Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:24, реферат
Для этого достаточно перейти на тот образ жизни, который предписан нам природой: придерживаться растительного питания, учиться правильно дышать, больше двигаться, заниматься психорегуляцией, использовать закаливающие процедуры.
И самое главное — не терять, а развивать систему здорового образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ
1. Здоровый образ жизни и его ценность
2. Воспитание здорового образа жизни студентов
3. Основы здорового образа жизни студента
4. Режим дня, как фактор здорового образа жизни студента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
План:
ВВЕДЕНИЕ
1. Здоровый образ жизни и его ценность
2. Воспитание здорового образа жизни студентов
3. Основы здорового образа жизни студента
4. Режим дня, как фактор
здорового образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Введение
Может ли человек прожить 100 и более лет не болея, полностью сохраняя ясность ума, интерес к жизни, работоспособность?
— Может и должен, - утверждают многие врачи, авторы оздоровительных систем, психологи и народные целители.
Для этого достаточно перейти на тот образ жизни, который предписан нам природой: придерживаться растительного питания, учиться правильно дышать, больше двигаться, заниматься психорегуляцией, использовать закаливающие процедуры.
И самое главное — не терять, а развивать систему здорового образа жизни.
Мир подходит к третьему тысячелетию, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научные открытия атома -- как смертоносного орудия и т.д.).
Достигнув колоссальных успехов в технике и науке благодаря «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой, а возможности его (человечества) неограниченны и созидательные способности будущих открытий никем не спрогнозированы.
Особую актуальность в
последнее время приобретают
вопросы здорового образа жизни
молодежи. Отметим, что здоровый образ
жизни для каждого
Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.
В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.
1. Здоровый образ жизни и его ценность
Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни - это "лицо" индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.
Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - это в первую
очередь экономическая
Если попытаться оценить
роль каждой из категорий образа жизни
в формировании индивидуального
здоровья, то можно заметить, что
первые две эквипотенциальны, т.к. носят
общественный характер. Отсюда понятно,
что здоровье человека будет в
первую очередь зависеть от стиля
жизни, который в большой степени
носит персонифицированный
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Здоровый образ жизни
объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных
и бытовых функций в
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:
- образ жизни должен быть возрастным;
- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;
- образ жизни должен быть укрепляющим;
- образ жизни должен быть ритмичным;
- образ жизни должен быть аскетичным.
К социальным принципам можно отнести:
- образ жизни должен быть эстетичным;
- образ жизни должен быть нравственным;
- образ жизни должен быть волевым;
- образ жизни должен быть самоограничительным.
Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей).
По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
В то же время сложившаяся ситуация в современном мире не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам.
2. Воспитание здорового образа жизни студентов
Воспитание есть процесс
воздействия внешней энергии
на внутреннюю энергию (энтелехию) человека.
В результате взаимодействия двух (внутренней
и внешней) энергетических систем происходит
возбуждение, движение, изменение и
развитие генетических человеческих задатков.
Воспитание в широком смысле слова
является единственным универсальным
средством развития. Все человеческие
задатки развиваются и
Современная российская официальная образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.
Самый главный порок современной
образовательной системы
Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.
Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.
Много современных молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, являются приверженцами определенного образа жизни, в котором определенным эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. Причем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи.
Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого, во многих вузах проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. А также во многих регионах нашей страны проводятся исследования, направленные на выявление физического, социального и психологического здоровья студентов. Диагностический анализ состояния их физического, социального и психического здоровья полностью подтверждает прописную истину: по качеству энтелехии они все разные. У них разные стартовые площадки жизнедеятельности, разное здоровье, разные судьбы.
Диагностические тесты М. Люшера и Л. Бондс стабильно показывают: у всех студентов есть отклонения от норм здоровья. Они все больные в разной степени, живут в тревоге, многие в стрессовом состоянии. Редкий студент ведет здоровый образ жизни.
По существу, образ жизни человека и есть реальное объективное образование в действии, то, чем он является на самом деле. Это внутренний и внешний облик его тела, личности и души в самодвижении.
Следует отметить, что зачатки
образа жизни, закладываются в раннем
детстве. Из бесед с родителями студенты
обнаруживают, что их отцы и матери
никогда не задумывались над этими
вопросами. Главным стимулом для
зачатия было желание иметь ребенка.
Большинство студентов желанные
дети для своих родителей. Но нередко
встречаются и зачатые
Так, некоторые нежеланные
дети, которые испытывают некоторые
ущемления и внутреннюю тревогу
для желания самовыражения, переходят
на образ жизни, в котором бытует
алкоголь и табак. Например, студентка
испытывает потребность освободиться
от стресса. Жаждет мира, покоя и
чувства удовлетворенности. Понимает,
что сама не может изменить ситуацию,
однако не желает безоговорочно вверять
свою участь в чужие руки, даже любимому
мужу. Оказывает сопротивление