Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми шестого года жизни.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста;
2. Провести экспериментальное исследование применения закаливания детей.
3. Обосновать эффективность проведенной экспериментальной работы.
Цели и задачи программы детского сада по разделу «Здоровье» из государственной программы «Бiз мектепке барамыз»
Проведенное исследование показало, что использование разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания. При этом можно использовать водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур:
Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.
Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.
2. Систематичность.
Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.
4. Комплексность.
Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.
Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:
1) здоровые, ранее закаливаемые;
2) здоровые, впервые приступающие
к закаливающим мероприятиям, и
дети, имеющие функциональные
3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).Представленные показатели соответствуют (отвечают) функциональным возможностям детей 2-й группы. Для детей 1-й группы конечная температура воздуха и воды при закаливании может быть на 2—4°С ниже, для детей 3-й группы (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) — на 2°С выше. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно (через 3—4 дня при местном воздействии и через 5 — 6 дней при общем) или сокращать время его воздействия.
Имя |
ОРЗ |
ОРВИ |
Мария А. |
+ |
+ |
Марсель А. |
||
Томирис Б. |
+ |
|
Анна Б. |
||
Софья В. |
+ |
+ |
Рамина Г. |
+ |
|
Руслан Н. |
||
Саша Л. |
+ | |
Егор З. |
+ |
|
Ратмир Е. |
||
Настя Т. |
||
Саша Х. |
+ |
|
Катя С. |
+ | |
Михаил П. |
+ |
|
Ева К. |
+ | |
Данил Л. |
+ |
+ |
Руслан Н. |
||
Виктор П. |
+ | |
Алена П. |
+ |
|
Виктор О. |
||
Руслан П. |
||
Вероника С. |
Процедура |
Время проведения |
Особые указания |
Прогулки на свежем воздухе |
Утром и днем |
Зимой и осенью не меньше 2часов, летом до 6 часов |
Воздушные ванны |
Утром или после дневного сна |
Осенью и зимой в комнате, начинать с 5— 10 мин до 30— 60 мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздушные ванны 10— 60 мин и дольше |
Солнечные ванны |
В средней полосе 9 —11 ч |
4—40 мин (на все стороны тела) |
Обтирание |
Рано утром или до дневного сна |
2-3 мин. |
Обливание |
Утром после гимнастики, воздушной и солнечной ванны (летом) |
40- 90 с |
Гимнастика |
Через 20—30 мин после завтрака |
12-15 минут |
Имя |
ОРЗ |
ОРВИ |
Мария А. |
||
Марсель А. |
||
Томирис Б. |
+ |
|
Анна Б. |
||
Софья В. |
+ |
|
Рамина Г. |
||
Руслан Н. |
||
Саша Л. |
||
Егор З. |
+ |
|
Ратмир Е. |
||
Настя Т. |
||
Саша Х. |
+ |
|
Катя С. |
||
Михаил П. |
||
Ева К. |
+ | |
Данил Л. |
+ |
|
Руслан Н. |
||
Виктор П. |
||
Алена П. |
||
Виктор О. |
||
Руслан П. |
||
Вероника С. |