Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:18, реферат
Двигательная активность – это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.
Как показывает практика, современная молодежь в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Всё это определяет актуальность проблемы воспитания у молодежи потребности в здоровом образе жизни.
Введение
1. Физическая культура студентов…………………………………4
2. Здоровье…………………………………………………………...5
3. Влияние физических упражнений на организм………………...7
4. Влияние физических упражнений на сердечно – сосудистую и дыхательную систему для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья……………………………………………………………….12
5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста……………………………………………....16
6. Оценки функционального состояния…………………………....17
7. Функции дыхания…………………………………………………19
8. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС………….25
Список использованной литературы
“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.
Достаточная
двигательная активность
Физические
упражнения способствуют
Под влиянием
физических нагрузок
Физические
упражнения вызывают
Лёгкие при
систематических занятиях
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.
4. Влияние
физических упражнений на
Общеизвестно, что любые отклонения в состоянии здоровья нарушают деятельность центральной нервной системы, от которой зависит согласованная работа различных органов и систем человеческого организма.
Физиологические механизмы действия физических упражнений – нервный и гуморальный. При занятиях физическими упражнениями в коре головного мозга образуется доминанта функционирующих нервных центров. Она развивается в связи с интенсивно действующими двигательными анализаторами и подчиняет себе вегетативную систему, регулирующую функции внутренних органов. В результате многократных повторений упражнений в строго определённой последовательности в центральной нервной системе происходит образование динамического стереотипа. Новая доминанта, образовавшаяся в центральном отделе двигательного анализатора, перестраивая динамику процессов в коре головного мозга, подавляет патологическую доминанту, развившуюся в процессе болезни.
Во время выполнения физических упражнений у занимающихся значительно улучшается эмоциональное состояние. Физические упражнения вызывают чувство бодрости, способствуют устранению тревоги и создают уравновешенное нервно-психическое состояние. Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно - сосудистая система, которая, закономерно изменяясь при адекватных раздражениях рационально построенными физическими раздражениями, способствует к прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функции сердечно - сосудистой системы.
Во время
занятий физическими
При оптимальной физической нагрузке сердце приспосабливается к условиям работы: оно расширяется и увеличивает силу отдельных сокращений, если такая нагрузка часто повторяется, толщина стенок миокарда увеличивается за счёт увеличения масс мышечных волокон, причем эти волокна становятся более крепкими.
Тренированность миокарда повышает его сократительную функцию и ведёт к более экономной деятельности сердца в покое, сокращения становятся более редкими, при этом диастола увеличивается, сердце получает больше времени для отдыха, а вся его работа совершается в результате увеличения ударного объёма. Т.е. того количества крови, которое оно выбрасывает в каждое своё сокращение. Необходимо строго дозировать физическую нагрузку для лиц с сердечно - сосудистой патологией, так как излишняя капилляризация мышц после физической нагрузки у малотренированных больных затрудняет работу сердца, а диастолическое переполнение желудочков больного сердца ведёт к снижению его работоспособности. В механизме действия физических упражнений при патологии сердечно - сосудистой системы важное значение имеет венозная гемодинамика. Приливы крови в момент их расслабления чередуются с отливом при сокращении мышц, усиливая венозную циркуляцию крови. При глубоком дыхании в грудной клетке повышается отрицательное давление, тем самым создаются наиболее благоприятные условия для тока к сердцу. Движения в суставах также ускоряют венозный кровоток. Венозную гемодинамику брюшной полости усиливает внутри - брюшное давление, которое при физических упражнениях то повышается, то понижается. В результате увеличения количества быстро циркулирующей крови уменьшаются застойные явления в паренхиматозных органах. Физические упражнения активизируют капиллярную сеть, спавшиеся капилляры, не полностью участвуют в процессе кровообращения, открываются, увеличивается их поперечник, и они пропускают большой объём крови с большей скоростью.
При выполнении физических упражнений облегчается переход кислорода и всех питательных веществ из крови капиллярной сети в тканевые клетки и выход продуктов клеточного обмена и углекислого газа из клеток в кровоток. Следовательно, систематические занятия физическими упражнениями, активизируя тканевый обмен, облегчают работу аппарата кровообращения, к концу стандартной физической нагрузки у тренированных лиц пульс и артериальное давление меньше повышается, чем у нетренированных.
