КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА
МИХАИЛА
Районные Кирилло-Мефодиевские
чтения
Реферат:
Взаимосвязь духовного и
физического здоровья
Реферат подготовила:
Учащаяся 8 класса
МОУ Арсентьевской
ООШ
Ржевская Ксения Владимировна
Научный руководитель:
Учитель биологии и
ОПК
I категории
Ларина Ольга Робертовна
2011 год
Введение
Мы говорим при встрече, здравствуйте,
а это значит, что мы желаем друг другу
здоровья. Я задумалась над тем, почему
в приветствии людей заложено пожелание
здоровья? Наверно, потому, что здоровье
для человека – одна из главных жизненных
ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем
говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Конец 20 – начало 21
века характеризуется, в частности,
ростом заболеваемости и смертности
населения на фоне высоких
достижений медицины, совершенства
технических средств диагностики
и лечения болезней. Современный
этап развития нашего общества
связан с демографическим кризисом,
снижением продолжительности жизни,
снижением психического состояния
здоровья населения страны, что
вызывает обеспокоенность многих
ученых и специалистов.
Не менее трагичен
и кризис личности, порождающий
кризис семьи. А результат страшный:
4.5 млн. детей-сирот при живых
родителях, рост наркомании и
алкоголизма, частые суициды в
подростковой и молодежной среде.
Эти и многие другие факты
подтверждают, что русская нация
действительно находится в крайне
тяжелой ситуации. Еще одним критическим
показателем является ухудшение
здоровья нации. В одном из
западных английских журналов
опубликовано очень интересное
исследование о том, как русские
относятся к своему здоровью.
И там приводится ряд цифр,
которые говорят о том, что
хуже, чем русские к своему
собственному здоровью не относится,
наверное, в Европе и других
цивилизованных странах, никто.
Как дар его никто не воспринимает,
и губят его абсолютно спокойно.
Ко всему прочему нужно отметить
и продолжающееся старение населения.
Уже сейчас на одного молодого
человека приходится 1,5 пенсионера.
Российская Академия наук в
1914 году, в самый канун первой
мировой войны, подсчитала, что по
самым скромным данным к началу XXI столетия
в России должно было проживать 500 млн.
человек.
Все эти показатели
говорят о том, что сегодня
в современном обществе особую
актуальность приобретают вопросы
здоровья нации и комплекс
проблем, связанных со здоровым
образом жизни. Государство и
общественные организации проводят
в этом направлении определенную
работу: но это работа, направлена
на устранение последствий. Учитывая
традиционную направленность современной
медицины, становится ясным, что
медицина сегодняшнего дня и
обозримого будущего не сможет
существенно влиять на сохранение
здоровья человека. Этот факт
обосновывает необходимость поиска
более эффективных способов и
средств сохранения и развития
здоровья. Первым шагом в этом
направлении может служить выяснение
представлений о здоровом образе
жизни в современном обществе
с целью дальнейшей их корректировки,
а также формирования новых
представлений и установок на
здоровье, здоровый образ жизни
и болезнь. В первую очередь
это имеет значение для молодого
поколения, так как его здоровье
- это общественное здоровье через
10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании
мы изучали представления о
здоровом образе жизни у детей
и подростков.
Целью моей работы
явилось изучение результатов
исследования понимания учащимися
здорового образа жизни, их
практическое значение для возможной
дальнейшей работы в направлении
формирования представлений о
тесной взаимосвязи духовного
и физического здоровья.
1. ^ Проблема здоровья
в современном обществе
В самом начале этого
года Министерство образования
и науки Российской федерации
обнародовало данные по числу
учащейся молодёжи и образовательных
учреждений в России на текущий
момент. На самом деле цифры
крайне тревожные. По сообщению
главного образовательного ведомства
страны, за парты российских школ
в сентябре 2007 года село 14 500 млн.
детей и подростков. Это на 260 тыс.
человек меньше, чем в прошлом
году, и на 1 млн. меньше, чем в
позапрошлом. А это значит, на
1 миллион 400 человек уменьшилось
число школьников за два года.
За последние семь лет число
учащихся сократилось в среднем
на 5,5 млн. человек. На одного
ребенка школьного и дошкольного
возраста в современной России
приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует
о продолжающемся старении страны.
Если подобные тенденции сохранятся
впредь, то к 2040 году, как подсчитано,
число учащихся в России составит
не более 5,5 млн. человек. То
есть в 2,5 раза меньше чем
сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет
назад – 20 млн. Цифры очень
тревожные, но статистика вещь
суровая и во многом непреодолимая
в рамках 1-2-3-х лет.
