Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:39, дипломная работа
Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается изучению вопросов влияния природных факторов на организм человека.
В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на иммунитет людей.
Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.
Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов закалиавания.
Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике .
СТРУКТУРА РАБОТЫ ....................................................................................4
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1. Слагаемые здоровья ....................................................................................7
2. Главное – образ жизни .................................................................................7
3. Целебные силы природы ...........................................................................10
4. Ни мороз не страшен, ни жара ..................................................................13
5. Температура тела и внешняя среда .........................................................13
6. Приход и расход тепла ................................................................................14
7. Реакции на охлаждение ..............................................................................18
8. Реакции на высокие температуры ...........................................................20
9. Основные заповеди закаливания .............................................................22
10. От простого – к сложному ..........................................................................22
11. Барометр самочувствия .............................................................................25
12. Закаливание воздухом :
12.1.Вокруг воздушный океан ..........................................................................29
12.2.Как рыба в воде ..........................................................................................29
12.3.С чего начать ..............................................................................................30
13.Закаливание водой :
13.1.Секреты водных процедур ........................................................................31
13.2.Кто не боится насморка! ...........................................................................32
13.3.Заплывы в полынье ....................................................................................33
14.Баня :
14.1.Баня парит, баня правит ............................................................................35
14.2.С легким паром? .........................................................................................35
14.3.Помылся, как вновь народился .................................................................37
14.4.Разумная осторожность .............................................................................38
15.Закаливание солнцем :
15.1.Этот целительный солнечный свет ..........................................................39
15.2.Волшебные лучи ........................................................................................39
15.3.Солнце – не только друг ............................................................................41
15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре ................................................43
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................45
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1.Воздушные процедуры :
1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу! ..................................................................46
1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз ........................................................48
1.3.Узелки на память мамам и папам ..............................................................50
2.Водные процедуры :
2.1.От обтираний – к купаниям ........................................................................54
2.2.Старые истины .............................................................................................62
2.3.Восстановители сил .....................................................................................63
2.4.Ныряем ... в сугроб ......................................................................................64
2.5.Зима. Идем купаться! ..................................................................................65
2.6.Родителям на заметку ..................................................................................68
3.Банные премудрости :
3.1.Свойства щедрого жара ...............................................................................73
3.2.Вредна баня или нет? ...................................................................................76
3.3.Источник бодрости .......................................................................................77
3.4.Вредно ли париться детям! ..........................................................................79
4.Солнечные ванны :
4.1.От весны до бабьего лета .............................................................................80
4.2.Сеансы в фотариях .......................................................................................82
4.3.Пусть всегда будет солнце! .........................................................................84
РЕЗУЛЬТАТЫ ..................................................................................................85
ВЫВОДЫ ...........................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................87
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................88
При появлении пота тщательно вытирайте его, так как на влажной коже быстрее возникают ожоги. Не следует перед началом солнечной ванны купаться, а также беспрерывно чередовать облучение с купанием. Это могут делать только очень крепкие, закаленные люди. После солнечной процедуры немного отдохните, примите душ или искупайтесь. Растирать тело при этом нет необходимости, ведь и без того прилив крови к коже вполне достаточен.
Солнечный Свет полезен не только в знойные летние дни. И осенью, когда, казалось бы, не до загара, полезно использовать щедрый дар солнца. На закате лета, в благодатную пору бабьего лета, не упускайте малейшей возможности для закаливания. И в этот период солнце, хотя падение его лучей менее отвесное, чем в июле, содержит в своем спектре вполне достаточную для оздоровительных целей мощность ультрафиолетовых лучей.
К тому же в августе и сентябре солнце припекает не слишком сильно, опасности передозировки облучения не существует. Положитесь на свое самочувствие, и вы приобретете дополнительный заряд энергии и надежный иммунитет против простудных заболеваний.
Солнечные ванны целесообразнее сочетать с активными движениями. В туристском походе или во время оздоровительной пробежки, например, часть пути можно преодолеть без рубашки и майки. Полезны, несомненно, всякого рода спортивные и подвижные игры, занятия легкой атлетикой, гребным спортом. При систематических занятиях на стадионе физкультурники получают достаточную дозу лучистой энергии. Естественно, им не обязательно дополнительно принимать солнечные ванны. Особую осторожность спортсмены должны проявлять на соревнованиях и во время основного периода тренировки, когда организму предъявляется большая физическая нагрузка.
