Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить современный подход к применению методов и средств физкультурно-оздоровительных занятий для лиц среднего и пожилого возраста.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
2) рассмотреть сущность старения и основные его причины;
3) дать характеристику психофизическим особенностям стареющего организма;
4) рассмотреть методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
5) планирование и дозировку физической нагрузки для данной возрастной категории.
Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий ……………………………………………………………………………… 7
2 Характеристика психофизических особенностей лиц среднего и пожилого возраста
2.1 Физиологические особенности стареющего организма ……………. 11
2.2 Психологические особенности стареющего организма …………… 15
3 Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста ……………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………………
У старых людей наблюдаются заострение черт характера, немотивированная обидчивость, эгоцентризм, ипохондричность, ослабление аффективной жизни, что лишает их красочности и яркости новых впечатлений и составляет основу нарушений психологической адаптации в старческом возрасте. Растет тревожность и снижается эмоциональность.
На фоне неблагоприятных условий жизни, при отсутствии рационально построенного режима дня эти изменения способствуют появлению характерных для позднего онтогенеза психических синдромов и болезней, в том числе депрессии пожилых, бредовых психозов (параноиды), галлюцинозов позднего возраста, старческого слабоумия, ранним и злокачественным вариантом которой является болезнь Альцгеймера. Согласно К. Байеру и Л. Шейнбергу (1997) она обычно начинает проявляться к 65 годам. Вероятность этого заболевания достаточно велика (например, в США, это 10-16%) и зависит от генетической предрасположенности. К ранним симптомам этой болезни относят потерю памяти на недавние события, дезориентацию и снижение спонтанных эмоциональных реакций. По мере развития болезни человек утрачивает способность читать, писать и считать. Постепенно помрачается сознание, больной перестает узнавать близких, он может постоянно говорить, хотя и бессвязно. В конечном итоге наступают судороги и смерть. Пока нет способов предотвратить развитие болезни Альцгеймера [1; 5].
3 Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста
Занятия физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста должны решать следующие основные задачи:
При организации занятий ЛФК с людьми среднего и пожилого возраста необходимо учитывать их возрастные особенности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности.
Замечено, что в зрелом и среднем
возрасте сначала наступает
Занятия для мужчин и женщин рекомендуется проводить раздельно, но при небольшом числе занимающихся допустимы и смешанные группы. По состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающиеся распределяются по трем медицинским группам.
При небольшом числе занимающихся, когда нельзя комплектовать группы строго по медицинским показаниям, лица второй группы без отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, например те, кто страдает функциональными заболеваниями нервной системы без вегетативно-сосудистых расстройств или хроническим гастритом, могут быть объединены с занимающимися первой группы (при непременном индивидуальном подходе). Лиц второй группы с выраженными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы подключают к третьей группе.
В первой медицинской группе должно заниматься одновременно не больше 20-25 человек, во второй и третьей — не больше 12-15.
За последние годы накоплен значительный опыт практической работы по физической культуре с лицами среднего и пожилого возраста.
В занятиях физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста рекомендуется использовать:
Исходя из медицинских показаний и возраста, каждому занимающемуся рекомендуется индивидуальный двигательный режим.
Гимнастика. Занятия гимнастикой способствуют улучшению деятельности центральной нервной системы, активизации вегетативных функций, сохраняют и совершенствуют координацию движений, а также двигательные функции, повышают эластичность и силу мышц. Возможность точной дозировки гимнастических упражнений позволяет обеспечить строгую постепенность и индивидуальный подход в занятиях. Из средств гимнастики используются: упражнения для развития силы, упражнения на растягивание и на расслабление, упражнения с палками, булавами, обручами, гантелями, на гимнастической стенке и скамейке, упражнения в сопротивлении, метание мячей, упражнения в равновесии.
Следует избегать гимнастических упражнений, требующих длительных статических напряжений, длительного пребывания в основной стойке. Исходные положения — стоя, сидя, лежа — надо чередовать. С особой осторожностью необходимо относиться к упражнениям, связанным с натуживанием: упражнениям в висах и упорах, подниманию тяжестей, некоторым упражнениям с партнером. Особого внимания заслуживают дыхательные упражнения. Надо постоянно подчеркивать необходимость рационального сочетания дыхания с движением, особенно при обучении новым упражнениям.
Ходьба. Непременной составной частью каждого занятия должна быть ходьба. Ее следует использовать и в самостоятельных ежедневных занятиях с умеренной физической нагрузкой. Для этих целей может быть рекомендован следующий график (таблица 3.1):
Таблица 3.1 График занятий по ходьбе
Недели |
Спокойно |
Ускоренно |
Спокойно |
Ускоренно |
Спокойно |
1-2-я |
5 мин. |
5 мин. |
10 мин. |
- |
- |
3-я |
5 мин. |
5 мин. |
3 мин. |
2 мин. |
5 мин. |
4-я |
5 мин. |
5 мин. |
2 мин. |
3 мин. |
5 мин. |
5-я |
5 мин. |
5 мин. |
1 мин. |
4 мин. |
5 мин |
6-я |
5 мин. |
10 мин. |
5 мин. |
- |
- |
Источник: [5]
В последующем рекомендуется
Для занимающихся, отнесенных к третьей медицинской группе, протяженность самостоятельной ходьбы в форме прогулок можно доводить до 3-4 км, длительность — до 30-50 мин.; для занимающихся второй группы соответственно до 5-7 км и 60-75 мин.; для занимающихся первой группы — до 7-10 км и 70-100 мин.
