. Таким образом, избежать гиподинамии
— самой распространенной болезни 21 века
— поможет физическая активность.
Только тот человек, который ведет здоровый
образ жизни, может избежать последствий
гиподинамии. Под здоровым образом жизни
подразумевается: рациональное питание,
больше движения, отказ от вредных привычек.
30 минут ежедневной физической нагрузки
будут очень полезны. Так же очень хорошее
влияние оказывают пешие прогулки на
свежем воздухе. В идеале рекомендуется
заняться спортом, ходить в спортивные
клубы, на фитнес, заниматься плаванием.
Если учеба или работа отнимают большую
часть времени и нет возможности заниматься
спортом вплотную, то нужно хотя бы просто
увеличить физическую нагрузку. Например,
если есть собака, то каждый день гулять
с ней, а не просто стоять и ждать, пока
она сама погуляет, перестать пользоваться
лифтом и подниматься на этаж пешком, делать
каждое утро легкую зарядку. То есть, двигательная
нагрузка должна быть разумной.
Также рекомендуется для профилактики
гиподинамии пить как можно больше жидкости
— чаи, компоты, соки. Вдвойне полезно
пить фруктовые и овощные соки — они помогут
укрепить иммунитет. Что касается питания,
то оно должно быть сбалансированным —
больше фруктов и овощей, полезен мед с
лимоном. Очень важен и полноценный отдых
— человек должен спать не менее восьми
часов.
Основной профилактикой
является движение, физические нагрузки
и здоровый образ жизни, так как
курение и другие вредные привычки
всегда только усугубляют состояние.
Избежать заболеваний, обусловленных
гиподинамией, можно, если вести здоровый
образ жизни. Разумный двигательный режим
должен сочетаться с рациональным питанием
и отказом от вредных привычек. Необходима
ежедневная получасовая физическая нагрузка,
пешие прогулки (не менее 2 км) и утренняя
зарядка.
При гиподинамии, вызванной острым или
хроническим заболеванием, необходимо
прибегнуть к медицинской помощи. В клиниках
нервных болезней и ортопедии проводится
комплексное восстановление организма
после периода гиподинамии - при участии
невролога, ортопеда, диетолога, массажиста
и инструктора лечебной физкультуры (ЛФК).
Индивидуальные занятия ЛФК, в сочетании
с аппаратной физиотерапией, массажем,
программа питания - помогают восстановить
мышечный тонус, способствуют нормализации
массы тела, стабилизируют работу внутренних
органов. Выработанные двигательные стереотипы
помогают сохранить достигнутый результат
на длительное время.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют
хорошей работе органов пищеварения,
помогая перевариванию и
Под влиянием физических нагрузок
увеличивается частота
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность грудной клетки.
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу.
С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
Адекватная
физическая тренировка, занятия оздоровительной
физической культурой способны в
значительной степени приостановить
возрастные изменения различных
функций. В любом возрасте с помощью
тренировки можно повысить аэробные
возможности и уровень
Заключение
Движение было необходимым условием для выживания организмов на протяжении длительной эволюции, приведшей к становлению человека. Добывание пищи, поиски условий комфорта, уход от опасности требовал большой мышечной активности. Она достигалась не только усиленной работой нервных центров, но и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождалось выделением большого количества адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивали напряженную работу сердца, легких, печени и других органов, позволявших снабжать мышцы глюкозой, кислородом и другими необходимыми веществами, а также освобождать организм от шлаков.
Сейчас,
когда у людей сидячих
Физическая
культура - неотъемлемая часть жизни
человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей.
Занятием физическими упражнениями
играет значительную роль в работоспособности
членов общества, именно поэтому знания
и умения по физической культуре должны
закладываться в
Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.
Список литературы
1. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991, 64 с.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 1985, 384 с.
3. Колесов Д.В., Марин Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебник для 9-10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989, 192 с.
4. Лукьянов В.С. О сохранении здоровья и работоспособности. – М.: Медгиз, 1952, 136 с.
5. Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. – М.: Тера-спорт, 2001, 520 с.
6. Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. – М.: Владос-пресс, 2002, 608 с.
7. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 224 с.
Информация о работе Блокирование и коррекция последствий «сидячего образа жизни» студентов