Вот что произошло однажды на крупных соревнованиях по легкой атлетике. Перед началом вечерних состязаний по прыжкам в длину мало кто сомневался в победе молодого спортсмена К. Утром на классификационных соревнованиях он показал рекордный для себя результат, опередил многих мастеров. Однако к вечеру лидер выглядел усталым и вялым. Результаты прыжков были низкие, и К. даже не попал в финал.. Как потом выяснилось, спортсмен просидел на солнцепеке весь день, наблюдая за выступлениями товарищей. Его организм получил слишком большую дозу солнечной радиации. Это и привело к снижению его работоспособности.
При тренировке под прямыми лучами солнца, в безветренные дни и при высокой влажности воздуха особенно легко происходит перегревание организма. В жару рекомендуется надевать легкий спортивный костюм, а голову прикрывать светлой спортивной шапочкой, кепкой и т. п. Время от времени полезно отдыхать в тени.
Всем, кто хочет укрепить свой организм, закаляясь с помощью солнечных лучей, необходимо твердо запомнить, что это сильнодействующее средство и злоупотреблять им нельзя. Только разумная дозировка солнечных процедур поможет укрепить организм и повысить его жизнедеятельность. При некоторых заболеваниях (туберкулез легких, острые воспалительные процессы, злокачественные новообразования, атеросклероз, истощение и др.) закаливание солнцем противопоказано.
4.2.СЕАНСЫ В ФОТАРИЯХ
Использование солнечного света для укрепления здоровья и повышения закаленности организма не всегда возможно. Объясняется это тем, что величина наиболее биологически активной части солнечного излучения - ультрафиолетовой радиации - подвергается значительным колебаниям. Осенью и зимой, когда солнце стоит низко над горизонтом, его лучи проходят более длинный путь в атмосфере и поэтому интенсивность ультрафиолетовой радиации резко снижается.
В промышленных центрах ультрафиолетовые лучи задерживаются пылью и дымом. Даже обычное оконное стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, и оттого наше жилище пребывает, как выражаются ученые, в состоянии биологической тьмы. К этому следует добавить, что в зимнее время года открытая поверхность тела, подвергающаяся облучению, заметно уменьшается: летом она составляет 11-12% всей поверхности тела, а зимой только 5-7%. Вот почему даже в средних широтах, не говоря уже о северных районах нашей страны, организм человека испытывает недостаток в ультрафиолетовых лучах.
Ученым удалось создать искусственные источники ультрафиолетовых лучей, чтобы использовать их в период снижения естественной ультрафиолетовой радиации. Наиболее распространенные из них - ртутно-кварцевые лампы, образно называемые искусственным горным солнцем (ПРК-7, ПРК-4, ПРК-2).
Излучение этих ламп характеризуется большой мощностью и содержит коротковолновые лучи, не встречающиеся в солнечном спектре. Человек не имеет к ним защитных механизмов. Облучение с помощью ртутно-кварцевых ламп в связи с этим возможно проводить только в специально оборудованных помещениях - фотариях - под постоянным наблюдением и контролем медицинского персонала. Главное условие использования искусственных источников ультрафиолетовой радиации - расчет оптимальной дозы облучения, так называемой биологической дозы. Она показывает меру индивидуальной чувствительности кожи к воздействию излучения данного источника ультрафиолетовой радиации. Биологическая доза определяется с помощью специального дозиметра.
При облучении в фотариях обнаженные люди располагаются около источников ультрафиолетовой радиации. Во время сеансов необходимо надевать специальные очки для защиты глаз от коротковолновых ультрафиолетовых лучей и строго соблюдать установленные врачом индивидуальные дозировки облучения. Фотарии должны быть оборудованы вентиляцией, обеспечивающей 4-5-кратный обмен воздуха в час. Значение фотариев особенно велико в тех районах, где климатические условия или условия труда исключают возможность использовать естественную солнечную радиацию. Облучение в фотариях получило широкий размах в нашей стране. Так, в фотариях Донбасса периодически облучаются свыше 30 000 шахтеров. Опыт показал, что регулярное облучение с помощью искусственных источников ультрафиолетовой радиации укрепляет организм, повышает работоспособность, служит прекрасным средством в борьбе с инфекцией.
