Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:39, дипломная работа
Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается изучению вопросов влияния природных факторов на организм человека.
В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на иммунитет людей.
Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.
Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов закалиавания.
Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике .
СТРУКТУРА РАБОТЫ ....................................................................................4
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1. Слагаемые здоровья ....................................................................................7
2. Главное – образ жизни .................................................................................7
3. Целебные силы природы ...........................................................................10
4. Ни мороз не страшен, ни жара ..................................................................13
5. Температура тела и внешняя среда .........................................................13
6. Приход и расход тепла ................................................................................14
7. Реакции на охлаждение ..............................................................................18
8. Реакции на высокие температуры ...........................................................20
9. Основные заповеди закаливания .............................................................22
10. От простого – к сложному ..........................................................................22
11. Барометр самочувствия .............................................................................25
12. Закаливание воздухом :
12.1.Вокруг воздушный океан ..........................................................................29
12.2.Как рыба в воде ..........................................................................................29
12.3.С чего начать ..............................................................................................30
13.Закаливание водой :
13.1.Секреты водных процедур ........................................................................31
13.2.Кто не боится насморка! ...........................................................................32
13.3.Заплывы в полынье ....................................................................................33
14.Баня :
14.1.Баня парит, баня правит ............................................................................35
14.2.С легким паром? .........................................................................................35
14.3.Помылся, как вновь народился .................................................................37
14.4.Разумная осторожность .............................................................................38
15.Закаливание солнцем :
15.1.Этот целительный солнечный свет ..........................................................39
15.2.Волшебные лучи ........................................................................................39
15.3.Солнце – не только друг ............................................................................41
15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре ................................................43
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................45
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1.Воздушные процедуры :
1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу! ..................................................................46
1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз ........................................................48
1.3.Узелки на память мамам и папам ..............................................................50
2.Водные процедуры :
2.1.От обтираний – к купаниям ........................................................................54
2.2.Старые истины .............................................................................................62
2.3.Восстановители сил .....................................................................................63
2.4.Ныряем ... в сугроб ......................................................................................64
2.5.Зима. Идем купаться! ..................................................................................65
2.6.Родителям на заметку ..................................................................................68
3.Банные премудрости :
3.1.Свойства щедрого жара ...............................................................................73
3.2.Вредна баня или нет? ...................................................................................76
3.3.Источник бодрости .......................................................................................77
3.4.Вредно ли париться детям! ..........................................................................79
4.Солнечные ванны :
4.1.От весны до бабьего лета .............................................................................80
4.2.Сеансы в фотариях .......................................................................................82
4.3.Пусть всегда будет солнце! .........................................................................84
РЕЗУЛЬТАТЫ ..................................................................................................85
ВЫВОДЫ ...........................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................87
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................88
Длительное пребывание на свежем воздухе - важный элемент закаливания. Даже зимой постарайтесь, чтобы ваши дети были на прогулке не менее 3-4 ч. Во время прогулок полезно проводить подвижные игры.
Использование воздуха, воды и солнца для закаливания детей в раннем возрасте имеет свои особенности.
Воздух как средство закаливания полезен с первых дней жизни ребенка. Воздушные ванны он принимает во время смены пеленок и одежды, когда на короткое время (2-3 мин) остается частично или целиком раздетым. Температура в помещении при этом должна быть 20- 22 °С.
По мере роста ребенка время воздушной ванны постепенно увеличивается и к концу года достигает 10 мин. Одновременно можно выполнять простые движения: сгибать, разгибать и отводить руки и ноги, поднимать их вверх и опускать вниз. На первых порах каждое упражнение повторяют 2-3 раза, а затем 5-6 раз. В дальнейшем упражнения усложняются, время их выполнения доходит до 10 мин. После воздушных ванн и гимнастики детей одевают и укладывают в кроватку. В холодное время года после воздушной ванны и гимнастики выносить детей на воздух можно лишь спустя час или полтора.
Для детей старше года температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19 °С, в возрасте от 3 до б лет она снижается до 16 °С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении: участвовать в подвижных играх, выполнять гимнастические упражнения. После воздушных ванн, проводимых в помещении, переходите на открытый воздух. Регулировать действие воздуха на организм помогает постепенное облегчение одежды.
В зимнее время маленьких детей выносят на воздух, начиная с 2-3-недельното возраста: сначала 2, а затем 3 раза в день. В возрасте до б мес пребывание на открытом воздухе допускается при температуре не ниже -10°С, а для более старших детей не ниже -15 °С Во время прогулок лицо ребенка должно быть открытым.
