Волейбол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 01:35, контрольная работа

Краткое описание

Волейбол - одна из спортивных игр, изучаемых в школах. Будущий выпускник досконально должен овладеть рядом технических и тактических приемов, прочно усвоить методику обучения элементов волейбола.
Основу прочно сформированных умений и навыков составляет мотивационно-интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию и квалификацию

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме......................6
1.1. Анализ современного состояния тактических действий в волейболе..................................................................................................................6
1.2. Современная тактика нападения в волейболе...............................................9
1.3. Современная тактика защитных действий в волейболе.............................18
Глава 2. Обучение нападающему удару…………..............................................31
2.1. Техника выполнения......................................................................................31
2.2. Упражнения для обучения нападающему удару.........................................32
2.3. Возможные ошибки при выполнении..........................................................33
Заключение...........................................................................................................
Список литературы................................................................................................60

Вложенные файлы: 1 файл

04 курсовая воллейбол.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Примерные упражнения для обучения:

  1. В парах. Первый учащийся бросает мяч в сетку, второй принимает отскочивший мяч двумя руками снизу, стараясь после приема как можно выше поднять его над сеткой на своей половине площадки. Затем они меняются ролями.
  2. Тоже, что и упражнение 1, но первый учащийся направляет мяч в сетку ударом.

Прием мяча и первая передача к сетке  в зону три. Исходя из наблюдений и анализа сложившейся практики обучения выполнению приема подачи и передачи, направленной в определенную зону, необходимо начинать уже в 8-м классе, а не в 10-м, причем с самого простого варианта, таковым является доводка мяча в зону три.

Примерные упражнения для обучения:

  1. игроки располагаются в зоне 5 в колонне по одному. Один из учащихся стоит на противоположной площадке в трех метрах от сетки и выполняет передачу мяча сверху игроку, находящемуся во главе колонны, который, приняв мяч, адресует его в зону три и уходит в конец колонны. Игрок зоны три ловит мяч и отдает его подающему.
  2. То же, но постоянно изменяя и усложняя условия выполнения приема мяча.
  3. То же, но изменяя зону приема мяча.
  4. То же, но постепенно увеличивая расстояние подающего от сетки.

Прямой  нападающий удар. Согласно комплексной программе эта учебная тема осваивается в 9-м классе. И здесь обучение восьмиклассников осуществляется расчлененным способом, выделяя в данном техническом приеме фазы разбега. Прыжка, маха, удара по мячу с приземлением.

Обучение  разбегу проводится в обратной последовательности. То есть вначале изучается перекат  с пятки на носок,  а затем, соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Перекат с пятки на носок необходим  для того, чтобы с наибольшим эффектом перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную скорость выпрыгивания, а так же погасить чрезмерное движение тела вперед после  отталкивания. Спустя несколько повторения перекатов с пятки на носок  это движение выполняется с выпрыгиванием  вверх. Внимание акцентировать на том, чтобы после выпрыгивание вверх  приземляться на то же место, от которого произведено отталкивание.

После освоения переката с пятки на носок переходим  к последующему шагу в разбеге  – скачку. Строим учащихся на одной  линии так, чтобы правая нога стояла впереди, левая несколько сзади. Игроки махом левой ноги делают скачок с одновременным присоединением правой ноги приземляются на пятки, затем выполняют перекат, обращая внимание на смежности движений. После нескольких упражнений добавляем еще один шаг.

Средний шаг. Средний шаг или второй шаг  - это самый большой шаг. Повторяем  вышеприведенные упражнения, но уже  начиная движение с правой ноги. И так, делаем длинный шаг правой ногой, махом левой ноги выполняем  скачок, приземление на пятки, перекат  и выпрыгивание. Здесь обращаем внимание на то, чтобы перед отталкиванием  от опоры стопы были расположены  параллельно и учащиеся приземлялись точно на место отталкивания. Первый шаг корректирует движение по отношению  к летящему мячу и считается самым  коротким по длине и продолжительным  по времени выполнения. Из исходного  положения правая нога впереди начинаем движение с левой ноги и далее  все так же как сказано выше. Высота прыжка зависит от быстроты и согласованности выполнения движения при запрыгивании. Это мах руками вниз-назад, преставление правой ноги, мах руками вперед-вверх с одновременным отталкиванием от опоры.

