Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:48, реферат

Краткое описание

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 3
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 4
2.1. Плодотворный труд 4
2.2. Режим труда и отдыха. 4
3.Вредные привычки. 7
3.1 Влияние на здоровье человека курения. 7
3.2 Влияние на здоровье человека алкоголя. 8
3.3 Влияние на здоровье человека наркотиков. 9
4. Рациональное питание. 9
4.1 Раздельное питание 10
4.2 Витамины 11
4.3 Микроэлементы 11
4.4 Питьевой режим 12
5. Наследственность. 14
6. Оптимальный двигательный режим 14
7.1 Воспитание силы. 15
7.2 Воспитание быстроты. 16
7.3 Воспитание выносливости. 17
7.4 Воспитание ловкости 17
7.5 Воспитание гибкости. 18
7.6 Закон суперкомпенсации. 18
8. Закаливание. 19
8.1 Польза закаливания. 19
8.2 Виды закаливания. 20
9. Личная гигиена. 22
10. Режим дня. 23
10.1 Правильный сон. 23
10.2 Режим питания. 24
11. Экосистема дома. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

зож.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

Основоположниками действующих в настоящее время подходов к раздельному питанию можно считать У.Г. Хэя и Г. Шелтона, хотя их рекомендации во многом не совпадают.

4.2 Витамины — это необходимые нашему организму органические вещества, которые не могут синтезироваться им самим (за редким исключением) и поступают с пищей. Витамины обеспечивают процессы жизнедеятельности в организме, влияют на наше общее самочувствие

Многие психологические, психические и физические проблемы можно избежать, если просто снабжать свое тело теми витаминными нормами, которые определила сама природа. Основные витамины, необходимые организму для нормальной работы: С, В1, В2, В12, В6, А, D, Е.

4.3 Микроэлементы требуются организму человека в минимальных количествах. Они составляют всего 4% веса человека. Из организма они выводятся в количестве около 25 г в сутки, в составе минеральных солей. Поэтому ежедневно нужно эти микроэлементы «вернуть» организму в такой же усвояемой форме.

В организм микроэлементы поступают с продуктами питания, водой, воздухом. Некоторые органы накапливают запасы необходимых микроэлементов.

Биологическая роль и функции микроэлементов в организме человека различны. Большое количество металлов входит в состав ферментов, обеспечивая их биологическую активность. Известно более 200 металлов-ферментов. Часть микроэлементов выполняет структурную роль, входит в состав биологически активных соединений, например йод входит в состав гормонов щитовидной железы, кобальт – к витамину В12, железо – к гемоглобину, магний – к хлорофиллу и т.д. Недостаток или избыток микроэлементов в организме является причиной некоторых заболеваний человека и животных.

Микроэлементы – химические элементы, которые содержатся в организме человека в незначительном количестве (менее 0,0001%) и необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности. К микроэлементам относят более 30 элементов.

4.4 Питьевой режим — это наиболее рациональный порядок  употребление воды в течение суток. При этом питьевой режим напрямую привязан к правильному  питанию, так как помимо приема пищи,  для человеческого организма жизненно необходимо и достаточное потребление воды. Ведь вода принимает участие в процессах терморегуляции,  растворяет минеральные соли, осуществляет “транспортировку” питательных веществ внутри тела, выводит продукты обмена из организма и др. Исследованиями ученых уже доказано, что употребление оптимального количества воды может свести к минимуму проявления таких хронических заболеваний как боль в спине, мигрени, ревматические боли, а также снизить уровень холестерина в крови, нормализовать кровяное давление и способствовать снижению веса.

При недостаточном употреблении воды увеличивается вязкость крови, увеличивается нагрузка на сердце, нарушаются процессы теплообмена, снижается работоспособность.

И в то же время, при неумеренном питье нагрузка на почки может увеличиться в 10 раз.

Только с дыханием человек теряет почти пол-литра воды ежедневно. В среднем каждый день мы расходуем около 2,5 литра воды во время дыхания, потоотделения, в процессе вывода из организма с мочой и калом продуктов жизнедеятельности, а также для выполнения других физиологических потребностей.

Подсчитано, что для восполнения этих  потерь человек, вес которого 56 кг, должен потреблять в среднем 8 стаканов жидкости в день. Пейте не менее 1,5-2 литров воды в день! Чтобы более точно определить потребности организма в воде, необходимо учитывать еще и факторы, влияющие на увеличение потребности в выпиваемой жидкости.  Здесь играют роль и возраст, и физическая активность, и климатические факторы, и условия труда.

Необходимо пить больше воды при следующих условиях:

  • Повышение температуры окружающего воздуха
  • Болезненное состояние и повышенная температура тела
  • Повышенное содержание белка в рационе
  • Активные физические нагрузки
  • Женщины, кормящие грудью
  • Если Вы курите
  • Если Вы любите частые застолья
  • При увеличении массы тела
  • Если Вы пьете кофе или крепкий чай (более одной чашки в день)
  • Если Вы употребляете алкоголь

5. Наследственность.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье ― наследственность. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

6. Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.  Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно  постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или  иное физическое качество.

7.1 Воспитание  силы.

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; и от внутренних – функционального состояния мышц и психического состояния человека.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при выдохе и наименьшая - при вдохе.

Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой, путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

7.2 Воспитание  быстроты.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

а) быстроту двигательных реакций;

б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;

в) частоту (темп) движений.

Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения и представляет собой сенсорную реакцию. Различают простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций значительно короче времени сложных. Простая реакция- это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал.  Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная работоспособность и высокая эмоциональность человека, желание выполнять упражнение на заданный результат.

7.3 Воспитание  выносливости.

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления.

7.4 Воспитание ловкости.

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигатель­ной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны  поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения.

7.5 Воспитание гибкости.

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воз­действуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

7.6 Закон  суперкомпенсации.

Закон суперкомпенсации - биологический закон, сформулированный К. Вейгертом. Заключается в том, что организм в ответ на трату веществ или потерю тканей (в известных пределах) реагирует образованием новых таких же веществ и тканей, в количестве, превосходящем утраченное. Закон суперкомпенсации имеет большое значение для понимания функциональных и биохимических изменений, наступающих в организме под влиянием. Восстановление источников энергии, затрачиваемых во время мышечной деятельности, проходит ряд фаз, волнообразно возвращаясь к исходному уровню.

8. Закаливание.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать закаливание, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

8.1 Польза  закаливания.

Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды. То есть закаленный организм даже при значительных колебаниях температуры окружающей среды поддерживает температуру внутренних органов в достаточно узких границах. Кроме этого закаливание человека повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням. Закаливание считают одним из лучших способов сохранить здоровье.

8.2 Виды закаливания.

Закаливание организма можно разделить на несколько видов в зависимости от проводимых процедур:

Аэротерапия – закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем  самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.

 Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках, так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.

Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом. Закаливание солнцем повышает устойчивость нервной системы, ускоряет обменные процессы организма, повышает сопротивляемость организма, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы, имеет тонизирующее воздействие почти на все функции организма.

Закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов. Неправильное закаливание солнцем может привести к тяжелым заболеваниям. Закаливание солнцем должно происходить постепенно и учитывать возраст, состояние здоровья человека, климатические условия и другие факторы.

Хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.

Информация о работе Здоровый образ жизни