При сердечно - сосудистой патологии большое значение имеет постановка правильного дыхания, поэтому в занятия, особенно в начальном периоде, необходимо включать достаточное количество дыхательных упражнений.
Физические упражнения, адекватные функциональному состоянию лиц с различными патологиями, совершенствуют физиологические механизмы, регулирующие кровообращение, и повышают общую работоспособность сердечно - сосудистой системы.
Патология дыхательной системы у студентов в основном представлена хронической пневмонией, хроническим бронхитом, пневмосклерозом, бронхиальной астмой, остаточными явлениями после перенесённого плеврита, компенсированными формами туберкулёза, в стадии стойкой ремиссии. В процессе выполнения физических упражнений регуляция дыхания поддерживается за счёт выработавшегося динамического стереотипа, объединявшего деятельность соответствующих мышечных групп с деятельностью дыхательного и сердечно - сосудистого аппаратов.
При мышечной работе
наиболее полно раскрываются функциональные
возможности дыхательной
Патологические изменения, возникающие при хронических заболеваниях дыхательной системы, ослабляют дыхательную мускулатуру и нарушают бронхиальную проходимость. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют дыхательную мускулатуру. Просвет бронхов при этом увеличивается, что ведёт к более полноценному обновлению воздуха в альвеолах и к улучшению лёгочной вентиляции целом.
Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, способствуют укреплению организма, повышают его сопротивляемость заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем организма в их сложном взаимодействии.
5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста
ЧСС/ПАНО (Частота сердечных сокращений / порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста
Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет – 134 удар/мин.; 30 лет – 129; 40 лет – 124; 50 лет – 118; 60 лет – 113 удар/мин.
Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (максимальная) = 220 – возраст (в годах).
Порог анаэробного обмена (ПАНО) – уровень ЧСС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находится в прямой зависимости от физической тренированности от возраста. У тренированных людей - ПАНО выше по сравнению с нетренированными, у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста.
У средне физически подготовленных людей от 17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148-160 уд/мин., тогда как у лиц 50-59 лет – на уровне 112-124 уд/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций. У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС 165-170 удар/мин., при потреблении кислорода, составляющем 65-85% от максимального.
Следует напомнить, что аэробные реакции - это основа биологической энергетики организма. Их эффективность более чем вдвое превышает эффективность анаэробных процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма.
Повышений аэробных возможностей занимающихся в основном определяется способностью различных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, крови) извлекать из атмосферы кислород и доставлять его работающим мышцам. Значит, чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную мощность кровообращения, дыхания и системы крови.
Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходимо на самостоятельных тренировочных занятиях выполнять физические нагрузки с широким диапазоном интенсивности
6. Оценки функционального состояния
1. Степ-тест Кэрша, рекомендуемый для здоровых девушек (женщин). Здесь потребуется скамейка или прочный стульчик высотой 30 см.
Необходимо встать на скамейку и сходить с неё на 4 счета: на счет «раз» поставить одну ногу на скамью, на «два» - другую, на «три» опустить одну ногу на пол, на «четыре» - другую. Темп должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 сек., 24 – за 1 мин. Продолжать выполнение теста течения 3 мин. Проведя тест, сразу сесть на скамейку и подсчитать пульс в течение 1 мин. Затем сравнить полученный результат (пульс в течение 1 мин.) с данными таблицы, чтобы узнать насколько вы хорошо подготовлены.
Результаты Степ - теста по Кэршу
О Ц Е Н К А |
Частота сердечных сокращений (уд.мин.) в зависимости от возраста | |
18 – 26 лет |
27 – 60 лет | |
Превосходно |
73 |
74 |
Отлично |
74 – 82 |
75 – 83 |
Хорошо |
83 – 90 |
84 – 92 |
Удовлетворительно |
91 – 100 |
93 – 103 |
Посредственно |
101 - 107 |
104 – 112 |
Плохо |
108 - 114 |
113 - 121 |
Очень плохо |
115 |
122 |
2. Для оценки
состояния дыхательной,
Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе.
После 5 мин. отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание и одновременно включить секундомер. При возобновлении дыхания секундомер останавливают.
Средним показателем способности задерживать дыхание на вдохе следует считать время равное 60-65 сек. При заболевании или переутомлении это время уменьшается значительно (до 30-35 сек.)