Влияние физкультурно-оздоровительных занятий на состояние здоровья лиц среднего и пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить современный подход к применению методов и средств физкультурно-оздоровительных занятий для лиц среднего и пожилого возраста.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
2) рассмотреть сущность старения и основные его причины;
3) дать характеристику психофизическим особенностям стареющего организма;
4) рассмотреть методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
5) планирование и дозировку физической нагрузки для данной возрастной категории.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий ……………………………………………………………………………… 7
2 Характеристика психофизических особенностей лиц среднего и пожилого возраста
2.1 Физиологические особенности стареющего организма ……………. 11
2.2 Психологические особенности стареющего организма …………… 15
3 Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста ……………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.работа.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.3 Примерный план-график содержания комплексных уроков в течение года

Содержание комплексных  уроков

Число уроков в год

Месяц

Время  
(мин.)

Место занятий

Гимнастика

Легкая атлетика,  
спортивные игры

48

весь год

май-октябрь

50-35

10-15 
30-40

Легкоатлетический корт

Волейбольные и баскетбольные площадки

Гимнастика, спортивные и подвижные игры

16

январь, февраль, ноябрь, декабрь

60-45 
30-45

Спортзал, на воздухе

Гимнастика, плавание

16

Март, апрель

25-15 
35-45

В зале, на воздухе, в бассейне

Гимнастика, ходьба на лыжах (для средней полосы) или  
гимнастика, легкая атлетика

16

Январь, февраль, ноябрь, декабрь

15-10 
75-80 
60-50 
30-25

На специально отведенном месте

На воздухе


Источник: [8]

Необходимо регулярно, 2 раза в год, проводить врачебные осмотры занимающихся. При ухудшении самочувствия и болезненных проявлениях со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата нужна внеочередная консультация врача. Перед допуском занимающихся (только первой медицинской группы) к соревнованиям или туристским путешествиям обязателен дополнительный медицинский осмотр. В процессе текущих занятий следует систематически вести врачебно-педагогические наблюдения, а также дневник самоконтроля.

Эффективность занятий физическими  упражнениями с лицами среднего и  пожилого возраста зависит от того, адекватна ли нагрузка состоянию  сердечно-сосудистой и дыхательной  систем. В этом отношении очень  важно в процессе занятий проведение врачебно-педагогических наблюдений. Показатели реакции артериального давления и пульса после физической нагрузки помогают определить ее объем и интенсивность. Так, нагрузка считается большой, если артериальное давление повышается на 40-45 мм рт. ст., средней — на 15-25 мм рт. ст. и слабой — на 10-15 мм. рт. ст. от исходных данных. Физическая нагрузка, вызывающая частоту сердечных сокращений свыше 150-160 уд/мин (для лиц среднего возраста) и 140-150 уд/мин (для лиц пожилого возраста), не рекомендуется.

Важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки.

 

 

Заключение

Согласно принятой ВОЗ классификации, к среднему возрасту относят мужчин и женщин в возрасте 45-59 лет, к пожилому возрасту — 60-74 лет.

Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Физиологические и морфофункциональные изменения при старении организма затрагивают все органы и системы, и совокупность возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и физических качеств. Двигательная активность, адекватная физиологическим возможностям организма, является мощным фактором, препятствующим старению.

В настоящее время большинство  специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем стареющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов.

Главенствующая социальная функция физической культуры лиц старшего возраста – оздоровительная. В этом возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физическое воспитание людей зрелого и пожилого возраста осуществляется при различных формах организации занятий: занятия в группах здоровья, клубах любителей бега, занятия ЛФК, самостоятельные занятия. Кроме этого, немаловажную роль играет проведение активного досуга. Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья занимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методических принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.).

В процессе занятий физической культурой в старшем возрасте особое значение имеет контроль за состоянием здоровья. Одним из наиболее простых и довольно информативных методов контроля служит регулярное определение частоты сердечных сокращений по показателям пульса.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

С каждым годом возрастает потребность  привлечения широких слоев населения  к занятиям физической культурой  для укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний.

 

Список использованных источников

  1. Аксельрод, С.Л. Спорт и здоровье. – М.: ВЛАДОС, 1999
  2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков [и др.]; под общ. ред Н.Н. Маликова. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
  3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
  4. Биологические и социальные основы физической культуры: пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей / сост. В.А. Пасиченко, Д.Н. Давиденко. – Минск: БГТУ, 2007. – 66 с.
  5. Васильев, В.Е. «Лечебная физическая культура». – М., 1996.
  6. Гаврилов, Д.Н. с соавт. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста // Теория и практика физической культуры — 2002. — № 4 — с.44-47
  7. Дубровский, В.И. Спортивная медицина. — М.: ВЛАДОС, 1999.
  8. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю.И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.
  9. Епифанов, В.А Лечебная физическая культура и спортивная медицина — М.: Медицина, 1999
  10. Козлова, Л.В. Основы реабилитации. — Мн., 2003
  11. Краснов, И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — №2 — с.61-63.
  12. Кузнецов, А.К. Физическая культура в жизни общества. — М., 1995 г.
  13. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью: Вопросы теории / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №6. – С.12-14
  14. Машков, А.В. Основы лечебной физической культуры
  15. Медицинский контроль в системе организации занятий по физической подготовке: информ справочник РГОО БФСО «Динамо» / Под общ. ред. Сивец В.И. – Минск, 2007. – 89-102 с.
  16. Мимокова, И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник. — М., 2004.
  17. Мышкина, А.К. Пожилой возраст. Лечение и профилактика болезней. – М.: «Научная книга», 2006.
  18. Филиппов, Н.Н. Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой в новых социально-экономических условиях // Теория и практика физической культуры. — 2001. — №10 — с.44-45.
  19. Физкультура и спорт: Информационный Бюллетень №3. – Мн, 2002. –61-65 с.
  20. Фурманов, А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура. — Мн.: Тесей, 2003
  21. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академия, 2001 — 480 с.
  22. Черемисинов, В.Н. Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями с лицами разного возраста.
  23. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт, 2005

Информация о работе Влияние физкультурно-оздоровительных занятий на состояние здоровья лиц среднего и пожилого возраста