Закаливание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми шестого года жизни.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста;
2. Провести экспериментальное исследование применения закаливания детей.
3. Обосновать эффективность проведенной экспериментальной работы.
Цели и задачи программы детского сада по разделу «Здоровье» из государственной программы «Бiз мектепке барамыз»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.10 Кб (Скачать файл)

 

  Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. [11]

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за  своевременным появлением покраснения  кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи  полотенцем "до красноты".  
        3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом". [10]

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. 

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.  
        2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.  
        3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения. [8]

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями почек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами. [6]

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим. [2]

Закаливание холодным воздухом. Прогулка на свежем воздухе, даже в морозный день отлично закаливает детей. Одежда в холодное время должна быть легкой, чтобы не сковывать движения ребенка и, в то же самое время, теплой. Положительный момент в закаливающих мероприятиях заключается в физическом и психологическом развитии детей. Чтобы приучить детей к непосредственному взаимодействию воздуха и тела применяются воздушные ванны. Полезно проводить их весной, когда тело непривычно к воздуху.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

Как показал опыт работы дошкольных учреждений, в холодное время года физкультурные занятия лучше, проводить перед прогулкой или в конце ее, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе (зимой при температуре не ниже --12°--15°С). В ненастные, дождливые дни занятия проходят в физкультурном зале при открытых окнах.

Одежда детей при проведении физкультурных занятий летом: трусы и майка, спортивные тапочки или полукеды; в холодный период года (+6 -- -6°С): майка, футболка с длинными рукавами, спортивный костюм, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке, простые носки, шерстяные носки, кеды; зимой (--7°-- 15°С): майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, спортивный костюм, колготы, шерстяная шапка на матерчатой подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки; при ветре надевается куртка из непродуваемой ткани и рейтузы.

После физкультурных занятий дети в раздевальных или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневную одежду.

Спортивная одежда должна хорошо просушиваться в сушильных шкафах и складываться в специальные мешки.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть,  дать воды. [6]

 

 В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения, специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему: 

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;  
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года  и от возраста детей.

 

         Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников. [4]

Интенсивные методы закаливания.

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

·  контрастные ножные ванны,

·  контрастное обтирание,

·  контрастный душ,

·  сауна,

·  русская баня. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

В основе закаливания лежит способность человека приспосабливаться к меняющимся условиям среды. При этом происходит снижение чувствительности организма к действию определенных физических факторов, например систематическое воздействие холода ведет к повышению устойчивости организма к действию низких температур. Устойчивость организма к холоду – наиболее важная адаптация, так как при переохлаждении замедляется обмен веществ, ухудшается деятельность центральной нервной системы, падает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды, обостряются или возникают хронические заболевания.

Воздействие закаливающих процедур затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их влиянием изменяется прежде всего состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта.

Закаленные люди и дети значительно реже болеют или не болеют совсем не только простудными, но и многими другими соматическими заболеваниями. Повышается их как умственная, так и физическая работоспособность.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

 

Исследовательская работа осуществлялась на базе детского сада «Акку» города Караганды. В эксперименте участвовали учащиеся группы №11, в количестве 22 детей, в возрасте 6 лет. Результаты анализа медицинских карт детей до эксперимента свидетельствуют о неблагоприятной тенденции.

 Цель, задачи и организация  исследования

Цель данного исследования заключается в оценке влияния закаливания на детей дошкольного возраста.

Основные задачи исследования:

1.  Разработать и экспериментально обосновать технологию закаливания детей старшего дошкольного возраста.

2.  Проследить динамику здоровья, физической подготовленности и числа простудных заболеваний дошкольников, занимающихся по разным программам оздоровления.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе: на основе медицинского обследования и медицинских карт детей было выявлено состояние здоровья детей.

На втором этапе: дети контрольной группы продолжали прохождение оздоровительной программы по традиционной методике. Дети экспериментальной группы участвовали в оздоровлении по специально разработанной методике оздоровления с использованием закаливания.

На третьем этапе: здоровье детей было вновь обследовано и на основе этого были разработаны рекомендации по использованию закаливания в оздоровительной работе с дошкольниками шестого года жизни.

 

 

Экспериментальное обоснование эффективности системы закаливания.

Наиболее распространенные отклонения в состоянии здоровья, выявленные у детей – частые острые респираторные и заболевания у 60% дошкольников. У 40% детей наблюдались различные вирусные инфекции. У 30% детей выявлены хронические воспалительные заболевания (пиелонефрит, бронхит, ларингит).

В Таблицу 1 занесены данные медицинского обследования детей (Приложение 1). В таблице указаны данные за последние три месяца перед началом эксперимента.

На диаграмме 1 показаны сравнительные группы (Приложение 2).

Из диаграммы и таблиц можно увидеть,  очень большое количество детей подвержено простудным и вирусным заболеваниям.

Система оздоровительной работы в группе включала в себя следующие мероприятия:

Утренняя гимнастика (ежедневно).

Физкультурные занятия 2 раза в неделю.

Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 20С (ежедневно).

Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.

Дневной сон с применением фототерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).

Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).

Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.

Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда).

Система закаливания.

Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).

Применение индивидуальной аромабижутерии с аромамаслами в целях профилактики гриппа и простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.

Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).

Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.)

Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)

Игры в сухом бассейне для успешного развития костно-мышечного аппарата.

Игры и упражнения на мини спорткомплексе “Обезьяннике” - снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.

Особое внимание в данной системе оздоровительной работы придавалось закаливанию детей.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.

Информация о работе Закаливание детей дошкольного возраста