Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 23:16, лекция

Краткое описание

Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.

Содержание

1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики
2. Возникновение и развитие гимнастики
3. Развитие гимнастики в России
4. Виды гимнастики
4.1. Спортивные виды
4.2. Оздоровительные виды гимнастики
4.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
5. Средства гимнастики
5.1. Строевые упражнения
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.3. Прикладные упражнения
5.4. Упражнения гимнастического многоборья
5.5. Акробатические упражнения
6. Программа прохождения курса гимнастики в НГУ
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

                 При этом способе проведения занятий желательно использовать несложные по технике испол­нения или ранее хорошо разученные упражнения, не требую­щие помощи и страховки.

                Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на груп­пы (отделения) по полу, уровню физической или гимнастической подготов­ленности. Каждая группа выполняет упражнения на определен­ном снаряде, а затем по команде педагога меняется местами. В груп­пе занимающиеся выполняют упражнение поочередно или один выполняет упражнение, а другие оказывают помощь, страхуют, исправляют ошибки.

При  групповом способе занятий, для лучшей организации процесса обучения, учитель старается использовать заранее подготовленных помощников из учеников этого класса, как капитанов групп. Учитель поручает капитанам проведение в своих группах заданий, контролирует последовательно каждую группу, отдавая приоритет в первую очередь наиболее опасному, с точки зрения травматизма виду занятий. Для капитанов могут быть подготовлены специальные карточки-задания с описанием последовательности выполнения заданий, их дозировкой и т.д. Капитаны следят также за порядком в группах, оказывают помощь занимающимся, обеспечивают страховку и др.

                 При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое за­дание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведен­ном ему месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств. Индивидуальный способ занятия может использоваться также для отдельных учеников, в то время как с остальными учениками занятие организовано фронтальным или групповым способом.

 

7. Организационные аспекты урока

 

                   Организация урока складывается из подготовки к нему учителя и учеников, подготовки инвентаря и оборудования, организации учебной работы на уроке, своевременного нача­ла и окончания урока.

                     Подготовка учителя предусматривает: тщательное планирова­ние урока с учетом условий, в которых он будет проходить; со­ставление конспекта занятия. Внешний вид учителя, его поведение в течение урока являются для учеников примером, и от того, каким будет этот пример, зависит авторитет учителя.

                     Подготовка инвентаря и оборудования состоит в том, что перед началом урока учи­тель проверяет их наличие, исправность, удобно располагает ин­вентарь в зале или заранее готовит его.       

                  Подготовка учеников к уроку заключается в подготовке ими своего спортивного костю­ма в зависимости от условий, в которых будет проходить занятие, в своевременности и готовности к началу урока.      

                 Распределение и сбор мелкого инвентаря (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели и др.)  могут осуществляться:

а) самим учителем; б) специально назначенным учеником; в) каждым учащимся самостоятельно.

                 Каждый из способов может выполняться по-разному: передвигаться к месту раздачи в колонне по одному и брать нужный предмет самостоятельно или из рук назначенного к раздаче ученика, самостоятельно выходить из строя и брать нуж­ный предмет. При этом надо приучать учеников к следующим требованиям: передвигать­ся, никого не задевая, брать предметы, не выбирая, без разреше­ния не выполнять с ними никаких движений, в получении и сда­че предметов мальчики должны уступать первенство девочкам.

                    Помощники учителя. С целью лучшей организации и качества проведения урока учитель выбирает в помощь себе наиболее подготовленных в гимнастике, дисциплинированных и ответствен­ных учеников. По мере надобности с ними проводятся краткие инструктажи с целью обучения приемам помощи и страховки, технике исполнения и методике обучения несложным упражнениям. Работа помощников периодически оценивается, укрепляется их авторитет среди учащихся.

                     Место учителя перед учащимися на уроке выбирается с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за дей­ствиями каждого из них, чтобы учащиеся хорошо видели и слы­шали своего педагога и не мешали друг другу при выполнении упражнений.

                 Личный пример педагога должен обладать большой побудительной силой для проявления самых активных и старательных действий учащихся. Точность исполнения команд, распоряжений, просьб, активное следование личному примеру педагога зависят от его делово­го авторитета, справедливой требовательности во всем и уважи­тельного отношения к занимающимся.

             

Литература

 

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест. - 1998. - 800 с.

3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

4. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания // Учебно-метод. пособие. - СПб, ГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - 1997 г. - 43 с.

 

 

Лекция №4: Основы обучения гимнастическим упражнениям

План

1. Техника   гимнастических упражнений  и закономерности,  лежащие в ее основе

2. Статические   упражнения

3. Динамические  упражнения

4. Общие правила анализа (объяснения) техники исполнения  гимнастических    упражнений

Литература

 

1. Техника   гимнастических упражнений и закономерности,  лежащие в ее основе

                   

Многие  упражнения спортивной и художественной гимнастики имеют очень сложную структуру, как по содержанию, так и по форме, а следовательно, и по технике исполнения

                   Структура упражнения включает в себя содержание, форму, взаимодействие внешних и внутренних сил, обеспечивающих выполнение упражнений. В процессе овладения упражнением эти свойства вступают в активное взаимодействие, обеспечивая выполнение поставленной гимнастом или его педагогом двигательной задачи. Она формирует и изменяет структуру упражнения

                  Содержание упражнения представляет собой совокупность входящих в него движений, последовательность  их выполнения и необходимые способности исполнителя.

                   Форму гимнастического упражнения образуют положения и движения тела гимнаста и его звеньев в пространстве и во времени.

     Различают технику гимнастического упражнения и технику исполнения.

    Техника гимнастического упражнения - это модель, образец структуры движения.

    Техника исполнения – это способ решения двигательной задачи.

    Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:

а)  образцовая — обеспечивающая безукоризненное, близкое к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;

б)  рациональная, или индивидуальная, — отражает (учитывает) конституциональные, двигательные, функциональные, психологические особенности гимнаста и его опыт.

В основе техники гимнастического упражнения лежат законы механики и анатомо-физиологические и психологические свойства личности. Законы механики объясняют, как в движении гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под воздействием внешних и внутренних сил.

                   Исполнение упражнений в гимнастике должно отвечать требованиям присущего ей стиля. Оно имеет объективный и субъективный характер. Объективный характер исполнения зависит от модели, образца, эталона структуры техники упражнения, а субъективный — от индивидуального способа исполнения упражнения, от того, насколько точно гимнаст воспроизведет технику гимнастического упражнения и выразит себя в движениях. Техническое мастерство гимнастов характеризуется устойчивостью и качеством исполнения упражнения.

В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомо-физиологические и психологические свойства личности гимнаста. Законы механики объясняют, как в движениях гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил. Анатомо-физиологические и психологические свойства объясняют, как воспроизводится техника упражнения в движениях гимнаста.

              Внешние силы: масса тела гимнаста или отдельных его звеньев; силы реакции опоры, трения  и сопротивления воздуха и др.     Эти силы могут как затруднять, так и облегчить выполнение упражнений. Так, например, действие силы земного притяжения при движении тела гимнаста или отдельных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отношению к опоре облегчает выполнение многих упражнений, а движение из низкого в более высокое  - затрудняет. Сила трения может затруднять движение и в то же время создает условия для эффективного выполнения упражнения.

Внутренние силы возникают благодаря способности гимнаста развивать напряжение работающими мышцами. Разумное использование этих сил облегчает исполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение.

При изучении техники гимнастических упражнений наиболее важное значение имеет знание основных законов механики (динамики), поэтому целесообразно их напомнить

Законы механики.

Первый закон (закон инерции). Сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока внешние, а для человека – внутренние силы, не выведут его из этого состояния.

Второй закон (закон силы) между силой (F) и изменением  скорости (ускорение а) – прямо пропорциональная зависимость

F = m х а, где  F = сила; m – масса тела (звена); а -  ускорение.

Третий закон (закон равенства действия и противодействия). Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, всегда равны и направлены по одной прямой в противоположные стороны.

Опираясь на законы механики, можно рассчитать необходимые параметры исполнения даже технически сложных упражнений (моменты силы тяжести и инерции, количество движения, траектории общего центра массы тела и его отдельных звеньев, время и др.). Поэтому знание законов механики необходимо каждому педагогу, имеющему дело с обучением двигательным действиям в бытовой, спортивной, трудовой, военной и других видах деятельности.