Движение  на зонах начинается с пригибания туловища, далее поднимается и  отводится назад плечо, локоть затем  предплечья  и кисть. Руки вначале  идут вместе до уровня лица, затем наблюдается  только активная работа бьющей руки. Приведенный  выше движения рекомендуется выполнять  сначала в упрощенных условиях, то есть стоя на место, затем с мячом, в прыжке. Удар начинается с энергичного  сокращения мышц живота. Туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части тела включаются в работу последовательно: вначале  движется плечо, затем предплечья и  кисть, эффективность нападающего  удара завит от заключительного движения кистью. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания с мячом. Удар по мячу выполняется в верхней точке прыжка выпрямленной рукой. Во время удара кисть напряжена и в момент касания мяча работа наиболее активна. После удара игрок мягко опускается на площадку начиная приземление на носки. Руки после удара сгибаются в локтевом суставе. Кисти на уровне лица.

Примерные упражнения для обучения:

  1. Нападающий удар по подвешенному мячу.
  2. Броски теннисного мяча через сетку с места.
  3. То же, что и упражнение 2 после разбега.
  4. С собственного подбрасывания нападающий удар с места через сетку.
  5. То же, что и упражнение 4, но с трех шагов разбега.
  6. В парах один набрасывает, другой выполняет нападающий удар через сетку.
  7. Нападающий удар через сетку после передачи партнера.

Блокирование  нападающего удара. Изучается согласно комплексной программе в 9-м классе. При опережении в обучении блокированию следует начинать одновременно с освоением нападающего удара. По технике выполнения это один из сложных приемов защиты. Уже на первом уроке нужно сообщить учащимся, что существует несколько разновидностей блока:

  • по технике выполнения – зонный, ловящий, уступающий;
  • по качеству игроков, задействованных в постановке блока.

В процессе обучения постановке блока учащихся следует располагать непосредственно  у сетки. Ноги немного согнуты  в коленях, руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне головы ладонями к сетке. Выпрыгивая, игрок  поднимает руки вверх так, чтобы  кисти могли подняться над  верхним краем сетки и преградить путь полету мяча после нападающего  удара, оставить его на стороне соперника. В момент касания рук с мячом  пальца расставлены, расстояние между  кистями такое, чтобы не пролетел мяч. После выполнения блокирования, сгибаясь в локтях, опускаются вдоль  сетки до уровня головы, и игрок  принимает стойку готовности.

Примерные упражнения для обучения:

  1. В парах. Игроки располагаются на противоположных сторонах сетки. Один держит нижний край сетки вытянутыми руками, другой с расстояния 2-3 метра бросает мяч в сетку на уровне лица. Затем они меняются местами. Упражнение необходимо для того, чтобы игроки при постановке блока не закрывали глаза.
  2. В парах. Один из игроков стоит на подставке и держит мяч над сеткой другой выполняет блокирование.
  3. Две пары игроков располагаются на противоположных сторонах площадки. Первая пара – возле сетки для постановки блока. Вторая – на расстоянии двух метров от сетки. Последние игроки выполняют передачу мяча двумя руками вперед через сетку вблизи  ее верхнего края. Задача пары блокирующих закрыть передачу блоком.
  4. Блокирование нападающего удара. Обратить внимание на своевременность постановки блока, параллельность выноса рук над сеткой.

Учебная тема «верхняя прямая подача» в 10-м классе включает в себя дальнейшее совершенствование этого технического элемента. Основа тактики подачи – выиграть очко или затруднить сопернику прием мяча, усложнить для него организацию атаки. Существуют различные тактические варианты выполнения подачи. Среди них:

  • подача на игрока, слабо владеющего приемом мяча;
  • подача в наиболее уязвимое место при конкретной расстановке команды соперников;
  • использование различных способов подач в ближние и дальние зоны.

Примерные упражнения для обучения:

  1. Чередование верхних прямых подач в зону нападения и к лицевым линиям.
  2. Подача мяча к боковым линиям в правую часть площадки.
  3. Подача мяча на точность в определенную зону.
  4. Подача мяча между игроками.

 

 

Техника выполнения нападающего удара.

Нападающий  удар является основным тактическим  средством ведения борьбы с противником. Основной и наиболее распространенный способ его выполнения - прямой нападающий удар по ходу, т.е. когда направление  полета мяча  после удара совпадает  с направлением разбега волейболиста перед прыжком.

Помимо прямого  нападающего по ходу существуют боковой  нападающий удар, с переводом и  обманные удары.

