Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:17, реферат
При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то жевРемя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.
Введение…………………………………………………………………………..3
Методические подходы к преодолению защитной реакции при обучении гимнастическим упражнениям…………………………………...4
Систематизация приемов помощи и страховки…………………………….6
Методика обучения приемам страховки и помощи……………………….12
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………...16
Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
«Северный колледж физической культуры и спорта»
(ФГБОУ СПО «СКФКиС»)
Реферат
По дисциплине «Гимнастика»
Тема: «Какие виды помощи и страховки используются при обучении гимнастическим упражнениям»
Выполнил студент Шмаков И. Н.
Группа 201-ФК Заочное отделение
Проверил Булычев Л. Ю. Оценка _____________________
Дата сдачи: «_______»______________ 20 _____ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гимнастов и эффективной мерой предупреждения травматизма.
Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.
При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то жевРемя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.
Современная спортивная гимнастика развивается по пути увеличения сложности, надежности и элегантности исполнения упражнений.
Во время занятий гимнастикой изучаются самые разнообразные упражнения, многие из которых связаны с риском. Наличие риска воспитывает у занимающихся такие положительные качества, как воля, стремление к победе, собранность и настойчивость. Росту сложности в значительной степени способствовало появление технических средств обучения (поролоновые ямы, тренажеры, эластичная акробатическая дорожка, и т.д.) и совершенствование методики обучения сложным, рискованным элементам (создание обучающих упражнений). Это в значительной степени облегчило работу тренера (учителя). Вместе с тем, чрезмерно увлекаясь применением технических средств, тренер (учитель) постепенно теряет определенные профессиональные навыки страховки и помощи, и непосредственный контакт с учеником, в результате которого он мог определять степень освоения им того или иного упражнения. Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по спортивной гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений.
Для успешного освоения упражнения, особенно в фазе обучения, необходимо, в первую очередь, создать правильное представление об изучаемом элементе. При первых попытках выполнить упражнение необходимо максимально обезопасить его выполнение, применяя различные виды страховки, как индивидуальной, так и групповой, при помощи страхующих снарядов и приспособлений, а также со снарядами меньшей высоты и специально оборудованными: низкими брусьями, брусьями с наклонными жердями, с установкой матов на снаряд, использованием батута и т.п.
Помощь способствует более быстрому овладению техникой гимнастических упражнений. Применяя помощь наряду с объяснением и показом изучаемого упражнения, можно создать у занимающегося правильное представление о движении, дать ему возможность физически почувствовать правильную технику. Известно, что, каким бы полным ни было предварительное представление об упражнении, созданное у учеников названием, показом и объяснением движения, оно все-таки неточно. При первых самостоятельных попытках выполнения движения представления гимнаста уточняются благодаря непосредственно воспринимаемым ощущениям.
Задача помощи и состоит в том, чтобы сделать эти ощущения гимнаста наиболее правильными и тем самым способствовать более быстрому овладению разучиваемым упражнением.
Также кроме помощи, оказываемой тренером гимнаст должен владеть самостраховкой - умением самостоятельно выходить из трудных ситуаций при неудачном выполнении упражнений: вовремя согнуть руки или отпустить снаряд (или, наоборот, захватить его), согнуть ноги, повернуться или согнуться и т.п. и соскочить со снаряда, избежав повреждения или падения. Каждый гимнаст определяет приемы самостраховки в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
Страховку и особенно помощь надо рассматривать как важный методический прием, позволяющий успешнее осваивать процесс обучения и тренировки. Одновременно с этим страховка является надежным средством предупреждения травматических повреждений при неудачном выполнении упражнений.
Рост сложности элементов требует от тренеров (учителей) специальных знаний, навыков и умений при оказании помощи и страховки. Практика показывает, что большинство молодых специалистов, оканчивающих институты, не имеют четкого представления о содержании, назначении и необходимости страховки и помощи, и не обладает достаточным запасом навыков и умений в данной сфере тренерской деятельности. При обучении гимнастов сложным элементам они вынуждены идти путем проб и ошибок.
В последнее время в спортивной гимнастике широкое признание получило обучение базовым элементам, содержащим все необходимые компоненты техники и позволяющим переходить к более сложным формам движений данной группы. Естественно, возникает вопрос, есть ли необходимость обучать большему количеству приемов помощи и страховки? По-видимому, существуют определенные закономерности, позволяющие объединить их в более крупные блоки.
В литературе можно выделить следующие виды помощи и страховки: страховка, поддержка, помощь, фиксация, проводка, подталкивание.
В результате анализа литературных данных были выделены следующие приемы помощи и страховки:
Проводка - действия тренера (учителя), сопровождающего гимнаста по всему движению или его отдельной фазе.