Одно из эффективных средств закаливания - дневной сон на свежем воздухе летом и зимой в любую погоду. Это повышает устойчивость организма по отношению к простудным заболеваниям, хроническим заболеваниям верхних дыхательных путей. Лучше всего укладывать детей спать на веранде или балконе.
Ну, а как одевать детей в таких случаях? Профессор Е. А. Гориневская рекомендовала: Сон в верхней одежде, в валенках недопустим: такая одежда затрудняет кровообращение и дыхание, мешает ребенку двигаться, не дает полного покоя. Лучшая одежда - ночная рубашка, поверх нее длинная фланелевая или бумазейная комбинация (или пижама), на ногах стеганые ватные чулки или теплые туфли. Затем на ребенка надевается стеганый (или меховой) мешок типа конверта для грудных детей с капюшоном для головы. Желательно, чтобы вата была шерстяной, а материал для верха мешка не слишком тяжелый. Мешок должен быть на четверть метра длиннее роста ребенка. Внутри мешка, в верхней его части, пришивается чехол или простыня, которая сменяется раз в десять дней.
Матрас, на котором спит ребенок, следует выносить из теплого помещения непосредственно перед укладыванием ребенка. Внимательно следите, чтобы не наступало как чрезмерного охлаждения, так и перегревания ребенка.
Наряду с традиционными методами закаливания воздухом, о которых шла речь выше, можно использовать и следующее.
Эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам у детей и взрослых разработал врач В. Л. Лебедь. Для создания воздушного потока он предлагает в комнате с температурой воздуха 18-20 °С поставить на столе или стуле на уровне груди обычный бытовой вентилятор типа Апшерон. Затем раздетый ребенок встает лицом к включенному вентилятору на расстоянии 5 м. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. Через 10 с надо повернуться к потоку воздуха спиной. Длительность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора (табл. 4).
Продолжительность охлаждения спереди и сзади одинакова. При ежедневном закаливании по предлагаемой схеме через 24 дня организм в основном адаптируется к ветровому воздействию. В дальнейшем, т. е. с 25-го дня от начала закаливания, достаточно лишь поддерживать достигнутый уровень закаленности, продолжая проводить процедуры на том же расстоянии от вентилятора.
При перерыве процедур на 5-10 дней и больше все начните сначала. Если прошло меньше 5 дней, то прежде чем возобновить закаливание, по табл. 3 определите, какими были расстояние до вентилятора и продолжительность обдувания за 4 дня до последней перед перерывом процедуры. Например, если закаливание проводилось 10 дней, а затем был 3-дневный перерыв, то продолжать надо по схеме 6-го дня.
Весьма надежное средство, охраняющее от простуды, - закаливающее носовое дыхание. Займитесь вместе с ребенком освоением следующих несложных упражнений:
1. Сделайте 10 вдохов - выдохов через правую и левую ноздрю (по 4-6 с), поочередно закрывая их большим и указательным пальцами.
2. На вдохе надо оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Во время продолжительного выдоха такое сопротивление должно быть переменным (постукивайте пальцами по крыльям носа).
3. Выключите дыхание ртом, подняв кончик языка к твердому небу. Вдох и выдох при этом осуществляется через нос.
4. Сделайте спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произнести слога: Ба-бо-бу.
Таблица 4. Режим закаливания воздушными потоками
Дни закаливания | Расстояние от вентилятора, м | Продолжитель- ность процедуры, с |
Начальный период | ||
1—2 | 5,0 | 20 |
3—4 | 4,5 | 40 |
5—6 | 4,0 | 60 |
7—8 | 3,5 | 80 |
9—10 | 3,0 | 100 |
11—12 | 2,5 | 120 |
13—14 | 2,0 | 140 |
15—16 | 1,5 | 160 |
17—18 | 1,0 | 180 |
19—20 | 1,0 | 180 |
21—22 | 1,0 | 180 |
23—24 | 0,5 | 180 |
Поддерживающий период 25 и далее | 0,5 | 180 |
2.ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
2.1.ОТ ОБТИРАНИЙ - К КУПАНИЯМ
Как уже отмечалось, организм на действие холодной воды на кожу отвечает энергичной реакцией. В первый момент вследствие резкого сужения сосудов поверхности тела кровь устремляется к внутренним органам, появляется гусиная кожа. Вслед за первой фазой наступает вторая: организм начинает усиленно вырабатывать тепло, кровеносные сосуды кожи расширяются, кровь снова приливает к коже, ощущение озноба сменяется приятным чувством теплоты. Такова своеобразная гимнастика, которая приучает сосуды своевременно и безотказно расширяться и суживаться в зависимости от температурных условий.