В России происходит
процесс закрытия школ в связи
с их неукомплектованностью. Если
в начале 90-х годов их было 67
тысяч. То сегодня – 58 тысяч.
То есть 10 тысяч школ за 10 лет
в минусе. При сохранении данных
показателей к тому же 2040 году
в России останется менее 30
тысяч школ, а это в 2,5 раза
меньше, чем в Российской империи
1914 года. Данные показатели не
могут не волновать нас –
подрастающее поколение России,
за кем – будущее нашей страны.
Позволю несколько
цифр по Самарской губернии. Учитывая,
что Самара не совсем среднестатистический
регион, экономические показатели
у нас довольно высоки, однако
демографические показатели по
Самарской области таковы. По
данным Министерства экономического
развития инвестиций и торговли
Самарской области, в 2006 году
в Самарской области родилось
32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч
человек. В 2010 году рождаемость
составила - 34 тыс. человек, смертность
- 45 тыс. В том числе от транспортных травм
погибло – 2%, от отравления алкоголем
– 1,5%. Таким образом, численность населения
губернии составила 3,2 млн. человек. Это
на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше
и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12
лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных
регионов страны.
Очень важный показатель,
число школьников в Самарской
области также значительно сократилось.
Если в сентябре 1997 года за
партой сидело 460 тысяч, в 2006 году
– почти 300 тыс. человек, 160 тысяч
за 12 лет в минусе. Таким образом,
численность учащихся за 10 лет
в Самарской области снизилась
на 35% , в среднем по России –
на 25%. Возникает вопрос, достаточно
ли просто ввести экономические
меры для преодоления демографического
кризиса? Есть губернии более
бедные, которые не демонстрируют
такого тревожного показателя. Численность
учащихся очень важный показатель,
как и численность школ. Если
в 1997 году в Самарской области
было более 1000 государственных
муниципальных образовательных
учреждений, то сегодня – 780.
Каковы же данные
статистики по Красноармейскому
району? Позволю несколько цифр
по нашему району. Мы сделали
запрос в отдел ЗАГСа муниципального
района Красноармейский о состоянии
демографической ситуации в нашем
районе за последние 5 лет: данные
неутешительные – смертность
по–прежнему превышает рождаемость.
Число школьников за эти годы
также сократилось: за пять
лет на 700 учащихся.
Эти показатели и
по России, губернии и нашему
району, на мой взгляд, наглядно
демонстрируют о том, что демографический
кризис не только не преодолевается,
но и не замедляется. Реальные
цифры вещь конкретная. А конкретика
такова, что по-прежнему, несмотря
на все усилия, разрыв между
умирающими и рождающимися людьми
в России составляет около
1 млн. человек. И мимо этой
цифры пройти нельзя.
Другим очень тревожным
показателем демографического процесса
в России является сокращение
средней продолжительности жизни.
У нас самый большой в Европе
разрыв между средним возрастом
мужчины и женщины – 13 лет.
В 1990 году разрыв между возрастом
мужчин и женщин в России
составлял 6 лет. В Германии, к
примеру , 2 года. Среднестатистический
мужчина в нашей стране не
доживает до пенсионного возраста,
умирая в 59 лет. И эта тревожная
цифра свидетельствует о том,
что мужчины умирают не только
из-за старости, а из-за того, что
психологическое, депрессивное состояние,
безысходность, которую они ощущали,
приводила и к алкоголизации,
и к наркомании. Особую тревогу
вызывают эти показатели среди
подросткового и трудоспособного
населения.
Еще одним критическим
показателем является ухудшение
здоровья нации. По данным РОЗ
более 35% населения России находятся
в той или иной степени в
тревожно-депрессивном состоянии.
А это потеря ощущения здоровья,
потеря ощущения социальных и
эмоциональных связей. В нынешнем
веке среди заболеваний доминируют
эпидемии, а также сердечно-сосудистые
заболевания: инфаркт миокарда, артериальная
гипертония, инсульты. Число инсультов
растет, люди встревожены, испытывают
влияние стрессов. И вот на
эти стрессы организм отвечает
такими заболеваниями. Стремительно
растет заболеваемость сахарным
диабетом второго типа, ухудшается
легочное здоровье.
Все эти показатели
говорят о том, что сегодня
в современном обществе особую
актуальность приобретают вопросы
здоровья нации и комплекс
проблем, связанных со здоровым
образом жизни.