Техника выполнения наиболее распространенного прямого  нападающего удара (по ходу разбега) заключается в следующем: волейболист  находясь в высокой стойке, определяет возможное направление полета мяча и, постепенно ускоряя разбег, устремляется к месту отталкивания для выполнения нападающего удара (рис.8,а,б). Начало разбега и его скорость зависят от расстояния и траектории полета мяча. При последнем шаге разбега руки движутся вниз - назад, игрок выполняет наскок на выставленную вперед правую ногу (рис.8,в) и, приставляя левую, приземляется на параллельно поставленные стопы, сгибая ноги (рис8,г). Маховым движением руками вперед - вверх и разгибанием ног волейболист выполняет прыжок вверх (рис8,д). Правую руку, осуществляя замах, сгибает в локтевом суставе, плечо отводит назад, туловище прогибает, ноги сгибает в коленных суставах (рис.8,е). Удар по мячу выполняет, сгибая туловище и разгибая правую руку, которая движется навстречу мячу, левую руку опускает вниз, ноги разгибает (рис.8,ж). Правую руку, сопровождая мяч (кисть сгибается), опускается вниз (рис.8,з,и).Волейболист приземляется на полусогнутые ноги (рис.8,к).

Наиболее  успешно проходит обучение нападающему  удару в том случае, когда его  выполняют вначале с места  или с шага по вертикально подброшенному  мячу,  а затем после небольшого разбега по мячу, направленному партнеру по средней траектории с небольшого расстояния.

В начале занятий  целесообразно использовать расчлененный метод обучения. Для этого рекомендуется  обучить занимающегося ударному движению по мячу на месте, затем в  прыжке и только потом в прыжке после разбега.

Первоначальный  разбег  должен составлять не более 3 м под углом 45-50 градусов.  Уместно напомнить занимающимся о приземлении: нужно избегать приземления на пятки почти выпрямленных ног (жесткое приземление), что приводит к частым травмам.

Удары по мячу не должны быть  сильными. По мере овладения  нападающим ударом целесообразно чередовать сильные и слабые удары как правой, так и левой руками.

Выбор тактики  нападающего удара зависит от того, вступает ли нападающий в единоборство с блокирующими противника или ему приходится выбирать другие средства и способ для завершения действий. Успех зависит не  столько от силы удара, сколько от неожиданности в применении способа удара и его направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные упражнения для обучения и совершенствования  нападающего удара.

1.    Доставание баскетбольного кольца. На расстоянии 30 - 40 см от перпендикуляра, опущенного от края кольца, чертится  на полу линия - место толчка  игроков. Это место аналогично  месту толчка при прямых нападающих  ударах (удар по мячу наносится  впереди линии игрока). Игроки  по очереди достают кольцо, имитируя  прямой  нападающий удар правой  рукой. Затем такое же упражнение  выполняется левой рукой. Методические  указания. Следить, чтобы игроки  выполняли толчок с обозначенного  места и в прыжке активное  участие принимали руки  (руки  совершают маховое движение в  момент сгибания ног перед  толчком и наклона туловища  вперед).

 

2.    Нападающий удар у стенки. Игрок  располагаются лицом к гладкой  стенке, на расстоянии 5-6 м от нее.  На каждого игрока один мяч.  Занимающиеся выполняют прямые  удары по мячу без прыжка, направляя  мяч в стенку так, чтобы после  отскока от пола можно было  бы опять провести такой же  удар. Упражнение выполнять сначала  правой затем левой рукой . Если мячей не хватает и упражнение выполняется в парах или в тройках - игроки наносят удары по очереди.

 

3.    Нападающий удар в парах , игроки располагаются в парах лицом друг к другу на расстоянии 5-6м. Один игрок выполняет высокие передачи второму игроку так, чтобы он мог выполнять прямые удары без прыжка. Задание игрокам: нападающие должны наносить удар точно, не выше уровня груди своего партнера, который принимает удар верхней передачей и делает передачи на удар. Через 8-10  ударов игроки меняются ролями.

 

4.    Задание тоже, но удары наносятся  в прыжке.

 

5.    Удары по мячу, привязанному к  гимнастическим кольцам, ветке  дерева и т.д. Мяч привязывается  так, чтобы игрок при прыжке  доставал его кончиками пальцев,  после этого мяч опускается  на 10-14см. Тогда игроки будут вынуждены  наносить удары по мячу сильно  вытянутой рукой. 

 

6.    6.Выполнение обманных ударов  в парах. Игроки располагаются  в парах лицом друг к другу , на расстоянии 2-3м. Один игрок выполняет передачу на удар, второй - в прыжке имитирует сильный нападающий удар с выполнением обманного удара. Через 8-10 повторений игроки меняются ролями. Методические указания.  Обращать внимание на следующие детали.

 

    • Прыжок должен быть резкий и высокий.

 

    • При  имитации удара для замаха отводится только ударяющая рука (за голову).

Информация о работе Волейбол