Для получения благоприятного воздействия подходить к воде следует согревшись, поскольку в охлажденной воде вместо согревания происходит еще большее охлаждение. Главное при закаливании - температура воды, а не продолжительность процедуры. Неуклонно придерживайтесь правила: чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее соприкосновения с телом.
Водные процедуры рекомендуется вначале проводить при температуре воздуха не ниже 17-20 ° С, и лишь по мере развития закаленности можно переходить к более низкой.
Лучшее время для процедур - утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. Такие водные процедуры способствуют переходу организма в активное состояние после сна, вызывают бодрое, приподнятое настроение. А вот водные процедуры, выполняемые перед сном, переносятся плохо, потому что возбуждается нервная система, появляются раздражительность и бессонница, ухудшается самочувствие.
Особенно эффективно сочетание закаливания водой с физическими упражнениями. Вот почему после тренировочных занятий рекомендуется обязательно принимать водные процедуры.
Самое благоприятное время для начала водных процедур-лето и начало осени. Вначале для процедур применяют воду температуры 33-34 °С. Затем через каждые 3-4 дня температуру воды снижают на 1 °С. За 1,5-2 мес. постепенно ее доводят до 18-20 °С и ниже в зависимости от самочувствия и состояния здоровья. Никаких неприятных ощущений во время процедур быть не должно. Рекомендуются следующие виды процедур: обтирание, обливание, душ, купание.
Обтирание- начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирания полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Сперва обтираются лишь по пояс, затем переходят к обтиранию всего тела. Обтирание проводится в направлении тока крови и лимфы - от периферии к центру.
Придерживайтесь определенной последовательности. Сначала обтирают водой голову, шею, руки, грудь, спину, вытирают их насухо и растирают до красноты полотенцем. После этого то же проделывают со ступнями, голенями, бедрами. Продолжительность всей процедуры, включая и растирание тела, которое частично заменяет самомассаж, не должна превышать 5 мин.
Обливание характеризуется действием низкой температуры воды, небольшим давлением струи, падающей на поверхность тела. Это резко усиливает эффект раздражения, поэтому обливания противопоказаны людям с повышенной возбудимостью и пожилым.
Вода при обливании выливается из сосуда или резинового шланга, присоединенного к водопроводу. И здесь необходим принцип постепенности. Для первых обливаний применяется вода температуры около 30 ° С. В дальнейшем температура снижается до 15 ° С и ниже. Длительность процедуры с последующим растиранием тела составляет 3- 4 мин.
Обливания вначале делают в закрытом помещении при температуре воздуха 18-20 °С, затем-на открытом воздухе. Для того чтобы подготовить организм к такому переходу, перед каждой процедурой тщательно проветривают помещение, снижая температуру в нем до 15° С. Летом обливания следует проводить на открытом воздухе ежедневно при любой погоде. Людям, имеющим высокую степень закалки, эти процедуры можно продолжать до глубокой осени.
Д у ш - еще более энергичная водная процедура. Благодаря механическому раздражению падающей водой душ вызывает сильную местную и общую реакцию организма. Наш совет - прежде чем приступить к систематическому закаливанию с помощью душа, проконсультируйтесь у врача.
Для закаливания используют душ со средней силой струи - в виде веера либо дождя. На первых порах температура воды составляет 30-35 °С, продолжительность - не более 1 мин. Затем температуру воды постепенно снижают, а время приема душа увеличивают до 2 мин. Процедура должна обязательно заканчиваться энергичным растиранием тела полотенцем, после чего, как правило, появляется бодрое настроение.
При высокой степени закаленности после физических нагрузок, в гигиенических целях, для снятия утомления, вызванного тренировкой или тяжелой физической работой, полезно применять так называемый контрастный душ. Особенность его состоит в том, что попеременно используются теплая и холодная вода с перепадом температуры от 5-7 до 20 °С и более (табл. 5).
В оптимальном режиме закаливания нижний предел температуры воды для лиц 16-39 лет составляет 12 °С, 40.-60 лет - 20 °С. Когда закаливающийся хорошо адаптируется к охлаждениям, можно переходить к специальному режиму закаливания водой. Перед процедурами и после них полезно применять физические упражнения и самомассаж.
