Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция)
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Режим двигательной активности и работоспособность.docx

— 33.69 Кб (Скачать файл)

 

 Подобные расстройства  снижают работоспособность, а  это вызывает чувство недовольства  собой, что еще больше усиливает  эмоциональное напряжение, что приводит  к нарушениям функций сердечно-сосудистой  системы - гипертонической болезни,  ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

 

 Творческий умственный  труд протекает на фоне положительных  эмоций.

 

 Исполнительный умственный  труд. которым заняты диспетчеры, операторы, чаще всего сопровождается  отрицательными эмоциями (причина  -аварийные ситуации, разлад в  работе и др.).

 

 При отрицательных  эмоциях в крови увеличивается  количество адреналина, за счет  увеличения ацетилхолина, принимающего  участие в передаче нервного  напряжения в центральной нервной  системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях сердце поражается прежде всего.

 

 Под влиянием адреналина  учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом  энергии, при этом доставка  к сердцу питательных веществ  и кислорода ограничивается.

 

 Отметим, что при  любой умственной работе какой  бы сложной она не была, не  происходит повышения уровня  сахара в крови, но зато уменьшается  количество лейкоцитов в крови.

 

 Одной из наиболее  неблагоприятных сторон умственной  деятельности является снижение  двигательной активности.

 

 В условиях ограниченной  двигательной активности изменение  сердечной деятельности, возникающие  под влиянием интеллектуального  напряженного труда, сохраняются  дольше, чем в условиях нормальной  двигательной активности

 

 Напряженная умственная  работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным  сокращением и напряжением скелетных  мышц. не имеющих прямого отношения  к выполнению умственной работе.

 

 Одновременно с повышением  активности скелетных мышц отмечается  у большинства людей повышение  активности внутренних органов  - усиливается дыхание и сердечная  деятельность, повышается артериальное  давление. затормаживаются функции  пищеварительных органов.

 

 Больше всего при  умственной работе изменяются  психические функции человека - внимание  и память. Уставший человек плохо  концентрирует внимание. Длительное  выполнение учебной нагрузки  усиливает утомление и может  вызвать ряд неблагоприятных  сдвигов в организме.

 

 Многочисленные исследования  показывают, что физическая культура  и спорт могут оказывать исключительно  эффективное влияние на факторы  работоспособности и противодействовать  преждевременному наступлению утомления.  Для повышения работоспособности  в течение учебного дня целесообразно  использовать так называемые  формы физического воспитания -физкультурные  паузы - т.е. выполнения физических  упражнений в перерывах между  занятиями.

 

 Современному человеку  трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим  прогрессом, справится с потоком  информации даже в узкой области  своей профессиональной деятельности, что в значительной степени  относится и к студентам высших  учебных заведений. Для большинства  из них работа по специальности  связана со значительным снижением  физической нагрузки и возрастанием  нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание  растренированности организма и  роста нервно-эмоционального напряжения  в условиях интенсификации производства  приводит к преждевременной утомляемости  в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

 

 Чтобы избежать этого  необходимо постоянно работать  над собой, изучать особенности  своего организма, научиться пользоваться  своими скрытыми до времени  способностями, вести здоровый  образ жизни систематически пользоваться  средствами физической культуры.

 

 При длительной умственной  работе из-за ограничения движений  и наклонного положения головы  затрудняется отток венозной  крови из головного мозга, что  вызывает головную боль и снижения  работоспособности.

 

 Внешние признаки утомления.

 

   Объект  УТОМЛЕНИЕ

 Наблюдения  незначительное  значительное  резкое

   При физическом труде

 Окраска кожи  незначительное покраснение  значительное покраснение  Резкое покраснение, бледность, синюшность

 Потливость  незначительная влажность на лбу и щеках  значительная (выше пояса)  Особо резкая, выступление солей

 Дыхание  учащенное

 

(30 дых. в мин)  учащенное. Периодические дыхание через рот  Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи

 Движения  уверенные и точные  неуверенные, нарушения ритма  Замедлены, дрожание конечностей

 Внимание  безошибочное выполнение указаний и правил  ошибки в работе. Отклонение от правил  Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия

 Самочувствие  отсутствие жалоб  жалобы на усталость  Жалобы на головную боль, слабость

   При умственном труде

 Внимание  Резкие отвлечения  рассеянное, частое отвлечение  Ослабленная реакция

 Поза  непостоянная, потягивание ног и туловища  частая смена поз повороты головы  Стремление положить голову на стол

 Движение  точные  неуверенные, замедленные  Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется

 Интерес к новому  материалу  живой интерес, много вопросов  слабый интерес, много вопросов  Полное отсутствие интереса, апатия

 

 

 Невысокая эффективность  учебной деятельности студентов  связана с тем. что занятия  проходят при ограничении привычной  для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов  учебных занятий у студентов  наблюдается снижение уровня  физических качеств, что отрицательно  оказывается на их работоспособности.

 

 В течение трудового  дня, раньше или позже, начинает  развиваться утомление, которое  ограничивает эффективность и  продолжительность работы.

 

 

Какова работоспособность  человека в течении дня, суток, недели?

 

 Работоспособность человека  на протяжении трудового дня  непостоянна. Вначале она низкая (период врабатывания), затем поднимается  и какое-то время удерживается  на высоком уровне (период устойчивой  работоспособности), после чего снижается  (период некомпенсированного утомления).

 

 Такое изменение работоспособности  человека может повторяться дважды  в день: до обеденного перерыва  и после него.

 

 

 Работоспособность в  значительной мере зависит от  времени суток. Суточный ритм  физиологических функций определяет  повышенную интенсивность деятельности  органов и систем в дневные  часы и пониженную в ночное  время. Поэтому работоспособность  утром высокая, т.к. в это  время суток кора и подкорка  наиболее возбуждены.

 

 Работа в вечернее  и ночное время совпадает с  понижением уровня возбуждения  и развитием торможения в коре  большого мозга и ниже лежащих  отделах. В этих условиях мозг  несет двойную нагрузку и преодоление  естественной потребности в ночном  отдыхе.

 

 

 

 Работоспособность изменяется  и в течении недели. На понедельник  приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг  – высокая работоспособность,  а развивающееся утомление –  на пятницу и субботу.

 

1). Суточный ритм физиологических  функций. Его влияние на работоспособность  человека.

 

2). Что лежит в основе  формирования суточного ритма  жизни?

 

3). Какие факторы оказывают  влияние на динамику суточных  изменений физиологических функций?


Информация о работе Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека