Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:41, реферат
Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.
“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Введение
1. Физическая работоспособность
2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика
3. Значение физической культуры в повышении работоспособности
4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности
4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха
4.2 "Малые формы" физической культуры
4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности
Вывод
Список литературы
При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.
Перенапряжение - это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил. может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.
Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.
На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:
- растет частота пульса;
- нарастает кровяное артериальное давление;
-ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.
Многочисленные исследования
показывают, что физическая культура
и спорт могут оказывать
3. Значение физической культуры в повышении работоспособности
Улучшение функционального
состояния организма человека, обеспечивающее
высокую работоспособность и
продуктивность труда, - одно из главных
направлений физической культуры в
системе производства. Физическая культура
должна быть полезна для человека
- снижая усталость, облегчать труд,
способствовать сохранению здоровья;
вписываться в режим труда
и отдыха, не нарушая трудовой установки,
и сочетаться с технологическим
процессом; удобна для выполнения на
рабочем месте в любых
Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования
Чтобы физические упражнения
дали желаемый результат в борьбе
с утомлением и наиболее распространенными
и возможными профессиональными
заболеваниями, ими надо умело пользоваться.
Непосредственное влияние физических
упражнений на работоспособность не
однозначно. Стимулирующее воздействие
оказывают упражнения средней интенсивности.
Увеличение их интенсивности и объема,
не соответствующих
4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности
Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:
- систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную организацию умственного труда;
- постоянное поддержание эмоции интереса;
- совершенствование
межличностных отношений
- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
- физическую тренировку,
постоянное поддержание
- обучение студентов
методам самоконтроля за
4.1 Использование физических
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал
основой организации отдыха и
в сфере умственной деятельности,
где подобранные
4.2 "Малые формы" физической к
К "малым формам" физической культуры относят:
- утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,
-микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования
свидетельствуют о том, что после
второй пары учебных часов умственная
работоспособность человека начинает
снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения
учебных занятий
С учетом динамики работоспособности
студентов в течение учебного
дня физкультурная пауза
Исследования показывают,
что эффективность влияния
Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антагонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).
При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.
Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
4.3 Учебные и самостоятельные заня
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.
Полученные материалы
свидетельствуют о том, что проведение
занятий физическими
Занятия с нагрузками
средней интенсивности
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования
позволяют рассмотреть ряд
1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.
Продолжительность - 90 мин.
Содержание - плавание, спортивные игры,
легкоатлетические и
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два
занятия в неделю по 45 мин. по
возможности после экзамена. Их
содержание включает
Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;
4-й вариант - ежедневные
занятия по 60-70 мин. Умеренной
интенсивности, в содержание
5-й вариант - отличается
комплексной организацией ЗОЖ
студентов в экзаменационный
период. Его содержание охватывает
четкую регламентацию сна,
Информация о работе Влияние физических упражнений на работоспособность