Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:20, реферат
Младший школьный возраст начинается в 6 - 7 лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до 10 - 11 лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика ………………………………………
1. 1. Возрастные особенности……………………………………..
1. 2. Психологические и физиологические особенности………..
Глава 2. Понятия <<Физическая культура>>………………………
Глава 3. Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного возраста………………………………………
Заключение…………………………………………………………...
Библиография………………………………………………………...
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет»
( ННГАСУ)
Институт
архитектуры и
Кафедра физкультуры
Дисциплина: <<Физическая культура>>
Реферат на тему:
<< Возрастные особенности младшего школьного возраста >>
Выполнила:
Проверила:
Нижний Новгород – 2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика ………………………………………
Глава 2. Понятия <<Физическая культура>>………………………
Глава 3. Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного возраста………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Младший школьный возраст начинается в 6 - 7 лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до 10 - 11 лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Особенно важно внимание к формированию осанки, поскольку впервые ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями. Моторика руки ребенка несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых состоит в том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Цель работы: рассмотреть особенности возрастного, физического развитие в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: возрастное и физическое развитие младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проанализировать возрастное, физическое развитие и особое место уделить физической культуре в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть физиологические и психологические особенности младшего школьного возраста.
3. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
Глава 1. Общая характеристика.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. Социальная ситуация развития: Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстника. Совместное обсуждение учебной проблемы. Психологические новообразования:
- <<Умение учится>>
- Понятийное мышления
- Внутренний план действий
- Рефлексия – интеллектуальная и личностная
- Новый уровень произвольности поведения
- Самоконтроль и самооценка
- Ориентация на группу
Зависимость уровня достижения от содержания
и организации учебной
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В этом возрасте происходят существенные
изменения во всех органах и тканях
тела. Так, формируются все изгибы
позвоночника - шейный, грудной и
поясничный. Однако окостенение скелета
еще не заканчивается отсюда- его
большая гибкость и подвижность, открывающие
как большие возможности для правильного
физического воспитания и занятий многими
видами спорта, так и таящие отрицательные
последствия (при отсутствии нормальных
условий физического развития). Вот почему
соразмерность мебели, за которой сидит
младший школьник, правильная посадка
за столом и партой - это важнейшие условия
нормального физического развития ребенка,
его осанки, условия всей его дальнейшей
работоспособности.
У младших школьников энергично крепнут
мышцы и связки, растет их объем, возрастает
общая мышечная сила. При этом крупные
мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому
дети более способны к сравнительно сильным
и размашистым движениям, но труднее справляются
с движениями мелкими, требующими точности.
Окостенение фаланг пясти рук заканчивается
к девяти-одиннадцати годам, а запястья
- к десяти-двенадцати. Если учесть это
обстоятельство, то становится понятным,
почему младший школьник нередко с большим
трудом справляется с письменными заданиями.
У него быстро утомляется кисть руки, он
не может писать очень быстро и чрезмерно
длительно. Перегружать младших школьников,
особенно учащихся I-II классов, письменными
заданиями не следуете. Встречающееся
у детей желание переписать графически
плохо сделанное задание чаще всего не
улучшает результатов: рука ребенка быстро
утомляется.
У младшего школьника интенсивно растет
и хорошо снабжается кровью мышца сердца,
поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря
большому диаметру сонных артерий головной
мозг получает достаточно крови, что является
важным условием его работоспособности.
Вес головного мозга заметно увеличивается
после семи лет. Особенно увеличиваются
лобные доли мозга, играющие большую роль
в формировании высших и наиболее сложных
функций психической деятельности человека.
Изменяется взаимоотношение процессов
возбуждения и торможения.
Таким образом, в младшем школьном
возрасте, по сравнению с дошкольным,
происходит значительное укрепление скелетно-мышечной,
системы, относительно устойчивой становится
сердечнососудистая деятельность, большее
равновесие приобретают процессы нервного
возбуждения и торможения. Все
это исключительно важно
В первое время школьник еще не знаком
по-настоящему с содержанием конкретных
учебных предметов. У него еще нет познавательных
интересов к самому учебному материалу.
Они формируются лишь по мере углубления
в математику, грамматику и другие дисциплины.
И все-таки ребенок с первых занятий усваивает
соответствующие сведения. Его учебная
работа опирается при этом на интерес
к знанию вообще, частным проявлением
которого в данном случае выступает математика
или грамматика. Этот интерес активно
используют учителя на первых занятиях.
Благодаря ему для ребенка становятся
нужными и важными сведения о таких, в
сущности, отвлеченных и абстрактных объектах,
как последовательность чисел, порядок
букв и т.д.
Интуитивное принятие ребенком ценности
самого знания необходимо поддерживать
и развивать с первых шагов школьного
обучения, но уже путем демонстрации неожиданных,
заманчивых и интересных проявлений самого
предмета математики, грамматики и других
дисциплин. Это позволяет формировать
у детей подлинные познавательные интересы
как основу учебной деятельности. Таким
образом, для первого этапа школьной жизни
характерно то, что ребенок подчиняется
новым требованиям учителя, регулирующим
его поведение в классе и дома, а также
начинает интересоваться содержанием
самих учебных предметов. Безболезненное
прохождение ребенком этого этапа свидетельствует
о хорошей готовности к школьным занятиям.
Глава 2. Понятие «физическая культура».
Физическая культура рассматривается
с деятельной и результативной стороны,
в единстве предметных и личностных
ценностей. Есть попытки сформировать
более интегративное
Отмечается, что эти концепции
согласуются с общим процессом
культурного развития. Они устанавливают
связь культуры с духовным производством,
с преобразованием природной, социальной
среды и природы самого человека.
Поэтому данные подходы и концепции
могут служить основой для
изучения разнообразных аспектов физической
культуры человека с позиции медико-
С позиций методологического подхода основным путем воспитания личной физической культуры у школьников признается воспитание ее в процессе различных видов физкультурной деятельности, направленной на их физическое совершенствование. Физкультурная деятельность является методологической основой и системообразующим фактором воспитания личной физической культуры у учащейся молодежи.
Цель физкультурной
Каждому человеку (независимо от возраста) очень важно осознавать себя всесторонне развитой личностью. Без этого невозможны высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, сохранение активной жизненной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала.
Поэтому с психолого-педагогических
позиций воспитание личной физической
культуры у школьников представляется
как воспитание у них потребностей,
мотивов и интереса к ценностям
физической культуры и к систематическим
занятиям физической культурой как
к социальному явлению в
Информация о работе Возрастные особенности младшего школьного возраста