Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:49, реферат
Краткое описание
Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы…………....5 2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7 2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7 2.2. Рациональное питание……………………………………………………9 2.3. Закаливание……………………………………………………………….12 Заключение……………………………………………………………………...14 Список литературы…………………………………………………………….16
Особое внимание уделяется
дальнейшей разработке проблемы закаливания.
Оно играет важную роль в профилактике
простудных заболеваний, которые еще имеют
широкое распространение, а также оказывает
общеукрепляющее действие на организм.
При этом разрабатываются более эффективные
методики закаливающих процедур для различных
групп физкультурников и спортсменов.
Актуальны исследования в области
гигиены спортивной одежды, обуви и снаряжения.
Разрабатываются гигиенические рекомендации
по применению современных тканей и материалов,
а также покрою одежды и конструкции обуви
для занятий массовой физической культурой
и спортом в различных климатических зонах
страны.
Советскими специалистами разработана
и внедрена в практику система гигиенического
обеспечения подготовки спортсменов.
Она имеет определенную структуру и состоит
из следующих основных элементов: суточного
режима, личной гигиены, закаливания, рационального
сбалансированного питания; средств восстановления;
специализированных комплексов гигиенических
средств при подготовке спортсменов в
сложных климатических и других условиях.
Указанная система позволяет
более эффективно применять различные
гигиенические средства в тренировочном
процессе в зависимости от специфики отдельных
видов спорта, возрастно-половых особенностей
спортсменов, этапов тренировочного процесса,
условий тренировки и др. Практика показывает,
что гигиенические факторы, оказывая глубокое
и разностороннее воздействие на организм
спортсмена, могут в значительной мере
оптимизировать весь процесс спортивного
совершенствования.
Особое внимание уделяется
изучению средств восстановления и повышения
работоспособности спортсменов. В нашей
стране впервые предложены такие гигиенические
средства повышения работоспособности
и быстрейшего восстановления спортсменов,
как ионизированный воздух и ультрафиолетовое
облучение с помощью эритемных ламп и
др.
В настоящее время усилия многих
специалистов концентрируются на дальнейшей
разработке различных аспектов проблемы
«Гигиенические основы подготовки спортсменов».
Гигиена физической культуры
и спорта как учебная дисциплина относится
к числу ведущих предметов в физкультурных
и учебных заведениях. Курс гигиены физической
культуры и спорта способствует формированию
у студентов диалектико-материалистического
марксистско-ленинского мировоззрения
и вооружает их знаниями и практическими
навыками применения гигиенических факторов
и естественных сил природы в процессе
физического воспитания, физкультурно-массовой
работы и спортивного совершенствования.
В ряде институтов физической культуры
имеются самостоятельные кафедры гигиены
(Московский, Ленинградский, Белорусский,
Казахский).
В становлении и развитии гигиены
физической культуры значительную роль
сыграли отечественные ученые,
среди которых прежде всего
необходимо отметить П. Ф. Лесгафта, В.
В. Гориневского, В. А. Волжинского, А. А.
Минха.
Выдающийся русский ученый
и общественный деятель П. Ф. Лесгафт (1837—1909)
стоял у истоков теории физического образования
и воспитания в нашей стране и внедрял
ее в практику. Он обосновал необходимость
введения гигиены в учебный процесс подготовки
специалистов по физическому воспитанию.
В 1987 г. П. Ф. Лесгафт разработал учебную
программу по гигиене и включил ее в учебный
план двухгодичных гимнастических курсов
для подготовки учителей гимнастики, открытых
по его инициативе при 2-й петербургской
военной гимназии. Значительный интерес
представляют его работы о гигиеническом
обеспечении занятий физическими упражнениями
в школе. Важное значение имели идеи П.
Ф. Лесгафта о тесной связи физического,
умственного и нравственного воспитания,
сочетающего в себе гигиенические и педагогические
интересы.
Видный деятель спортивной
медицины В. В. Гориневский (1857—1937) еще
в дореволюционных работах начал разрабатывать
некоторые важные вопросы гигиены физической
культуры и спорта. В 1925 г. им была опубликована,
а в 1930 г. переиздана монография по гигиене
физических упражнений и спорта. В этой
работе приводились сведения о гигиенической
оценке различных
видов спорта, закаливания,
личной гигиены и питания физкультурников.
В. В. Гориневский внес большой вклад в
развитие отдельных областей спортивной
медицины, физиологии спорта, закаливания,
гигиены спортивной одежды и др.
Большая заслуга в развитии
гигиены физических упражнений и спорта
и организации преподавания этой дисциплины
принадлежит профессору В. А. Волжинскому
(1890—1942), руководившему с 1930 по 1942 г. кафедрой
гигиены ГДОИФКА им. П. Ф. Лесгафта. В. А.
Волжинский четко определил основные
задачи и содержание гигиены физической
культуры и спорта как профильной гигиенической
дисциплины. Им были разработаны методические
основы преподавания гигиены физической
культуры. В. А. Волжинский — автор первого
учебника по гигиене для институтов физической
культуры.
Развитие гигиены физической
культуры и спорта в СССР тесно связано
с именем действительного члена АМН СССР,
заслуженного деятеля науки А. А. Минха
(1904—1984). В его и выполненных под его руководством
исследованиях получены ценные в теоретическом
отношении экспериментальные данные по
различным разделам гигиены физической
культуры и спорта: питанию спортсменов,
закаливанию, гигиене спортивных сооружений,
гигиене тренировки, личной гигиене и
одежды спортсменов, применению гигиенических
средств стимуляции спортивной работоспособности
и ускорения восстановительных процессов
(ультрафиолетовое излучение, искусственно
ионизированный воздух, суховоздушная
баня).
За годы Советской власти в
области гигиены физической культуры
и спорта выполнено большое количество
научных работ, многие из которых сыграли
большую роль в разработке таких важных
проблем, как гигиена спортивных сооружений,
питание спортсмена, гигиена спортивной
тренировки, личная гигиена, гигиена физического
воспитания детей и подростков и др.