Фиксация - длительная задержка гимнаста тренером (учителем) в определенный период движения.
Подталкивание - кратковременная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх.
Поддержка - кратковременная помощь при перемещениях гимнаста сверху вниз.
Подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при выполнении поворотов.
В практике используются как отдельные приемы, так и различные их сочетания, применяемые одновременно или последовательно. Условно они были названы комбинированными и серийными.
Примером комбинированного приема может служить использование подталкивания в сочетании с подкруткой, подкрутки с поддержкой, серийные приемы используются в соответствии с построением комбинации: например, подталкивание - поддержка, поддержка - подталкивание и т.д.
Все приемы можно представить в таблице:
Приемы помощи - физические действия тренера (учителя), облегчающие выполнение упражнения |
Приемы страховки - готовность и действия тренера (учителя) с целью предотвращения травм спортсмена |
Проводка |
|
Фиксация |
Фиксация |
Подталкивание |
|
Поддержка |
Поддержка |
Подкрутка |
|
Комбинированные |
|
Серийные |
|
Выбор места и переходы | |
Захваты |
В связи с поисками закономерностей в качестве примера взяты упражнения на перекладине и брусьях, имеющие структурное сходство. Кроме того, при их выполнении наиболее ярко проявляются особенности техники, присущие большой группе маховых гимнастических упражнений, являющихся типичными для спортивной гимнастики. Анализ велся в соответствии со структурой гимнастических упражнений, в которой принято выделять подготовительные, основные и завершающие действия. Рассмотрим, как целесообразно использовать те или иные приемы помощи и страховки при выполнении гимнастом упражнений различных структурных групп на данных видах многоборья параллельно с анализом техники. Однако здесь надо отметить, что, при всей схожести маховых движений на выбранных для анализа снарядах, страховка на них отличается, так как большинство упражнений на брусьях выполняется в упорах, то есть в неустойчивом равновесии, а на перекладине - в висах (устойчивое равновесие). Действия тренера должны быть направлены на перекладине, в основном, на предотвращение отрыва кистей от снаряда, а на брусьях, кроме того, и на помощь гимнасту в сохранении равновесия.
Подготовительная стадия включает исходные положения и действия, непосредственно подводящие к основной стадии.
Неправильное выполнение подготовительных действий не только затрудняет выполнение основных действий, но и, в отдельных случаях, вызывает травмоопасную ситуацию, поскольку, например, в движениях большой амплитуды, силы, действующие на гимнаста в нижней вертикали, достигают 300 кг и более.
Главная трудность в основных действиях заключается в преодолении силы тяжести. В этом случае нормальному выходу гимнаста в упор или стойку на руках будет способствовать подталкивание. В движениях, связанных с выполнением поворотов через стойку на одной руке остановка в этом положении чревата падением на снаряд. Для предотвращения падения необходимо применять подкрутку.
Завершающая стадия - конечное положение, часто определяющая форму и трудность упражнения. Выполнение завершающих движений, как известно, зависит от предыдущих. В то же время в самой завершающей стадии возникают ситуации, представляющие определенную трудность. В соскоках гимнаст может "недокрутить", и вследствие чего упасть на спину или живот. В данном случае в зависимости от ситуации необходима поддержка или фиксация.
Подобное выделение типичных действий и положений гимнаста в каждой ситуации позволяет говорить о характерных приемах помощи и страховки.
В подготовительной стадии, связанной с принятием исходного положения и дальнейшим перемещением гимнастов из упоров в висы или более низкие упоры, возрастанием скорости перемещения, в основном используются приемы фиксации (в исходном положении) и поддержки (в перемещениях). В основной стадии, связанной с перемещением тела гимнаста кверху и тормозящим действием силы тяжести, применим прием подталкивания. При выполнении движений, связанных с поворотами на данной руке, применяется подкрутка. В завершающей стадии, где окончательно оформляется движение и совершается приход в определенные конечные положения, применимы приемы поддержки и фиксации. Характер самих действий тренера (учителя) при осуществлении приема зависит от формы элемента и структурной группы, к которой он относится. Таким образом, действия тренера (учителя) по оказанию помощи и страховки должны быть основаны на знании техники выполнения элементов Предлагаемая классификация приемов помощи и страховки позволяет тренеру (учителю) подобрать различные способы действий в зависимости от конкретной ситуации, связанной с тем или иным этапом обучения или совершенствования. Анализ техники основных упражнений на перекладине и брусьях показал, что есть возможность сузить круг приемов помощи и страховки и тем самым облегчить овладение этими приемами.