^ 2. Понятие о здоровье
и его критерии
Во все времена у
всех народов мира непреходящей
ценностью человека и общества
являлось и является физическое
и психическое здоровье. Но несмотря
на большую ценность, придаваемую
здоровью, понятие “здоровье” с
давних пор не имело конкретного
научного определения. И в настоящее
время существуют разные подходы
к его определению. При этом,
большинство авторов: философов,
медиков, психологов (Ю.А. Александровский,
1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев,
1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев,
1995) в отношении этого явления
согласны друг с другом лишь
в одном, что сейчас отсутствует
единое, общепринятое, научно обоснованное
понятие “здоровье индивида”
(10). Самое раннее из определений
здоровья — определение Алкмеона,
имеет своих сторонников вплоть
до сегодняшнего дня: "Здоровье
есть гармония противоположно
направленных сил". Цицерон охарактеризовал
здоровье как правильное соотношение
различных душевных состояний.
В уставе Всемирной
Организации Здравоохранения (ВОЗ)
записано, что здоровье представляет
собой не только отсутствие
болезней и физических дефектов,
но состояние полного социального
и духовного благополучия. В соответствующем
томе 2-го издания БМЭ оно определяется
как состояние организма человека,
когда функции всех его органов
и систем уравновешены с внешней
средой и отсутствуют какие-то
болезненные изменения. В основу
данного определения положена
категория состояния здоровья, которое
оценивается по трем признакам:
соматическому, социальному и
личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический
- совершенство саморегуляции в
организме, гармония физиологических
процессов, максимальная адаптация
к окружающей среде. Социальный
- мера трудоспособности, социальной
активности, деятельное отношение
человека к миру. Личностный признак
подразумевает стратегию жизни
человека, степень его господства
над обстоятельствами жизни (3).
Понимание здоровья
как состояния равновесия, баланса
между адаптационными возможностями
(потенциал здоровья) человека и
постоянно меняющимися условиями
среды предложено академиком
В. П. Петленко (1997).
П. Л. Капица тесно
связывает здоровье с “качеством”
людей данного общества, о котором
можно судить по продолжительности
жизни, сокращению заболеваний,
преступности и наркомании (5).
Итак, здоровье рассматривается
как некая характеристика личности,
охватывающая как её внутренний
мир, так и всё своеобразие
взаимоотношений с окружением
и включающая в себя физический,
психический, социальный и духовный
аспекты среды. Причем, его не
следует рассматривать как самоцель;
оно является лишь средством
для наиболее полной реализации
жизненного потенциала человека.
Наблюдения и эксперименты
давно позволили медикам и
исследователям разделить факторы,
влияющие на здоровье человека,
на биологические и социальные.
Подобное деление получило философское
подкрепление в понимании человека
как существа биосоциального. Медиками
прежде всего к числу социальных
факторов относятся жилищные
условия, уровень материального
обеспечения и образования, состав
семьи и т.д. Среди биологических
факторов выделяют возраст матери,
когда родился ребенок, возраст
отца, особенности протекания беременности
и родов, физические характеристики
ребенка при рождении. Рассматриваются
также психологические факторы,
как результат действия биологических
и социальных факторов (2). Ю.П.Лисицын,
рассматривая факторы риска здоровья,
указывает на вредные привычки
(курение, потребление алкоголя,
неправильное питание), загрязнение
среды обитания, а также на
“психологическое загрязнение” (сильные
эмоциональные переживания, стрессы) и
генетические факторы (4). Так, например,
выявлено, что длительный стресс подавляет
иммунитет, делая человека более уязвимым
к инфекциям и злокачественным опухолям;
кроме того при стрессе у реактивных людей,
легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается
большое количество стрессовых гормонов,
которые, как полагают, ускоряют процесс
образования бляшек на стенках коронарных
артерий (9).
О. С. Васильева, обращая
внимание на наличие ряда составляющих
здоровья, в частности, таких как
физическое, психическое, социальное
и духовное здоровье, рассматривает
факторы, оказывающие преимущественное
влияние на каждую из них.
Так, к числу основных факторов,
влияющих на физическое здоровье,
относятся: система питания, дыхания,
физических нагрузок, закаливания,
гигиенические процедуры. На психическое
здоровье в первую очередь
воздействуют система отношений
человека к себе, другим людям,
жизни в целом; его жизненные
цели и ценности, личностные особенности.
Социальное здоровье личности
зависит от соответствия личностного
и профессионального самоопределения,
удовлетворенности семейным и
социальным статусом. И, наконец,
на духовное здоровье, являющееся
предназначением жизни, влияет
высокая нравственность, осмысленность
и наполненность жизни, творческие
отношения и гармония с собой
и окружающим миром, Любовь
и Вера. Вместе с тем, автор
подчеркивает, что рассмотрение
этих факторов, как отдельно влияющих
на каждую составляющую здоровья
достаточно условно, так как
все они находятся в тесной
взаимосвязи (12).