Таблица 5. Схема применения контрастного душа
Дни | Температура воды, " С | Продолжительность процедур, с | Смена процедур, количество | ||
Горячей | Холодной | Нагревание | Охлаждение | ||
Начальный режим | |||||
1 — 3 | 37 — 34 | 30 — 28 | 90 | 120 | 3 — 4 |
4 — 6 | 37 — 34 | 27 — 26 | 90 | 120 | 3 — 4 |
7 — 10 | 38 — 39 | 26 — 25 | 90 | 120 | 3 — 4 |
11 — 15 | 38 — 39 | 25 — 24 | 90 | 120 | 3 — 4 |
16 — 20 | 40 | 24 — 23 | 90 — 60 | 100 — 80 | 4 — 5 |
Оптимальный режим | |||||
21 — 25 | 40 | 23 — 22 | 90 — 60 | 100 — 80 | 4 — 5 |
26 — 30 | 40 | 22 — 21 | 90 — 60 | 100 — 80 | 4 — 5 |
31 — 35 | 41 — 40 | 21 — 20 | 75 — 60 | 80 | 4 — 5 |
36 — 40 | 41 — 40 | 20 — 19 | 60 | 80 | 4 — 5 |
41 — 45 | 41 — 40 | 19 — 18 | 60 | 70 | 5 — 6 |
Специальный режим | |||||
46 — 50 | 41 — 40 | 17 — 16 | 60 | 70 | 5 — 6 |
51 — 55 | 41 — 40 | 14 — 14 | 60 | 60 | 5 — 6 |
56 — 60 | 42 — 41 | 13 — 12 | 45 | 45 | 7 — 8 |
Для лучшей ориентации в применении закаливающих процедур рекомендуем воспользоваться табл. 6. В ней указаны дозы охлаждения при закаливании водой в утренние и дневные часы для лиц в возрасте от 16 до 60 лет.
В начальном и оптимальном режимах закаливания снижение температуры воды на 2 °С каждые 5 дней рекомендуется лицам 16-39 лет, а на 1 °С - 40-60 лет.
Поздней осенью, зимой и ранней весной при всех видах закаливания для начинающих температура воды должна составлять 30-38 °С, а температура воздуха в помещениях-18-20 °С.
Купание в открытых водоемах - один из наиболее эффективных способов закаливания. Температурный режим при этом сочетается с одновременным воздействием на поверхность тела воздуха и солнечных лучей. Плавание, кроме того, имеет большое оздоровительное значение, способствует гармоничному развитию организма, укрепляет мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, формирует очень важные двигательные
Таблица 6. Схема применения водных закаливающих процедур
Дни | Вид процедур | Температура воды, " С | Время охлаждения, с |
Начальный режим | |||
1 — 3 | Обтирание, обливание, душ, ванна | 36 — 34 | 180 — 120 |
4 — 7 | То же | 33 — 32 | 180 — 120 |
8 — 11 | То же | 32 — 30 | 180 — 120 |
12 — 15 | То же | 31 — 28 | 150 — 100 |
16 — 20 | То же | 30 — 26 | 150 — 90 |
21 — 25 | То же | 29 — 24 | 130 — 90 |
26 — 30 | То же | 28 — 22 | 120 — 90 |
Оптимальный режим | |||
31 — 35 | Обливание, душ, ванна | 27 — 20 | 120 — 80 |
36 — 40 | То же | 26 — 18 | 120 — 80 |
41 — 45 | То же | 25 — 17 | 120 — 80 |
46 — 50 | То же | 24 — 16 | 110 — 70 |
51 — 56 | То же | 23 — 15 | 100 — 60 |
57 — 60 | То же | 22 — 14 | 90 — 50 |
61 — 65 | То же | 20 — 12 | 90 — 30 |
Специальный режим (только с разрешения врача) | |||
66 — 70 | Обливание, душ, ванна | 19 — 11 | 90 — 30 |
71 — 75 | То же | 18 — 10 | 90 — 30 |
76 — 80 | То же | 17 — 9 | 90 — 25 |
81 — 85 | То же | 16 — 8 | 90 — 25 |
86 — 90 | То же | 15 — 7 | 90 — 20 |
91 — 100 | То же | 14 — 6 | 90 — 15 |
Информация о работе Закаливание организма как составляющая ЗОЖ