Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа
Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29
Имеется еще целый ряд мнений специалистов области физического воспитания по поводу возрастных особенностей развития силовых способностей. Приведем еще одно из них, мнение Б.А. Ашмарина, заключающееся в следующем - биологическое созревание организма школьников обусловливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп не равномерны и не всегда совпадают. Так, например, наиболее интенсивно, особенно с 10 лет у мальчиков и с 9 лет у девочек, повышаются показатели силы разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и ,наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. Сопоставление силовых способностей с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет сказать о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величин взрослого человека [24].
В период полового созревания у подростков отмечается высокий темп развития дыхательной системы. Половые различия типа дыхания начинают выявляться с возраста 7-8 лет и полностью формируется к 14 – 17 годам: у девушек формируется грудной, а у юношей – брюшной тип дыхания. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет) [30]
В подростковом возрасте специфика функционирования организма в большей мере определяется степенью полового развития, чем календарным возрастом. Поэтому, школьники в этом возрасте особенно нуждаются в индивидуальном подходе к выбору объема, интенсивности и преимущественной направленности физических нагрузок, используемых для улучшения функционального состояния и укрепления здоровья данного возрастного контингента [28].
Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и подготовленности подростков и их функционального состояния [23].
В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.) [33].
Отмечено также, что в возрасте 11-12 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.
К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность) [37].
Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями [19].
Показательным в этом возрасте является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости [14].
Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 14-15 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела) [10].
В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества - гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений [33].
На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте [36].
Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков - следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма [35].
Таким образом, развитие двигательных качеств во многом определяется функциональным созреванием таких физиологических систем организма, как дыхательная система и кровообращения, энергетического обеспечения мышечной работы и некоторых других функций организма.
Вывод по I главе.
Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.
В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета.
Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Интенсивно растет сердце. Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс.
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется склонность к самоанализу. Впервые становится возможным самовоспитание. Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста.
2.1.Характеристика понятия физическое состояние.
На сегодняшний день, исходя из структуры системы индивидуальной трудовой готовности человека к профессиональной деятельности, под понятием «физическая готовность» подразумевается конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности. Таким образом, давая определение физической готовности, мы тем самым увязываем друг с другом все три её составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную. Однако, зная, что для каждой профессиональной деятельности необходим строго определенный коэффициент отношений составляющих как системы «физическая готовность».
Таким образом, современные требования к физическому состоянию наших граждан (потребность общества в оптимизации их физического состояния) являются основным фактором - создания доктрины физического совершенствования всего населения нашей страны. В свою очередь, научно-теоретические и организационные основы формирования, поддержание и восстановления физической готовности людей к различным видам деятельности выступают главным фактором общей теории физической культуры [9].
Функциональная подготовленность спортсменов в современном понимании может рассматриваться как интегральная характеристика функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают эффективность соревновательной деятельности. Другими словами, она отражает функциональные возможности организма применительно к условиям соревновательной деятельности [35].
Сущность процесса развития функциональных возможностей организма в процессе напряженных тренировочных нагрузок и новые возможности контроля и коррекции этого процесса могут быть выяснены лишь на основе углубления понимания механизмов управления функциями, их нейрогуморальной регуляции.
Функциональные реакции по обеспечению гомеостаза при физической нагрузке будут эффективными в том случае, если выполняются три основных условия: реакция должна возникнуть в определенное время, иметь соответствующую величину и скорость [28].
Физическое состояние – это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для определенного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обуславливают эффективность соревновательной деятельности [11].
В последнее время наряду с термином "физическая работоспособность" широко пользуются понятием "физическое состояние" (ФС). Применительно к категории физически неактивных групп "физическое состояние" отдельными авторами отождествляется с уровнем развития максимальных возможностей человека, служащих количественной мерой так называемого динамического здоровья. Такая трактовка "физического состояния" обусловила выбор МПК (максимальное потребление кислорода) как наиболее объективного показателя его оценки и создание аэробических программ физической подготовки в целях повышения аэробных возможностей организма, которые рассматриваются как главная физиологическая предпосылка расширения резервов сердечно-сосудистой системы. В этой связи программы физической тренировки, повышающие аэробные резервы организма, получили широкое применение в мероприятиях по первичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний [19].
В противоположность выше приведённому пониманию термина "физическое состояние", существует и другая точка зрения, согласно которой ФС определяется не одним каким-либо показателем, а совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность [24]. Понятие "физическое состояние" равнозначно термину "физическая кондиция", который нередко используется зарубежными авторами.
Для решения вопроса о ведущих факторах, определяющих структуру физического состояния, отбора информативных критериев его оценки, разработки градаций физического состояния и эффективных тренировочных программ учёными был осуществлён многофакторный корреляционный и регрессионный анализ, в котором использованы морфофункциональные показатели, предположительно характеризующие разные стороны физического состояния. Многомерному статистическому исследованию подвергнуты параметры, отражающие физическое развитие, физическую подготовленность, функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, общепринятые тесты для оценки ФС (тест Купера, PWC170) [17].
Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет