Влияние самооценки младших школьников на успешность обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 5
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 11
1.2.1. Самооценка младшего школьника 11
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 15
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 22
2.2. Методы исследования методики 22
2.3. Результаты исследования 23
Заключение 36
Литература 38

Вложенные файлы: 1 файл

влияние темперамента.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.

Показатели успешности обучения детей 3-го класса

п/п

Фамилия, 3-в класс

Русский язык (устно)

Математика

Природоведение

ИЗО

Музыка

Физкультура

Труд

Поведение

Средний балл

1.

Б. А.

3

3

3

3

5

4

3

3

3,4

2.

Б.Т.

4

4

4

5

5

5

5

5

4,5

3.

Д. С.

4

3

4

4

5

5

5

4

4,3

4.

З. Ж.

4

4

4

5

5

5

5

5

4

5.

М. И.

5

5

4

5

5

5

5

5

4,3

6.

М. Л.

3

3

3

3

5

4

3

3

3,4

7.

М. Я.

4

4

3

4

5

4

4

4

4

8.

М. В.

3

3

3

4

4

5

4

4

3,8

9.

М. В.

5

4

4

4

5

5

4

4

4,4

10.

О. К.

4

4

4

4

4

5

4

4

4,1

11.

П. В.

4

4

3

4

5

5

3

4

4

12.

Р. Д.

3

3

3

3

5

5

3

3

3,5

13.

С. Э.

5

5

4

5

5

4

4

4

4,5

14.

Т. А.

3

3

3

4

5

4

4

4

3,7

15.

К. Ж.

3

3

3

5

4

4

4

3

3,6


 

Таблица 3.

Показатели успешности обучения детей 4-го класса

п/п

Фамилия, 4-б класс

Чтение

Русский язык

Математика

Природоведение

Молдавский язык

Физкультура

Рисование

Труд

Пение

Поведение

Средний балл

1.

В. И.

4

4

4

5

4

4

5

5

3

4

4,2

2.

В. Н.

4

4

5

5

4

5

5

5

5

4

4,6

3.

Г. Т.

3

4

4

4

4

3

5

5

5

4

4,1

4.

Д. Д.

5

4

4

5

4

4

5

5

4

4

4,4

5.

К. Н.

3

3

3

3

5

4

4

5

4

4

3,8

6.

К. В.

4

3

5

3

4

4

4

4

5

3

3,9

7.

Л. А.

4

3

4

5

3

4

4

5

5

3

4,0

8.

Л. А.

3

3

4

4

3

4

3

4

5

4

3,7

9.

М. Е.

5

4

4

5

5

4

4

5

5

5

4,6

10.

М. А.

5

4

4

5

4

4

5

5

5

5

4,6

11.

Н. Д.

5

4

4

5

4

4

4

5

5

4

4,4

12.

П. О.

3

3

3

4

3

5

4

5

4

5

3,9

13.

Р. Л.

3

3

3

3

3

5

4

4

5

4

3,7

14.

Ш. Е.

4

4

3

4

4

5

5

5

5

4

4,3

15.

Ч. И.

3

3

3

4

3

5

5

5

5

4

4,0


 

Был вычислен средний бал успешности обучения для каждого ученика.

К слабым ученикам отнесли  детей, имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.

На среднем уровне находились дети, имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.

К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.

Анализируя полученные результаты, мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограмм.

 

 

Распределение оценок во 2-ом классе

 

 

Распределение оценок в 3-ом классе

 

Распределение оценок в 4-ом классе

В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного  возраста были получены результаты, представленные в таблицах 4, 5, 6.

 

Таблица 4. Самооценка учеников 2-го класса

п/п

Фамилия, 2-в класс

Оценка учителя

Выбор оценки учеником

Самооценка

1.

А. С.

4

3

Заниженная 

2.

Б. Н.

4

5

Завышенная 

3.

Д. А.

5

4

Заниженная 

4.

Ж. А.

3

4

Завышенная 

5.

К. А.

4

5

Завышенная 

6.

К. Л.

4

5

Завышенная 

7.

К. Ю.

4

5

Завышенная

8.

М. И.

4

5

Завышенная 

9.

П. Г.

4

5

Завышенная 

10.

С. С.

4

5

Завышенная 

11.

Х. Д.

4

5

Завышенная 

12.

Ц. Э.

5

4

Заниженная 

13.

Ч. И.

4

5

Завышенная 

14.

Р. Р.

4

4

Адекватная 

15.

Л. Б.

4

4

Адекватная 




 

Таблица 5.

Самооценка учеников 3-го класса

п/п

Фамилия, 3-в класс

Оценка учителя

Выбор оценки учеником

Самооценка

1.

Б. А.

2

3

Завышенная 

2.

Б.Т.

3

3

Адекватная 

3.

Д. С.

3

4

Завышенная 

4.

З. Ж.

3

3

Адекватная 

5.

М. И.

4

4

Адекватная 

6.

М. Л.

3

3

Адекватная 

7.

М. Я.

4

3

Заниженная 

8.

М. В.

3

3

Адекватная 

9.

М. В.

5

4

Заниженная 

10.

О. К.

4

3

Заниженная 

11.

П. В.

5

4

Заниженная 

12.

Р. Д.

3

3

Адекватная 

13.

С. Э.

3

3

Адекватная 

14.

Т. А.

3

4

Завышенная 

15.

К. Ж.

4

4

Адекватная 


 

Таблица 6.

Самооценка учеников 4-го класса

п/п

Фамилия, 4-б класс

Оценка учителя

Выбор оценки учеником

Самооценка

1.

В. И.

4

4

Адекватная 

2.

В. Н.

4

4

Адекватная 

3.

Г. Т.

5

5

Адекватная 

4.

Д. Д.

5

5

Адекватная 

5.

К. Н.

4

3

Заниженная 

6.

К. В.

5

4

Заниженная 

7.

Л. А.

4

5

Завышенная 

8.

Л. А.

4

4

Адекватная 

9.

М. Е.

5

4

Заниженная 

10.

М. А.

5

4

Заниженная 

11.

Н. Д.

4

4

Адекватная 

12.

П. О.

4

3

Заниженная 

13.

Р. Л.

3

3

Адекватная 

14.

Ш. Е.

4

3

Заниженная 

15.

Ч. И.

4

3

Заниженная 


Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку.

Таким образом, мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.

Исследуя самооценки у детей третьего класса, выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.

Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников четвертого класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную.

Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.

Сравнивая успешность обучения с результатами, полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.

Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами, полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно, она выступает в качестве компенсаторного механизма).

Анализируя результаты исследования детей четвертого класса, мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.

Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая, какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.

Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на успешность обучения