Стремясь сделать облучение более простым и удобным, советские гигиенисты и светотехники создали новый источник ультрафиолетовой радиации - эритемную люминесцентную лампу. Эритемной она называется потому, что ее излучение обладает способностью, так же как и ультрафиолетовое излучение солнца, вызывать временное покраснение кожи (эритему), переходящее затем в загар, а люминесцентной - оттого, что по своему устройству похожа на обычную лампу дневного света, применяемую для освещения.
В последнее время стали применяться эритемные ртутные лампы высокого давления с встроенным балластом (ДРВЭД). Излучение эритемных люминесцентных ламп содержит необходимые для человека длинноволновые ультрафиолетовые лучи в диапазоне от 280 до 380 нм, а его интенсивность значительно меньше, чем у ртутнокварцевых ламп. Таким образом, эти источники в любом помещении могут создать ультрафиолетовую облученность, подобную той, какая возникает в естественных условиях.
Использование эритемных люминесцентных ламп для обогащения светового потока ультрафиолетовыми лучами в разных помещениях (предприятия, школы, детские сады, больницы) в осенне-зимний период года служит эффективным средством профилактики светового голодания, способствует укреплению здоровья, улучшению самочувствия, стимулирует защитные силы организма.
Особенно полезны ультрафиолетовые облучения с помощью искусственных источников лицам, живущим в северных районах нашей страны, где на протяжении долгой зимы организм человека почти полностью лишен благотворного влияния солнечных лучей. Эритемные люминесцентные лампы нашли свое применение и в спортивных залах. Ведь тренировочные занятия создают весьма благоприятные условия для проведения облучений, так как атлеты тренируются в открытых костюмах.
4.3.ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-
РЕЗУЛЬТАТЫ
Было выяснено, что закаливание детей и подростков соответствует общеьиологической закономерности, согласно которой растущий организм обязательно должен подвергаться воздействиям температурных колебаний. Они являются непременным условием его эффективного роста и развития. Однако следует учитывать особенности терморегуляции детей и подростков, состоящую в том, что обеспечение постоянства температуры тела, требует очень большого напряжения всех физиологических механизмов, а когда их мощностей не хватает, наступают различные нарушения. Поэтому закаливание нужно проводить в щадящем режиме.
Абсолютно у всех людей закаливание повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям; повышает неспецифическую устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливает иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
ВЫВОДЫ
В механизме закаливания лежит общий адаптационный синдром. Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимых[6]. Повышается устойчивость к заболеваниям. Закаливание благопиятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, пи облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращеия в тканях и органах (эти реакции обуславливают благопиятное действие на весь организм).
К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
Здоровье человека на 50-70% зависит от образа жизни, в понятие "здоровый образ жизни" входит и закаливание, которое, как фактор повышения сопротивляемости, чрезвычайно актуально для детей раннего возраста в связи с ростом числа часто болеющих именно в этой возрастной группе.
В данной работе рассматриваются такие специальные закаливающие процедуры, как воздушные, солнечные и, водные ванны. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, сауну, русскую баню. Для усиления воздействия предлагается проводить контрастное закаливание с настоем различных трав. Выяснено, что так называемые фармакологические методы закаливания не влияют на уровень и динамику респираторной заболеваемости в отличие от контрастного закаливания.
Следует помнить о положительных эмоциях. В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что поощряя детей и взрослых педагоги[7] сохраняют и укрепляют их здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С. 31.
2. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.
3. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. - С. 220.
4. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. - С. 115.
5. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.
6. Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ у детей: Автореферат. - М., 1987. - С. 18.
7. Попов С.В. Валеология в школе и дома ( О физическом благополучии школьников).-СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
8. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. Москва. Медицина.1991.
86
[1] Смотри в «Теоретической части» главы 12,13,14,15.
[2] На организм влияют не только природные факторы. Так в данном исследовании рассматривается влияние высокой температуры ( баня ).
[3] Смотри «Практическую часть».
[4] Смотри список литературы.
[5] Смотри раздел « Результаты».
[6] Из определения адаптации по Ф.З. Мейерсону.
[7] -Учителя. тренеры, инструкторы.
Информация о работе Закаливание организма как составляющая ЗОЖ