Однако одних только этих знаний оказывается еще недостаточно. Для того чтобы успешно обучать гимнастическим упражнениям, приходится учитывать законы других научных дисциплин: анатомии, физиологии, психологии, диалектики. Они не отменяют законы механики, но в целом ряде случаев вносят свои специфические поправки, диктуют свои условия и способы исполнения упражнений. Так, например, расчеты движений человека, основанные только на законах механики без учета требований других дисциплин, в свое время не дали ожидаемых положительных результатов. К этим расчетам понадобились соответствующие поправки. Так, на стыке механики и анатомии, биологии в целом зародилась новая наука — биомеханика. Однако и она не исчерпывает полноты рассматриваемого вопроса, потому что технически правильное выполнение упражнений, да еще с соблюдением гимнастического стиля, зависит от психических и личностных свойств гимнаста, от его опыта и, наконец, от совокупности всех перечисленных выше условий при ведущей роли личностных свойств. В этой связи зарождается новая научная дисциплина — биопсихомеханика. Она-то и призвана с наибольшей полнотой и точностью отразить технику исполнения гимнастических упражнений. Однако и для нее оказалось невозможным сделать это. В начале 90-х гг. выдвигались веские аргументы, обосновывающие необходимость создания новой научной дисциплины — психолого-педагогической биомеханики.

Приведем пример недостаточности законов механики для объяснения техники гимнастических упражнений. Известно, что степень устойчивости тела в неустойчивом равновесии зависит от величины площади опоры: чем она больше, тем устойчивость лучше. Однако стоять на голове значительно труднее, чем на одной ноге, несмотря на то, что площадь ее опоры значительно меньше, чем при стойке на голове. Упор руки в стороны на кольцах с точки зрения механики относится к устойчивому виду равновесия. На самом же деле он не является таковым.

При обучении гимнастическим упражнениям преподавателю физической культуры приходится учитывать закономерности анатомии.

Анатомическое строение тела гимнаста в значительной степени влияет на успешность овладения сложными упражнениями и спортивным мастерством. Лицам, обладающим высоким ростом и большой массой тела, в этом случае труднее, чем тем, у кого рост и масса тела не выходят за пределы средних показателей.

Анатомическое строение человеческого тела позволяет выполнять самые различные по форме и сложности упражнения. Это оказывается возможным благодаря тому, что двигательную деятельность обеспечивают 400 — 600 мышц, 14 звеньев тела, сочленяясь суставами, образуют 105 степеней свободы. Такими возможностями не обладает ни одно современное техническое устройство. К тому же сама мышца представляет собой очень сложный двигатель и в то же время орган чувств. Она способна работать на широком диапазоне режимов: медленно, плавно, быстро, продолжительно и осуществлять саморегуляцию движений. Информацией и энергией двигательную деятельность обеспечивают все другие органы и системы организма. Верховным управителем этой сложной динамической системы является человеческий мозг, насчитывающий сотни миллиардов нервных клеток — нейронов.

Качество управления движениями при выполнении упражнений зависит от положения головы. Оно определяет способность гимнаста ориентироваться в пространстве по той информации, которая поступает от сенсорных систем (зрительной, вестибулярной, тактильно-мышечной, слуховой и др.). В результате ее обработки и сличения с образом изучаемого упражнения возникают ощущения и восприятия положения тела в пространстве, постепенно формируется целостное представление об упражнении. Точность его зависит от качества и количества информации, получаемой центральной нервной системой. Положение тела в пространстве наиболее точно определяется при естественном (теменем верх) положении головы. Без специальной тренировки человек, казавшийся вниз головой (кольца в каче, вис прогнувшись и р.), может потерять ориентировку в пространстве и допустить ошибочные действия.

Изменение положения головы относительно туловища вызывает перераспределение тонуса определенных групп мышц, изменяет характер взаимодействия анализаторов. Так, например, наклон головы вперед тонизирует мышцы передней поверхности тела, содействует сгибанию ног,  т. е. позволяет развивать большую силу и мощность сгибательных движений туловища и бедер по сравнению с тем положением, когда голова наклонена назад. В то же время такое положение головы координационно и энергетически затрудняет наклон туловища назад и отведение ног назад, движение руками назад из положения вверх. Наклон головы назад, наоборот, тонизирует мышцы задней поверхности тела и содействует разгибанию ног, снижает силовые возможности в движениях, направленных вперед. Известно, что при горизонтальном висе спереди голову наклоняют вперед, а при горизонтальном висе сзади  - назад.

Информация о работе Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина в системе физического воспитания