Бег. В занятиях с людьми среднего и пожилого возраста бег используется в целях более интенсивного воздействия на функции кровообращения и дыхания, обмен веществ и для повышения общей выносливости. Во второй медицинской группе должна быть проведена предварительная подготовка занимающихся к бегу в форме ускоренной ходьбы и ходьбы, чередующейся с небольшими пробежками. В третье медицинской группе используется медленный бег трусцой незначительной продолжительности. Как самостоятельно выполняемое упражнение бег трусцой можно разрешать только представителям первой и второй групп после повторного медицинского осмотра.
Ходьба на лыжах. Физиологическая нагрузка на организм во время ходьбы на лыжах существенно зависит от степени владения техникой передвижения и скорости. При недостаточной технической подготовленности требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и другим системам организма значительно возрастают. На физическую нагрузку влияют также рельеф местности и климатические условия.
В соответствии с возрастом и медицинскими показаниями рекомендуется следующая дозировка ходьбы на лыжах (по А.И.Юровскому и И.М.Яблоновскому). Для занимающихся первой медицинской группы допускаются прогулки на лыжах до 10 км; разрешается участвовать в походах на 12-15 км и даже на 16-17 км. Для лиц, отнесенных ко второй медицинской группе, организуются прогулки на лыжах по слабопересеченной местности до 7-8 км продолжительностью до 40 мин. Завершать их рекомендуется ходьбой на лыжах по ровной местности. Температура воздуха должна быть не ниже - 12° С. для занимающихся третьей медицинской группы занятия на лыжах проводятся по ровной местности, продолжительностью до 30-40 мин., при температуре воздуха не ниже —10°С; в дальнейшем время ходьбы на лыжах может увеличиваться до 60 мин. и даже до 1,5 часа.
Катание на коньках рекомендуется лицам среднего и пожилого возраста, хорошо владеющим техникой катания. Тем, кто чувствует себя на коньках недостаточно уверенно, следует кататься с опорой о высокую спинку специальных санок.
В соответствии с возрастом занимающихся и медицинскими показаниями можно рекомендовать следующую дозировку катания на коньках. Для занимающихся первой медицинской группы - катание на коньках в среднем темпе до 2-3 км без учета времени и фигурное катание. Для второй медицинской труппы - катание на коньках до 1-1,5 часа, в медленном и среднем темпе. Для лиц, отнесенных к третьей медицинской группе, не владеющих техникой, — катание с опорой руками о высокую спинку санок, в медленном темпе, продолжительностью до 30 мин.; для занимающихся, более подготовленных, — до 30-40 мин.
Плавание. Людям среднего и пожилого возраста заниматься плаванием лучше всего в закрытом бассейне или в открытом с подогревом воды. Вводная часть занятия (20—25 мин.) состоит из упражнений на суше и душа. Основная часть (20-30 мин.) включает «освоение воды», изучение техники плавания, игры на воде. В заключительной части (7-10 мин.) дается свободное плавание. При недостаточном владении техникой плавания занимающиеся должны быть обеспечены пробковыми поясами.
В открытых бассейнах плавание следует начинать при температуре воды не ниже 21-22° и воздуха 24-26°. По мере привыкания температуру воды можно снизить до 18-17°, а воздуха — до 20-21°.
Гребля. К занятиям греблей допускаются лица первой и второй медицинских групп, умеющие грести и плавать, не испытывающие водобоязни, не склонные к укачиванию, не страдающие головокружениями. Продолжительность прогулок на лодках постепенно увеличивается от 20-30 мин. до 1,5-2 час. Может быть рекомендована следующая их дозировка (таблица 3.2).
Таблица 3.2 Рекомендации по проведению занятий по гребле
Медицинская |
Время (в мин.) |
Расстояние |
Волнение и ветер (в бал.) |
Темп гребли (число гребков в мин.) |
Время беспрерывной |
II |
40-60 |
2-3 |
Не более 2 |
22-26 |
10-15 |
I |
60-120 |
4-5 |
Не более 3 |
24-26 |
10-20 |
Источник: [5]
Игры. В занятиях с людьми среднего и пожилого возраста широко применяются малоподвижные, подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис, бадминтон, городки и др.). Продолжительности спортивной игры, ее темп зависят от состояния здоровья занимающихся (принадлежности к той или иной медицинской группе), возраста и степени владения техническими приемами данной игры.
Туризм. Наиболее ценными для здоровья лиц среднего и старшего возраста являются пешеходный туризм в летнее время и лыжные походы зимой. Перед туристским сезоном предусматривается специальная тренировка, постепенно подготавливающая к походам. К туристским походам допускаются занимающиеся первой и второй медицинских групп после специального медицинского осмотра.
Наиболее целесообразно