Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить современный подход к применению методов и средств физкультурно-оздоровительных занятий для лиц среднего и пожилого возраста.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
2) рассмотреть сущность старения и основные его причины;
3) дать характеристику психофизическим особенностям стареющего организма;
4) рассмотреть методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
5) планирование и дозировку физической нагрузки для данной возрастной категории.
Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий ……………………………………………………………………………… 7
2 Характеристика психофизических особенностей лиц среднего и пожилого возраста
2.1 Физиологические особенности стареющего организма ……………. 11
2.2 Психологические особенности стареющего организма …………… 15
3 Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста ……………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………………
Таблица 3.3 Примерный план-график содержания комплексных уроков в течение года
Содержание комплексных уроков |
Число уроков в год |
Месяц |
Время |
Место занятий |
Гимнастика Легкая атлетика, |
48 |
весь год май-октябрь |
50-35 10-15 |
Легкоатлетический корт Волейбольные и баскетбольные площадки |
Гимнастика, спортивные и подвижные игры |
16 |
январь, февраль, ноябрь, декабрь |
60-45 |
Спортзал, на воздухе |
Гимнастика, плавание |
16 |
Март, апрель |
25-15 |
В зале, на воздухе, в бассейне |
Гимнастика, ходьба на лыжах
(для средней полосы) или |
16 |
Январь, февраль, ноябрь, декабрь |
15-10 |
На специально отведенном месте На воздухе |
Источник: [8]
Необходимо регулярно, 2 раза в год, проводить врачебные осмотры занимающихся. При ухудшении самочувствия и болезненных проявлениях со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата нужна внеочередная консультация врача. Перед допуском занимающихся (только первой медицинской группы) к соревнованиям или туристским путешествиям обязателен дополнительный медицинский осмотр. В процессе текущих занятий следует систематически вести врачебно-педагогические наблюдения, а также дневник самоконтроля.
Эффективность занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста зависит от того, адекватна ли нагрузка состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В этом отношении очень важно в процессе занятий проведение врачебно-педагогических наблюдений. Показатели реакции артериального давления и пульса после физической нагрузки помогают определить ее объем и интенсивность. Так, нагрузка считается большой, если артериальное давление повышается на 40-45 мм рт. ст., средней — на 15-25 мм рт. ст. и слабой — на 10-15 мм. рт. ст. от исходных данных. Физическая нагрузка, вызывающая частоту сердечных сокращений свыше 150-160 уд/мин (для лиц среднего возраста) и 140-150 уд/мин (для лиц пожилого возраста), не рекомендуется.
Важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки.
Заключение
Согласно принятой ВОЗ классификации, к среднему возрасту относят мужчин и женщин в возрасте 45-59 лет, к пожилому возрасту — 60-74 лет.
Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Физиологические и морфофункциональные изменения при старении организма затрагивают все органы и системы, и совокупность возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и физических качеств. Двигательная активность, адекватная физиологическим возможностям организма, является мощным фактором, препятствующим старению.
В настоящее время большинство специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем стареющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов.
Главенствующая социальная функция физической культуры лиц старшего возраста – оздоровительная. В этом возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физическое воспитание людей зрелого и пожилого возраста осуществляется при различных формах организации занятий: занятия в группах здоровья, клубах любителей бега, занятия ЛФК, самостоятельные занятия. Кроме этого, немаловажную роль играет проведение активного досуга. Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья занимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методических принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.).
В процессе занятий физической культурой в старшем возрасте особое значение имеет контроль за состоянием здоровья. Одним из наиболее простых и довольно информативных методов контроля служит регулярное определение частоты сердечных сокращений по показателям пульса.
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.
С каждым годом возрастает потребность
привлечения широких слоев
Список использованных источников